СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оригами - древнейшее искусство складывания фигурок из бумаги. Мастер - класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер класс в рамках МО классных руководителей

Просмотр содержимого документа
«Оригами - древнейшее искусство складывания фигурок из бумаги. Мастер - класс.»



Мастер-класс для преподавателей общеобразовательной организации в рамках заседания методического объединения классных руководителей на тему: «Оригами - древнейшее искусство складывания фигурок из бумаги».

Цель: развитие творческого потенциала педагогов в овладении техникой оригами и использованию её в работе с детьми

Задачи: - рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства и его значение для развития креативного мышления школьников;

- познакомить с историей развития, с базовыми формами и условными обозначениями и приёмами сгибания бумаги в технике оригами,

- создать условия для плодотворной работы участников мастер-класса;

- оказать практическую помощь в изготовлении подарочного конверта в технике классического оригами.

Форма проведения мастер-класса: информационная лекция с элементами презентации + практическая работа.

Форма взаимодействия – педагогика сотрудничества

Оформление: Презентация «Волшебный мир - оригами», работы детей и педагога в различных техниках оригами.

Материалы и оборудование: оформленная доска, технологическая карта, офисная цветная бумага, клей, проектор, экран, ноутбук, образец готового изделия.

1.Содержательная часть

1.Мотивационный этап

Приветствие участников заседания методического объединения. Создание ситуации успеха.

Уважаемые коллеги, разрешите представить тему моего мастер-класса «Оригами - древнейшее искусство складывания фигурок из бумаги». Сегодня я познакомлю Вас с историей возникновения оригами и его разновидностями. А в процессе практической части мастер-класса вы освоите азы техники и изготовите бабочку в данной технике.

Принцип мастер- класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Девиз: «Делай как я и всё получится»

Цель: рассмотреть оригами как вида декоративно-прикладного искусства и его значение для развития креативного мышления школьников.

2. Основная часть.

1.Сообщение темы занятия.

2.Историческая справка.

Различные техники декоративно-прикладного искусства способствуют развитию креативного мышления школьников;

помогают педагогу всесторонне развивать личность ребенка, научат его выражать свое собственное «Я». Наше занятие будет способствовать погружению в мир творчества и развитию знаний о древнем искусстве оригами.

Понятие «оригами» пришло из японского языка. Впрочем, сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а «кама» - «бумага». Японцы оригами понимают, как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие - неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.

Древние японцы придавали бумаге магическое значение. Они считали, что рвать лист - это большой грех. Поэтому любые поделки выполнялись только из целого листа бумаги.

Со временем это храмовое искусство расширялось и совершенствовалось.

Китайцы переняли опыт оригами от своих соседей-японцев. Они тоже стали складывать из листов бумаги фигурки и поделки для храмовых обрядов и ритуалов.

Храмовым, обрядовым мастерством оригами оставалось очень длительное время. Это продолжалось до тех пор, пока производство бумаги было засекреченным и очень дорогостоящим, и редким материалом.

Истинно народным искусством оригами стало лишь в начале XII в. В период, когда производство бумаги расширилось, появились многочисленные бумагоделательные фабрики и мельницы. Листы бумаги постепенно стали обесцениваться и становиться доступными широкому кругу людей разных стран. А вместе с этим в народ пошло и искусство оригами.

Но первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах.

Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.

На внутренней стороне такого листа писали сообщения, которые предназначались для определенного человека или круга людей. Чаще всего такие письмена складывались в сложные формы бабочек, цветов, абстрактных геометрических фигур или журавля.

К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами.

На Русь оригами пришло в XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая П. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят и русского писателя Льва Толстого.

В прошлом столетии оригами стало настолько популярным, что повсюду стали создаваться клубы и общества оригамистов. К этому времени крупные оригамные центры были созданы более чем в сорока городах трех десятков стран мира. Новая волна увлечения древним японским искусством охватила мир после окончания Второй мировой войны. И хотя к этому времени многое было утрачено и потеряно, книги погибли во время пожаров, бомбежек и так далее, опыт оригами по крупицам собирался и фиксировался.

Общие правила при обучении технике оригами.

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно проглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как изделие будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Существуют следующие виды оригами:

Классическое оригами

Если говорить о классическом оригами, то в нем используется один квадратный равномерно прокрашенный листочек бумаги без ножниц и клея. Из него собирают разнообразные фигуры — это традиционные самолетики, кораблики, журавлики, лягушки, цветочки, мордочки животных.

Модульное оригами. Является одним из самых популярных и трудоемких техник складывания фигур из бумаги. Его используют при создании большой, объемной фигуры, состоящей из нескольких блоков или, так называемых, модулей. Вначале складываются несколько составляющих из одинакового или разного размера бумаги, а потом они просто вкладываются друг в друга, превращаясь в законченную композицию. Сила трения не дает всей конструкции распасться. Ярким примером модульного оригами является объемный шар, который часто используют в праздничном декоре, и наверняка знаком многим.

Складывание по развертке «Паттерн»

Развертка или паттерн – это тип диаграммы оригами, который представляет собой модель с чертежом, где изображены все складочки готового изделия. Складывать по развертке намного сложнее, чем по традиционным схемам, но этот метод дает не только информацию, каким же образом сложить модель, но и то, как она была задумана. Развертки часто используются при разработке каких-то новых моделей.

Мокрое складывание. Виды техник оригами не обходятся без метода, разработанного Акирой Есидзявой, предусматривающим использование смоченной с помощью воды бумаги. Мокрое складывание широко используется для создания фигурок представителей флоры и фауны. Смоченная бумага позволяет сделать линии более плавными и выразительными, а также придать им некую жесткость. Для данного вида творчества подходит специальная бумага, при изготовлении которой добавляется водорастворимый клей.

Киригами. Это единственный вид оригами, при котором допускается использование ножниц. Его применяют для создания красивых открыток с объемными элементами.

Монегами. Фигурки этого стиля выполняются из денежных купюр.

Что такое техника кусудамы Виды модульного оригами часто путают с техникой кусудамы, которая также подразумевает создание объемной круглой фигуры из модулей. Разница в том, что при модульном оригами, составные части шара вставляются друг в друга, а в кусудаме склеиваются или сшиваются.

Значение оригами для развития школьника.

Воздействие занятий оригами на формирование ценных качеств личности огромно. Большинство педагогов уверены, что оригами необходимо для полноценного развития ребенка, так как оригами:

- учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.

- развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует мелкую моторику рук.

- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.

- формирует предметные представления: при складывании фигурок животных или растений дети учатся находить характерные особенности и детали того или иного цветка, птицы, животного.

- развивает глазомер, зрительно-моторную координацию.

- развивает восприятие цвета, формы, размера.

- развивает абстрактное и образное мышление, пространственное воображение.

- развивает аналитико-конструктивное мышление.

- учит ориентироваться на плоскости листа бумаги.

- развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

- способствует концентрации внимания и усидчивости, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей

- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.

- способствует формированию добрых чувств к близким и дает возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками.

- влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

- позволяет детям испытать свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, творческие, оформительские, театральные способности.

3. Практическая работа

Принцип мастер- класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Девиз: «Делай как я и всё получится!»

Роль оригами в развитии детей огромна и классный руководитель в своей практике может использовать эту технику для всестороннего развития школьников во время подготовки поделок для использования из в различных творческих конкурсах.

Я познакомлю вас с классическими способами изготовления изделий из целого листа бумаги.

Последовательность выполнения изделия «Бабочка». (Рассказ о процессе изготовления с одновременным показом изготовления)

4. Подведение итогов. Совместное фотографирование участников мастер – класса с готовыми изделиями.

- Мастер-класс подошёл к концу. Надеюсь, что данный мастер - класс был для вас интерес и полезен в вашей работе с детьми.

- В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.

Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

К конспекту занятия прилагается презентация и видео материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!