СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ориентирование и азимут".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Ориентирование и азимут".»

Тема: Ориентирование

Тема урока

Ориентирование.

Цель урока:

Формирование безопасного поведения в окружающей среде.


Программные требования


Ученик по окончанию изучения темы урока:

- умеет применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

-самостоятельно оценивает уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

-владеет элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды ( компас);

-выполняет учебные задачи в сотрудничестве с участниками образовательного процесса;

- активно взаимодействует с другими участниками образовательного процесса;


Планируемые ОР:


Личностные результаты

Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях


Метапредметные результаты

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;

Регулятивные:

Самостоятельно искать и выделять нужную информацию; работать по инструкции; аргументировать и выделять критерии оценивания.


Познавательные:

работать с информацией;

выделять главные существенные признаки.


Предметные результаты.

Ученик знает:

-понятия: «план местности», «азимут»

Умеет:

-читать план местности и карту

-определять направления на плане, карте и на местности;

Владеет:

-приёмами ориентирования на местности при помощи компаса, карты и местных предметов

Мировоззренческая идея

Ориентирование-условие безопасного существования в окружающей среде.

Программное содержание

-горизонт

-основные стороны

-промежуточные стороны

План изучения нового материала

Компас

Азимут

Карта




Основные понятия

-азимут

-соответствие сторон горизонта градусной мере

Тип урока

комбинированный

Форма урока

Урок формирования новых знаний и умений

Технология

Критического мышления

Мизансцена урока

Групповая (4человека)

Оборудование урока

Компас, план местности, атлас, тетрадь, учебник, раздаточный материал - тексты, инструкции, задания.

Домашнее задание

Параграф 5; Определить в каком направлении от вашего дома находиться школа, изобразить графически в тетради.





ХОД УРОКА

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

Установление рабочих отношений.

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, создание благоприятных морально - психологических условий, общий настрой на предстоящий урок.



Подготовка учебных пособий к уроку.

  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (10 мин.)

Выделяют нужную информацию, эффективно сотрудничают в группе.








1 стадия. Вызов.

  • Обучающиеся разбиваются на группы по 4 человека.

Предлагается

Записать в тетради понятия, которые знают по данной теме.

  • Каждая группа зачитывает список и побеждает та, у которой он более полный.

  • Задаются тонкий и толстый вопросы:

-Что такое компас?

-Как с помощью компаса определить стороны горизонта?

-Как можно без компаса, в лесу, определить стороны горизонта?

-Как не заблудиться в лесу?


Работают в тетради








Демонстрируют первичные знания-

отвечают на вопросы

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (20 мин.)

Работа с текстом, самостоятельно ищут в тексте нужную информацию.





Участие в совместной деятельности



























Работают по инструкции. Эффективно сотрудничают друг с другом.

2. Стадия. Осмысление.

  • Работа с текстом.

Ученикам раздаётся текст, происходит маркирование.

« В китайских источни­ках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном гор­шочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути». Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять евро­пейцы.

В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градус­ные деления. Каждой стороне горизонта соответствует своя градусная мера .И с тех пор точное направление на предмет определяют по азимуту. Чему равен азимут 1000°?»

  • Разъяснение того, что осталось непонятно.

(азимут, соответствие сторон горизонта градусной мере)

  • Упражнения:

-Сколько градусов азимут на Север?

-Какой стороне горизонта соответствует азимут 270° ?

-Используя план местности в атласе определите, в каком направлении от домика лесника находится ж/д станция?

- в каком направлении от школы в селе Елагино находится колодец?

- в каком направлении от моста через реку Нара находится хвойный лес?


  • Тренировочная практическая работа. «Нахождение азимута на предметы в школьном кабинете».

Каждая группа работает с компасом, раздаются правила работы с компасом и задания.

Инструкция:

Правила работы с компасом:

1.. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

  1. Подождите, пока компасная стрелка установится.

  2. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулём.­ В этом положении компас сориентирован и готов к работе.­

  3. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

  4. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
    Задания:

1.В какой стороне горизонта школьная доска?

2. Каков азимут переднего левого угла?

3.В какой стороне горизонта окна кабинета?

  • Беседа с элементами дискуссии.

Нужно ли всем нам в повседневной жизни знать стороны горизонта, уметь ориентироваться с помощью компаса и без него?

Людям каких профессий эти навыки нужны каждый день?




Читая текст, на полях ставим знаки «-» противоречие, «+»- интересно и неожиданное, «?»- непонятно

Вступают непосредственно в контакт с информацией, (читают, смотрят)


















Отвечают на вопросы, работают с картой атласа.

Демонстрируют полученные знания

Читает план местности, определяет направления на плане, карте.





Читают инструкцию.


Овладевают

приёмами ориентирования на местности при помощи компаса.















Высказывают своё мнение, участвуют в обсуждении.

  1. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (7-10 мин.)

Выделяют главные, существенные признаки

3 стадия ._Размышления( рефлексия)

  • Возвращение к понятием в тетради, сравнение размышлений до и после работы.

  • Предлагается добавить и объяснить новые понятия.

  • Каждая группа составляет синквейн:

-1 группа: компас

-2 группа: азимут

-3 группа: горизонт

-4 группа: север

Побеждает та группа, чей синквейн интересней.


Высказывают мысли своими словами.


Работа в тетради




  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (2 мин.)

Аргументация и выделение критериев оценивания.

Оценка и самооценка результатов

Высказывают своё мнение.












Список литературы:

1.География. Энциклопедия для детей Аванта+ «Астрель» 2008.

2.Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова М. Почемучка. Детское справочное бюро - М.: «Педагогика – Пресс» 1993.

3.Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!