СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организм как единое целое.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  • Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
  • Основные термины, понятия
  • Система, открытая система, органоиды клетки, строение и функции органов растения, организм – единое целое

Просмотр содержимого документа
«Организм как единое целое.»

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС

Тема: "Организм как единое целое. "

Предмет: Биология

Класс: 6 класс

Тип урока: Обобщение знаний

Технология построения урока:

Здоровье сберегающая, дифференцированная, проблемная, информационная технология, системно-деятельностный метод.

Цель:

  • Сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, сиcтем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

  • Основные термины, понятия

  • Система, открытая система, органоиды клетки, строение и функции органов растения, организм – единое целое

Предметные умения:

  • знать строение и функции корня, побега, цветка, плодов, семян

  • давать определение понятиям «ткань», «орган»;

  • называть особенности строения и функции многоклеточного организма ;

  • признаки взаимосвязи органов;

  • распознать и описать на таблицах органы и системы органов;

  • Растения и животные – целостный организм

  • Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Личностные УУД:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3. Оценивать собственный вклад в работу класса, группы

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

3. Определяют критерии изучения цветка

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей

2. Находить отличия

3.Работа с информационными текстами

4.Сравнивать и выделять признаки


Коммуникативные УУД:

1.Групповая работа по обсуждению информации

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3. Выражать свои мысли и идеи


Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная


Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация, учебник, дополнительный материал, таблицы


Ход урока:


1. Организационный момент

2.Мотивация

Создать эмоционально-психологическую готовность учащихся к общению и предстоящей учебно-познавательной деятельности.

Приветствие.


В тетради запись числа


2. Новая тема: (вступительное слово учителя)На предыдущих уроках мы хорошо поработали по темам, которые познакомили нас с жизнедеятельностью организмов. Давайте вспомним все темы, о которых мы говорили в течение этого учебного года.Для этого воспользуемся помощью учебника. Откройте страницу 141 учебника и подумайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

- Давайте посмотрим на обложку учебника. Как называется наш учебник? Живой организм. Вот с этого мы и начнем.

- Действительно, мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, достаточно выглянуть в окно, пройтись по парку, лугу, лесу, а возможно даже совершить путешествия в далекие страны. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Вопросы:

- Почему же такие разные по форме, размерам, поведению, значению в природе организмы можно назвать живыми?

-Давайте вспомним и назовем свойства живой материи.

Итак, живые организмы имеют сходное клеточное строение. Им свойственны все основные признаки живого. Организмы питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью. Между ними и окружающей средой постоянно происходит обмен веществ и энергии.

Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут отличаться друг от друга. Чем, например, отличается амеба и слон? Да, они существуют на разных уровнях организации.

- Что такое уровни организации живой материи?


- Давайте их назовем. А для этого выполним следующее задание:

         Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня (работа с учебником )

- Наименьшая часть любого живого организма – это ...

Итак, 1 уровень – клеточный. (Запись на доске и в тетрадях)

- Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ...

2 уровень - тканевый

- Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ...

3 уровень - органный

- Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ...

4 уровень – систему органов

- Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ...

5 уровень - организменный

(Показываю название уровней на таблице)

Итак, все живые организмы существуют на разных уровнях    организации, от клеточного до организменного.


- Посмотрите еще раз на название параграфа на странице 141 учебника и уровни организации живой материи. Какой вывод можно сделать из этого? (живой организм – единое целое)


         - Наша задача сегодня на уроке доказать, что живой организм – единое целое. Итак начнем..


Загадка:

С неё начинается развитие и размножение.

В науке она – основной объект изучения.

Хоть сама и мала, но имеет большое значение.

3.Клетка - самый низкий уровень организации материи. Сейчас мы погостим немного у клетки.

(Слабые ученики, пока идет диалог о клетке, рисуют клетку и подписывают ее главные части).


Работа с классом:

- Что лежит в основе строения всех организмов?

- Что такое клетка?

- Почему клетку называют структурно-функциональной единицей любого живого организма?

-А есть ли у клетки главные части?

Вопросы:

- Чем растительная клетка отличается от животной?

- Какие химические элементы составляют основу клетки?

- Из каких веществ состоят живые организмы?

- Давайте посмотрим, как нарисовали клетку наши ученики. (выходит 1 ученик и рисует, остальные показывают в конце урока). Все ли правильно?

Обобщение учителя о клетке.

4.Давайте посмотрим опять на ваш рисунок.

- Во что объединяются клетки?

- Следующий уровень организации материи тканевый.

- Что такое ткань? На какие 2 группы делятся ткани?

-Задание классу. Вспомните и назовите, какие ткани относятся к растительным, а какие к животным. Давайте проверим (проверяют по слайду презентации)

Итак, животные ткани:

Растительные ткани:

Выполните задание: исправь ошибку.

- На столе у вас лежат листы с надписью - Приложение 1. Выполните задание, которое на них написано.

ПРОВЕРКА:

- Проверим животные ткани.

-Но ведь ткань играет для организма какую-то роль?

Давайте выполним задание: соотнесите ткань растения с особенностями строения и выполняемой ею функцией?

-Давайте проверим.



5. Что образуется из тканей разных видов? Следующий уровень организации материи - органный.

- Что такое орган? Для того ,чтобы ответить на этот вопрос давайте воспользуемся помощью учебника. Это задание на индивидуальную работу с книгой, кто быстрее ответит на вопрос тот получает бонусы.

Слабые ученики делают зарисовки различных органов в тетрадях

- На какие 2 группы делятся органы по их назначению? Какие органы относятся к генеративным или репродуктивным?

Загадка:

Не рыли, не бурили, а воду добыли

- О каком органе идет речь? (кор

Дальше класс работает по группам.

Один ряд характеризует корень, второй - стебель, третий – лист,

- виды

- функции

- особенности строения

Проверка работы.


-Назовите теперь органы животных. Давайте поработаем с доской.


5.Связанные между собой органы , объединенные общей работой, называются... (Системой органов).

- Это следующий уровень организации материи для растений или животных?

Выполняется задание: "Соотнести систему органов с органами из которых она состоит и функциями которые выполняет.

ПРОВЕРКА .

- И последний уровень, из тех, что мы пока знаем, это организм

- Какое определение можно дать организму?

 Организм - это живое тело человека, животного или живое растение как единое

 целое, в котором согласованно функционируют различные органы и работают системы 

поддержания жизни.


-Так почему живой органим – единое целое? Докажите мне.


6. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, мы выяснили, что в любом живом организме есть органы, клетки, ткани.

-А какой можно сделать вывод о строении организма используя все данные части?

Давайте еще раз посмотрим на схему:

клетка ткань орган организм.


- Приведите собственные примеры, когда из-за повреждения одного органа страдает целый организм.

- А что отрицательно влияет на работу организма?

- Как влияют курение, алкоголь и наркотики на отдельные органы и как это отражается на целом организме?

Вывод:

7. Подведение итогов, домашнее задание.



8. Выставление оценок. Рефлексия:

Что нового я узнал сегодня на уроке?

Что мне осталось непонятным?

О чём я бы хотел узнать больше?

Поставьте оценку (по пятибалльной шкале) за ценность изученного на уроке, а теперь оценку себе за работу на уроке, и ещё оценку учителю за проведение урока.

Спасибо за урок.



10. Д. З. стр. 41-43;


Приложение 1: Исправь ошибку



ЖИВОТНЫЕ ТКАНИ


РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ



ПОКРОВНЫЕ


ОСНОВНЫЕ


МЫШЕЧНЫЕ


МЕХАНИЧЕСКИЕ


СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ


НЕРВНАЯ



ПОКРОВНЫЕ


МЫШЕЧНЫЕ


МЕХАНИЧЕСКИЕ


ПРОВОДЯЩИЕ


СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ


ОСНОВНЫЕ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ



Приложение 2

Ткани растительного организма

Тип ткани растений


Особенности строения

Функции


1 Образовательная

1.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки.

1. О 1. Придаёт опору растению.

2

Покровная

2.Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует

2. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.

3

Механическая

3.Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стеблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты.

3. Обеспечивает рост растения

4

Проводящая

4.Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами.

4. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

5

Основная

5.Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные.

5. Защищает растение

от неблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).


Работа по группам.

Дайте характеристику части растения по плану:

- виды

- функции

- особенности строения

Приложение 3

Системы органов животных

Система органов

Органы

Функции

1.Пищеварительная

1.Почки,мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

1.Воспроизведение себе подобных

2.Кровеносная

2.Головной мозг, спинной мозг, нервы

2.Регуляция деятельности организма

3.Дыхание

3.Скелет и прикрепленные к нему мышцы

3.Объединение организма в единое целое, связь организма с внешней средой

4.Выделительная

4.Сердце, сосуды

4.Придает телу форму, служит ему опорой, защищает его внутренние органы

5.Опорно-двигательная

5. Железы эндокринной системы

5.Выводит из организма продукты жизнедеятельности

6.Нервная

6. Легкие, жабры, трахеи

6. Переваривание и всасывание питательных веществ

7.Эндокринная

7.Семенники,яичники

7.Снабжает органы питательными веществами и кислородом, выносит продукты обмена и углекислый газ

8.Половая

8. Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие

8.Обмен газов в организме



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!