СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРКСЭ. 4 класс. Урок 15. Икона. В церкви.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ. 4 класс. Урок 15. Икона. В церкви.»

Урок 15. Икона






Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для 4 класса

Ключевые понятия: икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени.

Цели и задачи урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Ход урока

Выявление восприятия, мотивация

Сначала размышляем сами

Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины.

Можно предложить для обзора детям несколько репродукций икон: Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный Сергий Радонежский или другие. Выбор тематики картин – от популярных ( «Опять двойка!» Ф.П. Решетникова, «Аленушка» В.М. Васнецова и др.) до сюжетов церковной истории.

Дайте обоснование того, почему вы разделили иллюстрации на две группы.

1. Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).

2. Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь). Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваши гипотезы.

Исследовательская работа с текстом.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

Работая с текстом, найдите подтверждение нашим предположениям. Найдите новую информацию.

Чтение текста

Послетекстовая работа

Какие подтверждения своим гипотезам вы обнаружили в тексте? Как расширились ваши представления по теме?

Вопросы

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?

Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?

Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

Мы уже говорили о законе «обратной перспективы», своеобразном взгляде в направлении «от света», изнутри. Прочитайте фрагмент из работы Б.Успенского. Объясните логику изображения на рисунке мальчика. Что он понял?

Подводим итоги

Сядем в кружок

Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придет к нему издалека. Есть ли тут что-то общее с построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом?

В заключительной рефлексии очень важно, чтобы прояснилось, что закон обычной перспективы в живописи, который был открыт в эпоху Возрождения, как раз больше соответствует логике эгоистического восприятия: все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. В иконописи – обратной перспективе – точки взаимодействия меняются местами: от источника света–святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!