Выделяют нужную информацию, эффективно сотрудничают в группе. | 1 стадия. Вызов. Предлагается Записать в тетради понятия, которые знают по данной теме. Каждая группа зачитывает список и побеждает та, у которой он более полный. Задаются тонкий и толстый вопросы: -Что такое компас? -Как с помощью компаса определить стороны горизонта? -Как можно без компаса, в лесу, определить стороны горизонта? -Как не заблудиться в лесу? | Работают в тетради Демонстрируют первичные знания- отвечают на вопросы |
Работа с текстом, самостоятельно ищут в тексте нужную информацию. Участие в совместной деятельности Работают по инструкции. Эффективно сотрудничают друг с другом. | 2. Стадия. Осмысление. Ученикам раздаётся текст, происходит маркирование. « В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути». Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления. Каждой стороне горизонта соответствует своя градусная мера .И с тех пор точное направление на предмет определяют по азимуту. Чему равен азимут 1000°?» Разъяснение того, что осталось непонятно. (азимут, соответствие сторон горизонта градусной мере) -Сколько градусов азимут на Север? -Какой стороне горизонта соответствует азимут 270° ? -Используя план местности в атласе определите, в каком направлении от домика лесника находится ж/д станция? - в каком направлении от школы в селе Елагино находится колодец? - в каком направлении от моста через реку Нара находится хвойный лес? Каждая группа работает с компасом, раздаются правила работы с компасом и задания. Инструкция: Правила работы с компасом: 1.. Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность. Подождите, пока компасная стрелка установится. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулём. В этом положении компас сориентирован и готов к работе. На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке. Задания: 1.В какой стороне горизонта школьная доска? 2. Каков азимут переднего левого угла? 3.В какой стороне горизонта окна кабинета? Нужно ли всем нам в повседневной жизни знать стороны горизонта, уметь ориентироваться с помощью компаса и без него? Людям каких профессий эти навыки нужны каждый день? | Читая текст, на полях ставим знаки «-» противоречие, «+»- интересно и неожиданное, «?»- непонятно Вступают непосредственно в контакт с информацией, (читают, смотрят) Отвечают на вопросы, работают с картой атласа. Демонстрируют полученные знания Читает план местности, определяет направления на плане, карте. Читают инструкцию. Овладевают приёмами ориентирования на местности при помощи компаса. Высказывают своё мнение, участвуют в обсуждении. |
Выделяют главные, существенные признаки | 3 стадия ._Размышления( рефлексия) Возвращение к понятием в тетради, сравнение размышлений до и после работы. Предлагается добавить и объяснить новые понятия. Каждая группа составляет синквейн: -1 группа: компас -2 группа: азимут -3 группа: горизонт -4 группа: север Побеждает та группа, чей синквейн интересней. | Высказывают мысли своими словами. Работа в тетради |