СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРКСЭ Семейные праздники 4 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ Семейные праздники 4 класс»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА



Предмет: ОРКСЭ, учебный модуль «Основы светской этики».

Урок №28

Тема урока: «Семейные праздники»

Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ).

Цель урока: создать условия для осознания значимости семейных праздников в жизни человека.

Задачи урока на достижение образовательных планируемых результатов:

Предметные: ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям; создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы.

Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.

Познавательные: способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Способность к анализу и синтезу информации. Смысловое чтение. Выбор способов решения этических задач.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Способность к прогнозированию и оценке своего поведения на основе этических категорий.

Коммуникативные: понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее.

Личностные: способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Предварительная подготовка.

- За 1 неделю до урока обучающимся дается задание – рассказать каждому о своем любимом семейном празднике по следующему плану:

  1. Как называется мой любимый праздник.

  2. Как моя семья отмечает этот праздник.

  3. Какие чувства вызывает этот праздник.

  4. Как появилась традиция отмечать праздник именно так.

- Двум ученикам подготовить сообщения на темы « Что такое подарок», «История создания подарка на Руси»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организа-ционный момент.

-Я рада вас видеть на нашем уроке, надеюсь, вас будет сопровождать хорошее настроение.

- От чего зависит ваше настроение?

- Когда оно всегда бывает хорошим?

Учащиеся отвечают на вопросы

- планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

2. Мотивация и Актуали-зация знаний.

«Мозговой штурм»

На доске буквы, нужно из них составить слова – термины, относящихся к нашему предмету.

у, а, о, п, к, ж, р, д, б, з, и, м, л, ь


Учащиеся выбегают к доске, собирают слово - термин и дают его лексическое значение.

- понимание информации, представленной в неявном виде (П)

- принятие и сохранение учебной задачи (Р)

3. Частичное ознакомление с темой урока, создание проблемной ситуации.


Самоопределение к деятельнос-ти.

Дни нашей жизни бывают разные. Их можно разделить на две категории. Какие? Посмотрите.  

- Что увидели в первом сюжете? (сл. 1.)

Каким дням отдан физический труд людей?

- Чему посвящен второй слайд? (сл.2) Какое название можно дать? Ребята, так какая тема нашего урока?


А, почему на уроке этики мы будем говорить о праздниках? Какая связь между ними? А как вы думаете, как возникли праздники?

Обобщим свои предположения, прочитав уч. стр.58.1 абзац.


После размышления

дети самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.












Работа по учебнику

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- подведение под понятие (П)

- интерпретация и обобщение информации (П)

- формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций (П)


извлечение необходимой информации из текста (П)

4.

Первичное

изучение нового учебного материала.
































5.

Проверка выполненной домашней работы


















6.

Самостоятельная работа. (сл.6)













































Формулирование вывода после самостоятельной работы.





















7.

Первичное закрепление

изученного.






























8.

Сообщения учащихся .

- А что означает слово праздник?


Праздник – это: встречи, радость, веселье, общение взрослых и детей, проведение игр, развлечений, которые можно использовать и дома, в школе.

Давайте, обобщим это понятие необычным заданием, Нужно на каждую букву этого слова придумать прилагательное.






Учитель: Как называются праздники, на которых , присутствуют только папа, мама, сына, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка ,дядя, тётя, двоюродные (кузен) и троюродные братья и сестры.











«Откуда в семье появилась такая традиция?»

«Вы все по-своему правы. Когда мы хотим организовать праздник, мы действительно часто обращаемся к опыту наших родителей, дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, стараясь взять самое интересное, необычное; узнаем у них о том, как отмечали праздники раньше, потихоньку погружаемся в историю. Скажите, пожалуйста, кто-нибудь принимал участие в старинных обрядах, о которых вам рассказали бабушки или прабабушки?”


Чтобы сделать вывод из нашей беседы, давайте выполним небольшую самостоятельную работу. Необходимо прочитать предложения на карточке и подчеркнуть те предложения, с которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое – от 0 до 6.”
























Вы подчеркнули много предложений, но среди них нет предложения о том, что праздник нужен только для того, чтобы отдохнуть. Значит, вы согласны, что у праздников, которые мы отмечаем всей семьей, есть и другая роль, кроме отдыха? Давайте попробуем все выбранные вами предложения заменить одним, которое сможет передать их смысл


Спасибо, вы очень помогли нам всем приблизиться к пониманию темы урока. Осталось только открыть ее и посмотреть, как точно она звучит”. Учитель открывает тему, записанную на доске, все вместе читают: Семейные праздники как одна из форм исторической памяти”.

Праздник – это (сл.7)

- это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.

– это историческая память человечества

Давайте попробуем классифицировать праздники








Закрепим, выполнив таблицу в микрогруппах.

Проверка по слайду. А какой вы заметили праздник?







































Каждый из праздников имеет свой порядок проведения, свой ритуал. Самым приятным ритуалом является получение подарка.

А что такое подарок?














Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «Праздник». (сл.3)






Творческая деятельность учащихся, подбор прилагательного на каждую букву слова» праздник»

Формулируют понятие

«Семейные праздники» (сл.4)

















Рассказы детей о домашних праздниках.( сл.5)

Беседа с опорой на жизненный опыт.


















Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой: -Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их. -Праздники помогают поддерживать связь поколений. -Праздники помогают узнать традиции своего народа. -Праздники учат уважать культуру других людей.

-Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой народ, свою страну.

-Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что-то очень важное для семьи, города, страны.»

Работа в паре

Ребята пробуют выполнить это задание, размышляют, предлагают свои варианты.























(сл.8-9)

Ребята классифицируют праздники как: государственные семейные

общественные




Работа в микрогруппах


Религиозный


Ответы детей. Проверка по слайду (сл.10)


























(сл.11)

Сообщения учеников

Подарок — это предмет или вещь, которую по соб-ственному желанию и без-возмездно препод-носят с целью доставить удоволь-ствие, пользу.

Подарок имеет сходное значение с даром и пожер-твованием. Но как правило, препод-несение подарка связано с каким-то поводом: опреде-лённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые раз-ные. Самые рас-пространённые из них:

· Обычаи и празд-ники (День рож-дения, Новый год, Свадьба, Рож-дество, День свято-го Валентина)

· Выражение приз-нательности, бла-годарности

· Выражение любви или дружбы

· Выражение сочувствия

История подарка на Руси

На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В много-численных сказоч-ных преданиях го-ворится о пода-ренном ноже, на котором прояв-ляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по пода-ренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чу-десных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий до-рогу или кольцо, исполняющее же-лания.

На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», прои-зошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, че-ловек всегда вхо-дил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить». Святочный обычай колядования также имел подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щед-ростью, готов-ностью делиться и одаривать ближ-них. На масленицу дарили узорчатые пряники с над-писями: «кого люблю,того дарю», «от милого пода-рок дороже золо-та». Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)

- интерпретация и обобщение информации (П)

- получение необходимой информации из ответов товарищей (П)

- выполнение пробного действия (Р)

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)






- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)















- аргументация своего мнения (К)

- достижение договоренностей и согласование общего решения (К)

- умение слушать товарищей (К)
























- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

- аргументация своего мнения (К)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)
















- выполнение пробного действия (Р)

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

- интерпретация и обобщение информации (П)

- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)

-рефлексия(Л)

- осознание ответственности за общее дело)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

- определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л)


-умение быть слушателем (К)

9.

Работа по учебнику

А каким должен быть праздник, мы прочитаем .

Стр.59, последний абзац.


Самостоятельное чтение учащихся

- извлечение необходимой информации из текстов (П)

10.

Рефлексия.


Написание синквейна к слову

« Праздник»






Ребята составляют свои синквейны.

1.Праздник.

2. Азартный, весёлый.

3.Сближает,увлекает,бодрит.

4.Праздник – яркое событие.

5.Друзья.

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р)

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме(Л)

11.

Домашнее задание


Стр.58-59, читать,

Тв. работа, к любому выбранному празднику придумать подарок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!