СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентирование на местности. Практическая работа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел.  Путешествия.

Тип урока. Урок-практика.

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности. Практическая работа.»


Окружающий мир

Составитель: учитель начальных классов Попович Ольга Сергеевна

Раздел. Путешествия.

Тип урока. Урок-практика.

Тема урока. Ориентирование на местности. Практическая работа.

Цель. Умения: научатся ориентироваться по солнцу, местным природным признакам.

Навыки: соблюдать правила безопасного поведения в природе

УУД. Регулятивные: понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; предвидеть возможности получения конкретного результата; составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее эффективные способы решения задач; осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: предвидеть возможности получения конкретного результата; составлять план и последовательность действий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; координировать

и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: презентация Power Point, листочки, нитки, иголки и магнит – для практической работы.

Ход урока

I. Организация класса на занятие.

II. Актуализация знаний.

1. Беседа.

– Ребята, назовите тему, над которой мы работаем уже несколько уроков? (Ориентирование)

Что означает слово “ориентирование”?

(Ориентирование – определение местоположения человека на местности.)

2. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.

– А что нам помогает в ориентировании, вы узнаете из сказки.

Что же помогает нам находить правильный путь?

(Знание сторон горизонта: север, юг, запад, восток)

– Почему люди назвали стороны горизонта именно так, что послужило первопричиной этому?

Издавна люди наблюдали за солнцем, звёздами.

Восток – сторона восхода Солнца.

Юг – сторона полуденного Солнца (Солнце в полдень всегда находится в этой стороне).

Запад – сторона заката Солнца.

Север – сторона Полярной звезды (ночью) и где Солнце не бывает никогда.

III. Сообщение темы и цели урока.

1) Беседа.

Да, совершенно верно, люди издавна определяли своё местоположение днём – по Солнцу, а ночью – по Полярной звезде!

А как быть, если ни днём, ни ночью не видно ни солнца, ни Полярной звезды?

Очень хороший вопрос, вот на него мы и попытаемся ответить.

2) Рассказ как определяли стороны горизонта

(рассказы, повести, фильмы)

В книге о викингах, рассказывалось о том, как во время путешествий, вождь использовал чашу с водой, в которой плавали металлические рыбки. Куда эти рыбки смотрели в чаше, туда и направлялся корабль. Вождь викингов называл их “ мои рыбки” никому не показывал.

А в фильме “Пещера золотой розы”, чтобы определить направление мальчик использовал металлических жучков, которые выстраивались в определённом порядке стрелкой, и стрелка эта показывала направление их пути.



3) Практическая работа.

– На столах у вас лежат листочки, нитки, иголки и магнит. Возьмите листок с ниткой, намагниченную иголку и проткните этот лист. Подержите за конец нити, дайте бумаге свободно повиснуть.

– Что происходит с бумагой? (Бумага покрутилась немного и остановилась в каком – то определённом положении, на что указывает конус иглы.)

– Покрутите нитку. Что происходит?

Микровывод. То же самое. Иголка у вас показывает то же направление. Мы с вами создали простейший прибор для определения сторон горизонта. А что это за прибор вы узнаете из загадки.

4) Загадка.

И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой.
– Кто знает, что это за прибор? (Компас)

Совершенно верно. А как вы думаете, что такое компас?

(Ответы уч-ся Компас – это устройство для правильного определения направления всякого движения по поверхности планеты)

5) Работа по словарю Ожегова.

А сейчас мы с вами прочитаем определение слова компас по словарю Ожегова.

Компас – прибор для определения стран света

(с намагниченной стрелкой, всегда указывающей на север)

– А кому может пригодиться компас? (ответы уч-ся)

6) Современный и китайский компас.

– Поднимите руку те, кто видел вот эти приборы где-нибудь? Как называются? Где видели? (на рисунках в книгах, в передачах по ТV, в школьном кружке.)

Эти приборы называются одинаково, компас. Но первый – древний китайский, а второй – современный, для школьников.

Китайский компас.

Самый первый китайский компас. Его изобрели более двух тысяч лет тому назад в Китае. А европейцы узнали только в ХIV веке.

Второй компас – современный.

– Ребята, как вы думаете, какой из двух компасов удобнее? Почему?

(Самый первый компас был громоздкий. Его нельзя было положить в карман или сумку. Поэтому на протяжении многих веков его дорабатывали.)

Современный компас прост и удобен в использовании. Он может использоваться любым человеком.

7) Работа с современным компасом. Возьмите в руки компас и рассмотрите его.

– Назовите части современного компаса.

  1. Корпус (футляр)

  2. Стрелка.

  3. Стержень, на который крепится стрелка.

  4. По окружности корпуса деления и написаны буквы С, Ю, З, В.

  5. Сбоку зажим.

– И пока что непонятно, а как же работает этот прибор? Об этом узнаем позднее!

IV. Физминутка.

Мы сейчас все дружно встанем.
И немножко отдохнём (потягивание).
Вправо, влево потянитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок!
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку …
Молодцы! Вы ребятишки!

V. Ориентирование по компасу.

1. Повторение. Части компаса.

– Отдохнули! Продолжим работу! Повторим части компаса.

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наш компас заработал? (Ответы уч-ся)

2. Практическая работа с компасом. Положите корпус компаса на вашу руку. Осторожно откройте зажим.

– Что происходит со стрелкой? (Начала двигаться) Значит, стрелка не приклеена на стержень, она свободно вращается на стержне.

– Осторожно поворачиваем корпус, чтобы острие стрелки, совпало с буквой С. Стрелка показывает на север. Противоположный конец стрелки показывает на юг, слева – запад, справа – восток.

– Совпало ли направление стрелки в компасе с направлением иголки в нашем простейшем компасе с листком бумаги и ниткой?

Давайте повторим. Там, где стрелка компаса указывает на букву С – север, противоположная ей сторона, это – …., слева – …., справа – …...

3. Правила работы с компасом.

Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами на доске? Что нужно обязательно помнить, когда вы идёте в лес за грибами?

4. Работа в группах. Практическая работа. Определение нахождения предмета в кабинете.

(1 группа – картина, 2 группа – стол учителя, 3 группа – доска, 4 группа – ваза).

5. Работа по учебнику.

– Как вы думаете, на чём основана работа компаса?

А теперь давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике с. 75.

– Действие компаса основано на явлении магнетизма. Стрелка движется, потому что сама наша планета Земля является огромным магнитом.

  1. Применение компаса в жизни.

Где может пригодиться компас? (в авиации, мореплаваниях, походах, в лесу, когда люди идут собирать грибы, в спортивных соревнованиях (спортивное ориентирование).

Интересно, все люди говорят компас (ударение на 1 слог),

а вот моряки – компас – ударение на 2 слог.

VI. Подведение итога урока.

– Что нового узнали? Что особенно запомнилось на уроке?

– Давайте посмотрим, как вы запомнили названия частей компаса. Проверка.

2. Рефлексия. Самооценка настроения. Если вам понравилось на уроке смеющееся солнышко, если не очень – грустное солнышко. Спасибо за работу на уроке.

VII. Задание на дом.

1) С. 74–77 читать.

– Только ли по компасу можно находить стороны горизонта?

Рассказ Е. Пермяка.

Послушайте рассказ Е. Пермяка “Знакомые следы” (книга)

Однажды ребята возвращались со станции в своё прямой дорогой через лес. Ближе и веселее. Хорошо бежится по первому снегу. А на снегу множество всяких следов. Какой след, чей? Ребята не знают, а бегают по ним. Бегали, бегали и заблудились. Испугались ребята, кое-кто даже слезу пустил!

И вдруг Никишка увидел знакомые следы. Из всех следов, которые ему показывал дедушка, он только эти и запомнил. По ним ребята и вышли к своему селу.

– Как вы думаете, какие следы помогли ребята.

Найти в книгах, как можно ещё определить стороны горизонта без компаса.

2). РТ 45 -48 выполнить задания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!