СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока биологии: "Организм человека как биологическая система".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

Цели:

- сформировать у учащихся понятие о физиологических системах организма человека; выявить взаимосвязь строения и функций основных биологических систем организма человека;

- формировать умения различать органы и системы органов на объемных моделях, плакатах, рисунках; продолжить формировать понятие об организме как о едином целом;

- развивать мышление, память, умения сравнивать и анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности; развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании ;  

- воспитывать бережное отношение к собственному организму;

- продолжить формирование умений работать в малых группах, оценивать себя и одноклассников; 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии: "Организм человека как биологическая система".»

Разработка урока по теме:

Организм человека как биологическая система

Учитель биологии – Сидоренкова Юлия Васильевна

Класс: 8

Цели:

- сформировать у учащихся понятие о физиологических системах организма человека; выявить взаимосвязь строения и функций основных биологических систем организма человека;

- формировать умения различать органы и системы органов на объемных моделях, плакатах, рисунках; продолжить формировать понятие об организме как о едином целом;

- развивать мышление, память, умения сравнивать и анализировать, применять полученную информацию в практической деятельности; развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании ;

- воспитывать бережное отношение к собственному организму;

- продолжить формирование умений работать в малых группах, оценивать себя и одноклассников;

Коррекционные цели:

-диагностика индивидуальных особенностей учащихся при выполнении индивидуальных и групповых заданий (репродуктивных, практических, творческих) на разных этапах урока;

  • способствовать формированию компетентностей (социальных, здоровьесберигающих, информационных, коммуникативных);

  • развивать познавательный интерес, активное, творческое мышление, наблюдательность при работе с моделями, таблицами, текстовой информацией и видеоматериалом по теме урока;

  • расширять представление о составляющих здоровья в нашей жизни;

- способствовать укреплению здоровья учащихся путем использования здоровьесберигающих технологий при проведении урока.

  • Оборудование:

- лупы, средства коррекции для учащихся; подставки;

- инструктивные карты к уроку; учебники;

  • словарь основных понятий и терминов темы;

  • карточки с заданиями (тестовые и индивидуальные);

  • магнитная доска;

  • технические средства обучения (телевизор и DVD проигрыватель);

  • видеоматериал (видеоролики о работе основных систем органов человека);

  • аудиоматериал – музыка для релаксации и проведения коррекционной паузы;

  • цветные карточки для фронтальной работы;

  • модель торса человека;

  • объемные модели органов: глазного яблока, ушной раковины, сердца, щитовидной железы, головного мозга, легких;

  • модели суставов и трубчатых костей;

  • плакаты с изображением всех основных систем органов (кровеносной, дыхательной, пищеварительной, нервной, выделительной);

  • карточки с изображением органов и систем органов человека для практических заданий;

  • набор кусочков тканей различных цветов и фактуры (для проведения тактильного эксперимента);

  • ваза с яблоками;

  • парфюмерный набор (духи, дезодоранты) – для проведения эксперимента

Тип урока: комбинированный;

Форма проведения: урок-путешествие по организму человека;

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная;

Базовые понятия и термины: орган, организм, клетка, ткань, система органов, физиология человека, анатомия, гигиена, здоровье, гормоны, нервная система, дыхательная система, кровеносная система, сенсорное восприятие, органы чувств, физиологические системы, функциональные системы;

Межпредметные связи: химия, физика, география, природоведение, экология, литература, трудовое обучение, физическая культура.

Формы и методы работы:

  • пояснительно-иллюстративные (рассказ и демонстрация с объяснением, работа с таблицами, дидактическими материалами, опорными схемами, фронтальная беседа, просмотр видеороликов);

  • практические (выполнение практических заданий, проведение сенсорных экспериментов, работа с объемными моделями, макетами, таблицами);

  • интерактивные (работа в парах, микродискуссия, выполнение индивидуальных заданий, просмотр видеоматериала с последующим обсуждением, проверка усвоения материала с помощью цветных карточек);

  • исследовательские (индивидуальные домашние задания - подготовить творческие работы - по теме, составление синквейнов по заданным темам);

  • релаксационные (проведение коррекционной паузы);

Структура урока:

I) Организационный этап – 1-2 минуты

  1. Организация класса.

  2. Сообщение и обоснование актуальности темы и целей урока.

II) Проверка домашнего задания - 3 минуты

  1. Индивидуальные ответы учащихся

  2. Интерактивное упражнение «Миф или факт»

III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний - 3 минуты.

IV) Изучение нового материала - 18 минут. Коррекционная пауза!! – 3-4 минуты

V) Обобщение и закрепление знаний, коррекция знаний - 13 минут.

  1. Итоговое повторение.

  1. Домашнее задание - 1 минута.

  2. Подведение итогов урока - 2 минуты.

  1. Выставление оценок.

  2. Рефлексия.


Ход урока:

I) Организационный этап:

1) Организация класса:

a) Приветствие: проверка по журналу присутствующих на уроке;

б) Проверка соответствия рабочих мест и зрительного диагноза, наличие средств оптической коррекции, наличие необходимого оборудования, готовность к уроку;

в) Создание эмоционально-положительного фона для работы на уроке

2) Сообщение:

а) темы урока;

б) целей и задач урока;

в) вопросов, необходимых для рассмотрения на уроке;

г) структуры урока

II) Проверка домашнего задания:

  1. Защита собственных творческих работ в форме синквейнов по теме «Органы».

  2. Проверка знаний основных понятий, терминов по пройденной теме – в форме интерактивной игры «Миф или факт» с использованием цветных карточек.

Зеленая карточка означает правильное утверждение, красная – ошибочное. Во время выполнения упражнения учащиеся исправляют неправильные утверждения, обсуждают ошибки.

Интерактивная игра «Миф или факт»

1.Совокупность клеток, которые имеют общее строение, происхождение и выполняют одну и ту же функцию.

2. Основной элемент скелета позвоночных животных, образована костной тканью. В состав ее входят органические и неорганические вещества и вода.

3. Повреждение тканей и органов тела без нарушения целостности кожи, сопровождающееся кровоизлиянием в глубоколежащие ткани.

4. Группа тканей с общим происхождением и функцией, но имеющих разное строение.

5. Наука, изучающая жизнедеятельность целостного организма и его частей – систем органов, тканей, клеток; выявляющая причины, механизмы и закономерности жизнедеятельности организма и взаимодействия его с окружающей средой.

6. Мышца, состоящая из коротких волокон, содержащих одно ядро, не имеет поперечной исчерченности. Из этих волокон образованы стенки артерий и вен, почти весь пищеварительный тракт, желчный и мочевой пузыри. Сокращение этих мышц происходит автоматически, под влиянием внутренних рефлексов.

7. Медицинская наука, изучающая влияние на здоровье человека внешней среды, в которой он живёт и трудится

8. Совокупность тканей и органов, связанных общей функцией.

9. Ткань, состоящая из клеток, плотно прилегающих друг к другу, и небольшого количества межклеточного вещества.

10. Ткань, составляющая основную массу мышц, служит для приведения в движение всего организма и отдельных его органов.

11. Наука, изучающая форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом.

12. Биологическая система отдельного живого существа. Целостная система, обладающая различными уровнями организации – одноклеточным и многоклеточным, который включает в себя уровень клеточный, тканевой, органный, системный и организменный.

III) Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учащихся

  1. Мотивация:

Эпиграфом к уроку служит высказывание известного французского философа Р. Декарта: «Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ваш ум работал правильно»

  1. Актуализация опорных знаний:

Учащиеся проводят первичную рефлексию своей деятельности на уроке с помощью инструктивной карточки «Основные термины по теме», выясняют, какие понятия уже изучены, а какие являются новыми (новые понятия выделены зеленым цветом).

Основные термины по теме:

Организм человека как биологическая система

Анатомия -

Физиология

Гигиена -

Цитология

Гистология

Физиология человека

Здоровье

Биологическая система

Клетка

Органеллы

Ткань

Орган

Гомеостаз -

Физиологические системы органов

Функциональные системы органов

Гормоны

Нервная регуляция функций

Гуморальная регуляция функций -


IV) Изучение нового материала

При изучении нового материала учащиеся работают по следующим направлениям:

  1. Обработка данных опорных конспектов и таблиц, текстовой информации. Данная форма работы проводится в парах с последующим обсуждением фронтально.

Инструктивная карта: «СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА»

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

ОРГАНЫ

ФУНКЦИИ

Опорно-двигательная

Скелет,

мышцы

Опорная,

двигательная,

защитная


Покровная


Кожа, слизистые оболочки

Защитная, терморегуляция


Пищеварительная система

Кишечник, пищеварительные железы

Переваривание и усвоение питательных веществ

Кровеносная система

Сердце, кровеносные сосуды

Транспортная, защитная, терморегуляция

Лимфатическая система

Лимфоузлы и лимфатические сосуды

Иммунная, выведение избытка жидкости

Дыхательная система


Легкие, воздухоносные пути

Газообмен между организмом и окружающей средой

Выделительная система

Почки, мочевыводящие пути (мочеточники,

мочевой пузырь)

Выведение продуктов обмена и избытка жидкости

Нервная система

Нервы,

головной мозг, спинной мозг

Координация работы всех органов и систем

Эндокринная система

Железы внутренней секреции (щитовидная)

Гуморальная регуляция функций

Сенсорные системы

Органы чувств (органы зрения, слуха, вкуса, обоняния)

Взаимосвязь организма с окружающей средой

Половая система


Половые органы, половые железы

Размножение, половое созревание

Для уточнения отдельных понятий учащиеся могут обратиться к словарю терминов и понятий.

СЛОВАРЬ терминов по теме:

Организм человека как биологическая система

Система органовсовокупность органов, выполняющих общую функцию.

Физиологические системы органов – это органы, объединенные общим строением, происхождением и функцией.

Функциональные системы – временные объединения разных систем органов для выполнения определенной функции.

Гомеостаз - поддержание постоянства внутренней среды организма.

Гормоны – биологически активные вещества; вырабатываются железами внутренней и смешанной секреции; участвуют в гуморальной регуляции функций.

Нервная регуляция функций – регуляция функций организма, которая осуществляется с помощью нервной системы.

Гуморальная регуляция функций - регуляция функций организма, которая осуществляется с помощью биологически активных веществ – гормонов.

Иммунитет способность организма поддерживать гомеостаз в ответ на попадание чужеродных тел (микроорганизмы, аллергены).

Организм человекацелостная система, способная к саморегуляции и самовоспроизведению.

  1. Работа с объемными моделями, иллюстрациями, таблицами при изучении каждой физиологической системы органов. Данная форма работы проводится во время демонстрации, объяснения учителя, затем - в парах с последующим обсуждением.

  2. Интерактивное изучение: просмотр видеофрагментов о работе кровеносной, нервной, выделительной, дыхательной систем организма человека. Цель такой формы работы: объяснить взаимосвязь строения и функций, согласованную работу органов и систем.

  3. Проведение сенсорных экспериментов:

А) тактильных (исследование тактильной чувствительности при помощи набора тканей)

Б) обонятельных (анализ восприятия запахов и процессов, происходящих в ЦНС)

В) зрительных (анализ зрительного восприятия – объектом служит тарелка с яблоками)

Коррекционная пауза - проводится между этапами изучения нового материала. Коррекционная пауза проводится обязательно под музыку и включает в себя следующие формы работы:

А) Динамическая пауза: физическая разминка, упражнения дыхательной гимнастики;

Б) Выполнение пальчиковой гимнастики;

В) Выполнение гимнастики для глаз;

Г) Релаксационная пауза

При проведении коррекционной паузы используется музыкальное сопровождение: а) медленное, спокойное – для релаксации, для зрительной гимнастики; б) быстрое, веселое – для физической разминки


V) Закрепление знаний, коррекция знаний

Учащиеся получают индивидуальные задания, а в парах осуществляют взаимопроверку. Задания:

А) разобрать и собрать модель «Торс человека»

Б) среди набора органов найти соответствие к определенной системе органов (карточки с названиями выдаются индивидуально)

В) определить взаимосвязь строения и функций предложенных органов или физиологических систем

Г) доказать, что организм – единое целое, используя предложенную на рисунке схему.

Вопросы для итогового закрепления:

  1. Правильно ли называть человека:

А) открытой системой;

Б) системой, обладающей разными уровнями организации?

2. Почему физиологические процессы в организме протекают согласовано?

  1. Перечислите основные свойства биологических систем.

VI) Домашнее задание:

Индивидуально-дифференцированные и творческие задания:

А) выучить основные понятия и термины по теме (словарь);

Б) составить синквейн по теме «Организм человека как биологическая система»;

В) подготовить «рекламу» одной из физиологических систем организма человека;

VII) Подведение итогов урока:

1) выставление оценок в соответствии с критериями и обоснование баллов в соответствии с активностью во время урока и качеством ответов

2) Рефлексия деятельности и настроения на уроке.

РЕФЛЕКСИЯ

На уроке я:

  • Лучше всего запомнил…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Самым важным я считаю…







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!