СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ориентировочная карта-схема характеристики учащегося

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентировочная карта-схема характеристики учащегося предназначена для выявления личностных, познавательных особенностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Ориентировочная карта-схема характеристики учащегося»

Ориентировочная карта-схема характеристики учащегося

Раздел I. Общие сведения

1. Анкетные данные

  • Фамилия, имя_____________________________________________________

  • Дата рождения____________________________________________________

  • Класс____________________________________________________________

2. Сведения о состоянии здоровья

  • Часто ли болеет (часто, средне, редко)_________________________________

  • Хронические заболевания (какие)_____________________________________

3. Особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим;

  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины;

  • адекватная смена настроений;

  • стабилен в проявлении настроения;

  • преобладает возбуждение;

  • возбуждение и торможение уравновешены;

  • преобладает торможение.

4. Успеваемость _____________________________________________________

5. Внеурочная деятельность _________________________________________


Раздел II. Проявление личностных качеств в поведении

Направленность интересов

1. Общественная активность:

  • Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

  • Принимает активное участие в общественных целях, но старается не тратить на это своего свободного времени.

  • Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

  • Редко принимает участие в общественных делах.

  • Отказывается участвовать в общественных делах.

2. Трудолюбие:

  • Любую работу всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.

  • Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

  • Редко охотно берется за работу.

  • Чаще всего старается уклониться от любой работы.

  • Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

3. Ответственность:

  • Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

  • В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

  • Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

  • Очень редко выполняет порученное ему дело.

  • Никогда не выполняет до конца порученное ему дело.

4. Инициативность:

  • Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.

  • Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

  • Редко сам начинает новое дело.

  • Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

5. Организованность:

  • Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет ее согласно плану.

  • В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

  • Умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу только в том случае, если за каждый ее этап надо отчитываться.

  • Чаще не умеет правильно распределять свою работу

во времени.

  • Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

6. Любознательность:

  • В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний.

  • Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.

  • Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.

  • Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

7. Аккуратность:

  • Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

  • Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности.

  • Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.

  • Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих учебников. вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.

  • Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае не задумываясь портит общественное имущество.


Отношение к людям

8. Коллективизм:

  • Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

  • Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.

  • Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

  • Как правило, равнодушен к заботам других, по своей у инициативе им не помогает.

  • Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».

9. Честность, правдивость:

  • Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.

  • Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

  • Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

  • Почти всегда говорит неправду.

  • Склонен всегда говорить неправду.

10. Справедливость:

  • Активно борется с тем, что считает несправедливым.

  • Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

  • Редко выступает против того, что считает несправедливым.

  • Не добивается справедливости.

  • Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

11. Бескорыстие:

  • В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды.

  • Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.

  • Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы дела, а не собственной выгоды.

  • В поступках, как правило, руководствуется соображениями собственной выгоды.

  • В поступках, как правило, всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

12. Общительность:

  • Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

  • Как правило, с удовольствием общается с другими людьми.

  • Стремится общаться с ограниченным кругом людей.

  • Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

  • Замкнут, необщителен.

13. Чувство товарищества:

  • Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

  • Как правило, помогает товарищам.

  • Помогает товарищам, когда его просят.

  • Очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи.

  • Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

14. Отзывчивость:

  • Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

  • Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

  • Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделять чувства других людей.

  • Почти не умеет сочувствовать другим.

  • Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживаться» у него.

15. Вежливость, тактичность:

  • Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

  • Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

  • Часто бывает невежлив и нетактичен.

  • Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

  • Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.


Отношение к себе

16. Скромность:

  • Никогда не выставляет напоказ своих заслуг.

  • Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях, достоинствах.

  • Сам рассказывает товарищам о всех своих действительных достижениях, достоинствах.

  • Часто хвастается еще не сделанным или тем, в чем он принимал очень малое участие, к чему имеет мало отношения.

  • Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

17. Уверенность в себе:

  • Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.

  • Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.

  • Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

  • Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.

  • Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

18. Самокритичность:

  • Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении своих недостатков.

  • В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

  • Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

  • К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, но старается исправлять недостатки.

  • Отвергает любую критику. Отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

19. Умение рассчитывать свои силы:

  • Всегда трезво оценивает свои собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу», — не слишком легкие и не слишком трудные.

  • Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

  • Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соразмеряет свои силы и трудности порученного дела.

  • В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.

  • Почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела.

20. Стремление к успеху, первенству:

  • Всегда и во всем стремится быть первым (в ученье, спорте и т. д.), настойчиво этого добивается.

  • Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.

  • Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.

  • Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».

  • Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.

21. Самоконтроль:

  • Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

  • Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

  • Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

  • Почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя.

  • Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».


Волевые качества личности

22. Смелость:

  • Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

  • В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

  • Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

  • В большинстве случаев отступает перед силой.

  • Всегда отступает перед силой, трусит.

23. Решительность:

  • Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

  • В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

  • Иногда колеблется перед ответственным решением.

  • Редко принимает какое-либо ответственное решение.

  • Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

24. Настойчивость:

  • Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

  • Как правило, стремится выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

  • Доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

  • Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

  • Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

25. Самообладание:

  • Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

  • Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.

  • Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

  • Часто не может подавить нежелательные эмоции.

  • Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и пр.

Положение ребенка в детском коллективе


26. Авторитет в классе:

  • Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

  • Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

  • Пользуется авторитетом только среди одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек).

  • Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.

  • В классе авторитетом не пользуется.

27. Симпатии:

  • Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.

  • В классе ребята относятся к нему с симпатией.

  • Пользуется симпатией только у части одноклассников.

  • Пользуется симпатией у отдельных ребят.

  • В классе его не любят.


Раздел III. Особенности психических процессов и эмоций

1. Внимание:

  • Всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работах не делает.

  • Достаточно внимательно слушает объяснения учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.

  • Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

  • Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

  • Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечении. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.


2. Память:

  • При заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко.

  • При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался. Материал, требующий механического запоминания, дается с трудом.

  • Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1-2 раза просмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.

  • При изучении долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагается точно.

  • Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.


3. Мышление:

  • Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

  • Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.

  • Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.

  • В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач.

  • Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».


4. Эмоциональная реактивность:

  • Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.

  • Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.

  • Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

  • Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.


5. Общий эмоциональный тонус:

  • Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.

  • Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

  • Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

  • В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

  • Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.


6. Эмоциональная уравновешенность:

  • Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

  • Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

  • Эмоционально уравновешен.

  • Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

  • Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.






Классный руководитель:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!