Просмотр содержимого документа
«Организационные формы обучения информатике в рамках проекта «Мега-класс»: Ачинский кластер»
О. А. Соколова
МАОУ «Школа №3 с углубленным изучением математики»
г. Ачинска Красноярского края
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА «МЕГА-КЛАСС»: АЧИНСКИЙ КЛАСТЕР
Появление компьютеров и других средств ИКТ уже давно порождает надежды на качественное улучшение работы школ. Сегодня учителя и школьники пользуются компьютерами, о которых пионеры компьютерного обучения не могли даже мечтать. Тем не менее, и сегодня мы нечасто встречаем убедительные примеры того, как новые информационные технологии изменили практику образовательной работы и помогли решить непростые задачи, с которыми ежедневно сталкиваются педагоги. И это проблема не только дидактики, но и принятых организационных форм образовательного процесса.
Традиционная школа была рождена информационными технологиями своего времени, основана на учебной книге и рассказе учителя. Требуется изменение организационных форм учебной работы и позиции учителей, чтобы использовать ИКТ как инструмент педагогических инноваций.[1]
Концепция и содержание курсов информатики не отражают тенденции развития вычислительной техники, технологий обработки информации определяют приход эры суперкомпьютеров, кластерных систем и многоядерных процессоров, распространение параллельных вычислений, параллельных процессов обработки информации, распределенных принципов сетевого взаимодействия.
В методике преподавания информатики выявляется целый класс проблем:
нет четкого мультимедийного сопровождения курса информатики;
остается проблема контроля знаний учащихся, как составной части процесса обучения;
переход школ на операционную систему Linux, а вместе с тем дети дома используют Windows;
нет методического сопровождения под Linux;
содержание программ по информатике у многих авторов различны;
недостаточное количество часов учебного плана.
Решение данных задач вызывает необходимость поиска средств раскрытия индивидуальности личности, использовании инновационных форм и методов обучения информатике.
Основные задачи, которые должен ставить перед собой учитель, следующие:
Привлечь учащихся к изучению информатики.
Использовать современные ИКТ средства обучения в учебном и воспитательном процессе. [2]
Наиболее перспективными, для поставленных задач, являются модели обучения на облачных технологиях, реализующих принцип все-для-всех и все-для-одного.
Модель мега-класса опирается на учебно-методический комплекс, нацеленного на реализацию единого учебного процесса по обучению учеников в межшкольном кластере, подготовки студентов в условиях реальной учебной практики в этом кластере и повышения квалификации учителей во время их профессиональной деятельности на собственных уроках, в условиях ИКТ и с применением облачных и дистанционных образовательных технологий.
Мега-урок проводится одновременно во всех школах кластера, с участием преподавателей и студентов, которые совместно с учителями школ готовили очередной урок и проводят согласно концепции сетевого курса. Облако представляет порталы обучающих средств (ментальные учебники, видеолекции и пр.), диагностик качества обучения, компетенций учащихся, разработок учащихся, студентов и преподавателей по актуальным проблемам науки и общества.
Уроки предусматривают регламент сетевого взаимодействия всех участников
Обобщенная модель урока:
Вводное занятие - погружение в проект в форме видеоконференции;
Теоретическая часть в форме: описания проблемы, видеолекции, презентации на платформе Web-сервисов и др.;
Совместная деятельность педагога и учащихся. Разделение учащихся на группы из разных школ, при этом студенты университета являются тьюторами, которые организовывают активную работу с вопросами модератора одновременную оценку на предмет качества выполнения задания (информационно - учебный кейс, включающий карту ответа);
Предъявление результата работы в виде вывешивания на «стену ответов»;
Комментарии ответов. Вариантов несколько: а) комментируют студенты; б)комментирует выборочно модератор; в)коллективное обсуждение учащихся и т.д.;
Подведение итогов в виде обобщения обсуждений и комментариев на слайде;
Обозначение опережающей проблемы на следующее занятие (пропедевтика);
Заполнение мониторинговых или рейтинговых форм для отслеживания достижений учащихся в виде оценки учителем, самооценки, взаимооценки (на выходе или на каждом этапе урока). Возможность занесения результата в тестовой оболочке.
Модель: Решение «живых» задач
Модератор создает ситуацию для решения живых задач (наличие банка живых задач по блокам);
Учитель создает ситуацию выбора: а) одна задача на класс; б) одна задача на группу по принципу: «Выбрал, неси ответственность». Выбор дает для учителя информацию о личностных результатах;
Открытость обсуждения решения задачи путем выставления на форуме портала. В обсуждении принимают участие студенты, возможны комментарии к оценкам, свободное обсуждение;
Примечание: предусмотреть единые требования к составлению задач, разработать шаблон решений и систему критериев оценки. За каждой группой учащихся закрепить студентов. Организовать мониторинг сетевого общения.
Модель: Решение типовых задач
Организация видеотрансляции занятия модератора с группой студентов по определенной теме;
Просмотр данной видеотрансляции учениками с возможностью включения в процесс;
Предварительно учитель мотивирует учащихся на включение в процесс решения.[3]
Список литературы
Информатика// №15 /2010, издательский дом «Первое сентября» Методическая газета для учителей информатики
http://tmo.ito.edu.ru/2013/section/222/96093/
http://dpo.kspu.ru/course/view.php?id=80