СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРКСЭ по теме " Почитай родителей своих"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии ФГОС НОО. Учтены возрастные особенности обучающихся. Урок проводился мною с целью передачи опыта между коллегами.

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ по теме " Почитай родителей своих"»

Урок курса ОРКСЭ 4 класс.

Учебник:

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И, Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Тема: Почитание родителей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ЦЕЛЬ: Осмысление моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку.

ЗАДАЧИ:

Воспитательная: воспитать толерантность, уважение и чуткое отношение друг к другу.

Образовательная: ознакомить учащихся с понятием «заповеди», предоставить возможность определить своё ценностное отношение к миру, к окружающим людям, самому себе.

Развивающая: развивать умение работать в группах, коммуникативную компетенцию учащихся.

УУД:

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отличат неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; выделять главное в тексте, отделять от второстепенного;

Коммуникативные: научить оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других. Уметь вести диалог в паре, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог.

Личностные: объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей; вырабатывать правила поведения.

Межпредметные связи

Работа со словарными словами по теме урока, работа с пословицами, создание синквейна, создание цветка уважения (межпредметная связь с русским языком и литературным чтением, изобразительным искусством , технологией)

Ресурсы:

Презентация педагога «Почитай родителей своих»

Формы урока:

фронтальная, работа в парах.

Технологии:

ИКТ технология, игровая, актуализации знаний.



Ход урока.

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


1 . Организационный момент. + Эмоциональный настрой на урок.



 Я рада видеть вас,  друзья!
 И пусть в окно прохлада  дышит,
 Нам здесь уютно: весь наш класс
 Друг друга  любит, чувствует и слышит.

Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке.


Дети приветствуют друг друга улыбкой.






Регулятивные УУД (волевая саморегуляция)

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.


2.Формулировка темы урока.

Мы с вами сегодня поговорим об очень важных людях в нашей жизни и чтобы узнать кто же это, послушайте отрывок из песни. После прослушивания назовите два главных слова в этой песне. ( звучит песня «Дорогие родители»)

( звучит песня).

Послушайте стихотворения:

У кого, спрошу вас я,
Цвет волос, как у меня
И задам другой вопрос:
На кого похож мой нос?
И ответьте без подсказки,
У кого такие глазки? (Мама)

Самый сильный, самый смелый.
За меня стоит горой:
Вы конечно, догадались!
Это – (кто?) папа! Мой герой!

Молодцы! Правильно. Мама и папа –самые близкие люди. Это наша семья.

В ней мы можем найти тепло и понимание. И всем вместе быть счастливыми.

Давайте подробно поговорим и обсудим данную тему ( слайд1).

Для этого мы должны поставить перед собой цель и сформулировать задачи.

Давайте сформулируем цель урока.




Слушают музыку и определяют тему урока.















Дети определяют ключевые понятия урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ: МАМА, ПАПА.Запись на доске .





















Формулировка цели урока.

Определение задач урока.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД ( формирование ценностно – смысловых установок: положительное отношение к родителям).

Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку.

Регулятивные действия: прогнозирование.

3 . Постановка проблемы.



- Мы с вами сформулировали основные понятия нашего урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ:МАМА, ПАПА.

-Какого связующего слова не хватает в этой схеме?

-Попробуйте задать вопрос , исходя из этой схемы.



-Это и будет главный вопрос (проблема) нашего урока.



Слово «ОТНОШЕНИЯ»























- Примерный ответ: «На чем строится отношение детей к родителям? (Возможны более простые варианты ответа, важно довести детей до смысла вопроса, уточнить формулировку может учитель).



























Познавательные УУД ( действия постановки проблемы .

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

4. Актуализация знаний.

-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в группах. ( Предполагается, что дети знакомы с групповой работой). Напоминаю, не забудьте распределить роли в группе.

Задания для групповой работы:

1).Вам необходимо создать синквейн « Моя мама, мой папа» по группам. Посмотрите внимательно на слайд. Вам всё понятно или требуется объяснение? Зачитайте свои записи.

.

2) Вспомнить и рассказать, как ваши родители заботятся о своих родителях ( ваших бабушках и дедушках). Какое участие вы в этом принимаете?

3) Припомните и расскажите, из-за чего у вас случаются конфликты с родителями. Чем они заканчиваются?

Очень хорошо. Молодцы!


Ученики работают в группах, выполняя задание.

Представляют результаты своей работы.

Письменные результаты выносятся на доску.


























Регулятивные УУД : действие адекватной оценки процесса работы.

Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: построение речевых высказываний.












5. Словарная работа .( работа со словарём Ожегова) (слайд4)




-Посмотрите, как непросты эти отношения: дети – родители. Любовь с одной стороны и конфликты с другой. Давайте вместе разберемся, как же правильно их строить?

Ребята Вам было дано домашнее задание : найти в толковом словаре значение слов почитание и уважение.

Вся история развития человеческого общества строилась на взаимоуважении, взаимопомощи. Человек не выживет в одиночку, он погибнет. Родители, воспитывают, учат молодое поколение, передают ему умения, навыки, накопленный опыт предыдущих поколений. Всё это может происходить при условии, когда люди общаются, трудятся в едином коллективе.

У разных народов было то, что их объединяло – это уважение и почитание старших. В дальнейшем эти два понятия воплотились в учениях и религиях мира. (слайд 5)



Чтение на стр. 119-120. Что значит почитание родителей у разных народов мира? Давайте зачитаем.

Какой можно сделать вывод? ( слайд 6)

Доброе отношение к родителям , членам своей семьи , предкам- одно из важнейших нравственных качеств человека.



- Продолжим работать в группах. Каждая группа поработает с 1 из 4 текстов и попытается «расшифровать», что каждая религия вкладывает в понятие «почитать родителей». Оцените эти высказывания. Согласны вы с ними или нет? Почему?

Взаимооценка. Я прошу вас назвать тех участников работы, кому вы хотите сказать «Спасибо» и объяснить, за что.


































Почитать родителей –это значит ответить любовью на любовь своих родителей.



Дети в группах в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова.

Обсуждение полученных результатов.

Обращение к словарю.

«Почита́ть, почти́ть кого, чтить, уважать, иметь почтенье, уваженье. Почитай старших и достойных. Меня, его почтили приглашеньем, удостоили, приложили честь. Он почтен общею доверенностью. Я почитаю и уважаю всякого делателя по призванью. Выпили заздравную и вас почтили! Почтенный человек, уважаемый. Он в почтенных летах, в средних, ближе к старости.»(Даль)



«УВАЖА́ТЬ, ува́жить кого, ува́дить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко».

-Действительно ли «почитание» и « «уважение» слова-синонимы?

Дети озвучивают :

Ислам: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо».

Христианство: «…воздаяние должного родителям, повиновение, забота».

Буддизм: « поддержка, исполнение своих обязанностей по отношению к ним, сохранение семейного уклада и традиций, поведение, хранить добрую память о родителях после их смерти.»

Иудаизм: «Не злословь на отца своего и мать свою, почитай их, как повелел тебе Господь».

- Забота, поддержка, помощь, ….





Дети по желанию оценивают лучших участников групповой работы.

Общеучебные УУД (владение терминологией).

Личностные УУД ( умение взаимодействовать с другими в группе.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).





































Познавательные УУД: обобщение.



















Регулятивные: действия оценивания.








6. Физминутка.

Ребята, а вы помогаете своим родителям? Давайте проверим.

Проговариваем и повторяем за мной.


Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом -
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.

7. Работа в группах.

Каждой группе раздаётся конверт с пословицами. Прочитайте задание и выполните. Давайте проверим с помощью слайда.

8.Создания цветка «Уважения»

-Давайте создадим цветок уважения. Перед вами лежат лепестки, на которых вам надо написать, за что вы уважаете своих родителей.

-Теперь по очереди прикрепим наши лепестки к серединке цветка. Смотрите какие красивые цветы у нас получились. Благодаря этому у нас в классе стало светлее и теплее. Ведь этот цветок состоит из любви и уважения к самым близким нашим людям.

- Как вы проявляете своё почтение к мамам и папам? ( Стараемся быть внимательными к ним, их жизни. Помогать им, не мешать когда они устали














Выполнение движений физминутки









-Обсуждение. Слово «Помощь».









- Дети читают получившиеся пословицы и объясняют их значение.

Анализируют., делают вывод: «Внутренняя позиция героев не всегда выражается словами, судят по делам».













Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).

Общеучебные УУД (умение работать с текстом)

9. Творческая индивидуальная работа.



На с. 123 учебника вашему вниманию предлагается картина В.Максимова «Все в прошлом».

Попробуйте написать маленький рассказ о жизни этих женщин. Слова-подсказки прилагаются в учебнике.


Желающие озвучивают свои работы, возможное обсуждение.

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)

Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания).

Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.



Личностные УУД (действия нравственно-этического оценивания и самооценивания)

10. .Игра «Продолжи предложение».

- Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди – мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были…

2. Мои мама и папа для меня самые…

3. Я люблю своих родителей за то, что…

4. Я хочу своим родителям пожелать…

5. Свою семью я считаю….



11. Рефлексия.

1). После урока я…

2). Теперь я знаю…

3). Услышанное заставило меня…

4). Сегодня вечером я…

5). Любить близких будет легко, если …

6). Я поймал себя на мысли…

12. Итог.

Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет самая дружная, чтобы ней всегда царили дружба, понимание, любовь, помощь, доверие, уважение, забота, счастье, согласие.

Ребята, я предлагаю вам каждому из гостей подарить кусочек своего тепла, ведь они тоже мамы , у которых есть свои любимые дети








Высказывание своих предположений























Дополняют предложения













.





( звучит музыка, дети дарят сердечки).








Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих.

13.Домашнее задание.

Найти в литературных произведениях примеры, подтверждающие, что непочтительное отношение к родителям влечет наказание, а почтительное – поощрение.


Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!