Я рада видеть вас, друзья! И пусть в окно прохлада дышит, Нам здесь уютно: весь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке. | Дети приветствуют друг друга улыбкой.
| Регулятивные УУД (волевая саморегуляция) Личностные УУД:Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им. |
2.Формулировка темы урока. Мы с вами сегодня поговорим об очень важных людях в нашей жизни и чтобы узнать кто же это, послушайте отрывок из песни. После прослушивания назовите два главных слова в этой песне. ( звучит песня «Дорогие родители») ( звучит песня). Послушайте стихотворения: У кого, спрошу вас я, Цвет волос, как у меня И задам другой вопрос: На кого похож мой нос? И ответьте без подсказки, У кого такие глазки? (Мама) Самый сильный, самый смелый. За меня стоит горой: Вы конечно, догадались! Это – (кто?) папа! Мой герой! Молодцы! Правильно. Мама и папа –самые близкие люди. Это наша семья. В ней мы можем найти тепло и понимание. И всем вместе быть счастливыми. Давайте подробно поговорим и обсудим данную тему ( слайд1). Для этого мы должны поставить перед собой цель и сформулировать задачи. Давайте сформулируем цель урока.
| Слушают музыку и определяют тему урока.
Дети определяют ключевые понятия урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ: МАМА, ПАПА.Запись на доске .
Формулировка цели урока. Определение задач урока. | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Личностные УУД ( формирование ценностно – смысловых установок: положительное отношение к родителям). Познавательные УУД: Анализ, исключение по существенному признаку. Регулятивные действия: прогнозирование. |
- Мы с вами сформулировали основные понятия нашего урока: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ:МАМА, ПАПА. -Какого связующего слова не хватает в этой схеме? -Попробуйте задать вопрос , исходя из этой схемы.
-Это и будет главный вопрос (проблема) нашего урока. |
Слово «ОТНОШЕНИЯ»
- Примерный ответ: «На чем строится отношение детей к родителям? (Возможны более простые варианты ответа, важно довести детей до смысла вопроса, уточнить формулировку может учитель). |
Познавательные УУД ( действия постановки проблемы . Коммуникативные УУД: постановка вопросов. |
4. Актуализация знаний. -Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поработать в группах. ( Предполагается, что дети знакомы с групповой работой). Напоминаю, не забудьте распределить роли в группе. Задания для групповой работы: 1).Вам необходимо создать синквейн « Моя мама, мой папа» по группам. Посмотрите внимательно на слайд. Вам всё понятно или требуется объяснение? Зачитайте свои записи. . 2) Вспомнить и рассказать, как ваши родители заботятся о своих родителях ( ваших бабушках и дедушках). Какое участие вы в этом принимаете? 3) Припомните и расскажите, из-за чего у вас случаются конфликты с родителями. Чем они заканчиваются? Очень хорошо. Молодцы! | Ученики работают в группах, выполняя задание. Представляют результаты своей работы. Письменные результаты выносятся на доску.
| Регулятивные УУД : действие адекватной оценки процесса работы. Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Коммуникативные: построение речевых высказываний.
|
-Посмотрите, как непросты эти отношения: дети – родители. Любовь с одной стороны и конфликты с другой. Давайте вместе разберемся, как же правильно их строить? Ребята Вам было дано домашнее задание : найти в толковом словаре значение слов почитание и уважение. Вся история развития человеческого общества строилась на взаимоуважении, взаимопомощи. Человек не выживет в одиночку, он погибнет. Родители, воспитывают, учат молодое поколение, передают ему умения, навыки, накопленный опыт предыдущих поколений. Всё это может происходить при условии, когда люди общаются, трудятся в едином коллективе. У разных народов было то, что их объединяло – это уважение и почитание старших. В дальнейшем эти два понятия воплотились в учениях и религиях мира. (слайд 5)
Чтение на стр. 119-120. Что значит почитание родителей у разных народов мира? Давайте зачитаем. Какой можно сделать вывод? ( слайд 6) Доброе отношение к родителям , членам своей семьи , предкам- одно из важнейших нравственных качеств человека.
- Продолжим работать в группах. Каждая группа поработает с 1 из 4 текстов и попытается «расшифровать», что каждая религия вкладывает в понятие «почитать родителей». Оцените эти высказывания. Согласны вы с ними или нет? Почему? Взаимооценка. Я прошу вас назвать тех участников работы, кому вы хотите сказать «Спасибо» и объяснить, за что.
|
Почитать родителей –это значит ответить любовью на любовь своих родителей.
Дети в группах в ходе обсуждения формулируют свое понимание этого слова. Обсуждение полученных результатов. Обращение к словарю. «Почита́ть, почти́ть кого, чтить, уважать, иметь почтенье, уваженье. Почитай старших и достойных. Меня, его почтили приглашеньем, удостоили, приложили честь. Он почтен общею доверенностью. Я почитаю и уважаю всякого делателя по призванью. Выпили заздравную и вас почтили! Почтенный человек, уважаемый. Он в почтенных летах, в средних, ближе к старости.»(Даль)
«УВАЖА́ТЬ, ува́жить кого, ува́дить арх. почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства; ценить высоко». -Действительно ли «почитание» и « «уважение» слова-синонимы? Дети озвучивают : Ислам: «Так вернись к своим родителям и обращайся с ними хорошо». Христианство: «…воздаяние должного родителям, повиновение, забота». Буддизм: « поддержка, исполнение своих обязанностей по отношению к ним, сохранение семейного уклада и традиций, поведение, хранить добрую память о родителях после их смерти.» Иудаизм: «Не злословь на отца своего и мать свою, почитай их, как повелел тебе Господь». - Забота, поддержка, помощь, ….
Дети по желанию оценивают лучших участников групповой работы. | Общеучебные УУД (владение терминологией). Личностные УУД ( умение взаимодействовать с другими в группе. Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний).
Познавательные УУД: обобщение.
Регулятивные: действия оценивания.
|
6. Физминутка. Ребята, а вы помогаете своим родителям? Давайте проверим. Проговариваем и повторяем за мной. Дружно маме помогаем – Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом - И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем, Маму крепко обнимаем. 7. Работа в группах. Каждой группе раздаётся конверт с пословицами. Прочитайте задание и выполните. Давайте проверим с помощью слайда. 8.Создания цветка «Уважения» -Давайте создадим цветок уважения. Перед вами лежат лепестки, на которых вам надо написать, за что вы уважаете своих родителей. -Теперь по очереди прикрепим наши лепестки к серединке цветка. Смотрите какие красивые цветы у нас получились. Благодаря этому у нас в классе стало светлее и теплее. Ведь этот цветок состоит из любви и уважения к самым близким нашим людям. - Как вы проявляете своё почтение к мамам и папам? ( Стараемся быть внимательными к ним, их жизни. Помогать им, не мешать когда они устали
|
Выполнение движений физминутки
-Обсуждение. Слово «Помощь».
- Дети читают получившиеся пословицы и объясняют их значение. Анализируют., делают вывод: «Внутренняя позиция героев не всегда выражается словами, судят по делам». |
Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний). Общеучебные УУД (умение работать с текстом) |
10. .Игра «Продолжи предложение». - Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди – мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение. 1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были… 2. Мои мама и папа для меня самые… 3. Я люблю своих родителей за то, что… 4. Я хочу своим родителям пожелать… 5. Свою семью я считаю….
11. Рефлексия. 1). После урока я… 2). Теперь я знаю… 3). Услышанное заставило меня… 4). Сегодня вечером я… 5). Любить близких будет легко, если … 6). Я поймал себя на мысли… 12. Итог. Я хотела бы пожелать всем вам помнить эту важную заповедь почитать отца своего и матерь свою. Это ваша семья. Пусть ваша семья будет самая дружная, чтобы ней всегда царили дружба, понимание, любовь, помощь, доверие, уважение, забота, счастье, согласие. Ребята, я предлагаю вам каждому из гостей подарить кусочек своего тепла, ведь они тоже мамы , у которых есть свои любимые дети
| Высказывание своих предположений
Дополняют предложения
.
( звучит музыка, дети дарят сердечки).
| Личностные УУД:ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих. |