СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орксэ презентация "Использование наглядно-иллюстративного материала на уроках ОРКСЭ"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки ОРКСЭ должны быть яркими, эмоциональными, с использованием звуковых и видеозаписей. Презентация раскрывает возможности использования наглядно-иллюстративного материала на уроках основ православной культуры на уроках и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Орксэ презентация "Использование наглядно-иллюстративного материала на уроках ОРКСЭ"»

Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Покровское Тербунского района Липецкой области Использование наглядно-иллюстративного  материала на уроках ОРКСЭ    Подготовила учитель высшей категории Лютова Т. В. 2018 год

Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Покровское Тербунского района Липецкой области

Использование наглядно-иллюстративного материала на уроках ОРКСЭ

Подготовила учитель высшей категории Лютова Т. В.

2018 год

«Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их налету» К.Д.Ушинский

«Детская природа требует наглядности.

Учите ребенка каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите

с картинками двадцать таких слов,

и ребенок усвоит их налету»

К.Д.Ушинский

Сохранение информации в памяти

Сохранение информации в памяти

Наглядно-иллюстративный материал     вырабатывает эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям  повышает интерес  к изучаемому материалу    делает более  легким процесс  усвоения материала поддерживает внимание ребенка

Наглядно-иллюстративный материал

вырабатывает эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям

повышает интерес к изучаемому материалу

делает более легким процесс усвоения материала

поддерживает внимание ребенка

Толкова н ие слова   Наглядное обучение –  это обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью  их изображений

Толкова н ие слова

Наглядное обучение

это обучение, при котором

представления

и понятия формируются у учащихся

на основе непосредственного

восприятия

изучаемых явлений или с помощью

их изображений

Дидактические функции наглядности     1. Расширение чувственного опыта (в этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные объекты и изображения, их копирующие) 2. Раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений (в этом случае возникает необходимость в соответствующих иллюстративных средствах: рисунках, схемах, фотографиях, таблицах и др.)

Дидактические функции наглядности

1. Расширение чувственного опыта (в этом случае в качестве средств наглядности должны выступать реальные объекты и изображения, их копирующие)

2. Раскрытие сущности изучаемых процессов и явлений (в этом случае возникает необходимость в соответствующих иллюстративных средствах: рисунках, схемах, фотографиях, таблицах и др.)

Толкование слова  ИЛЛЮСТРАЦИЯ   1) изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее  какой-либо текст 2) пример, поясняющий  что-либо для наглядного и убедительного объяснения    Иллюстрация – неподвижное реалистическое изображение объекта, основная дидактическая функция которого - формирование наглядных представлений. В обучении используется при изучении уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектов

Толкование слова

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

1) изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-либо текст

2) пример, поясняющий что-либо для наглядного и убедительного объяснения

Иллюстрация – неподвижное реалистическое изображение объекта, основная дидактическая функция которого - формирование наглядных представлений. В обучении используется при изучении уникальных, недоступных для непосредственного наблюдения объектов

Иллюстрации на уроках ОРКСЭ ИЛЛЮСТРАЦИИ формируют эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения  мотивируют познавательную активность

Иллюстрации на уроках ОРКСЭ

ИЛЛЮСТРАЦИИ

формируют эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения

мотивируют познавательную активность

Иллюстрация на уроках ОРКиСЭ  ИЛЛЮСТРАЦИЯ    помогает удерживать внимание школьников   создаёт   условия для самостоятельной работы    способствует запоминанию учебно-научного материала  систематизирует учебно-научный материал

Иллюстрация на уроках ОРКиСЭ

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

помогает удерживать внимание школьников

создаёт условия для самостоятельной работы

способствует запоминанию учебно-научного материала

систематизирует учебно-научный материал

Основные виды работы с иллюстративным материалом Сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов  Нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом   Работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем  Подбор картинок на заданную тему или составление к ним вопросов для остальных обучающихся Заполнение таблиц (схем) иллюстрациями (картинками )

Основные виды работы с иллюстративным материалом

Сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов

Нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом

Работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем

Подбор картинок на заданную тему или составление к ним вопросов для остальных обучающихся

Заполнение таблиц (схем) иллюстрациями (картинками )

В своей работе я применяю следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с наглядно-иллюстративным материалом: - нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом;

В своей работе я применяю следующие виды фронтальной и самостоятельной работы с наглядно-иллюстративным материалом:

- нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом;

В.М. Васнецов «Крещение Руси»

В.М. Васнецов «Крещение Руси»

Русский художник Василий Поленов  Христос и грешница

Русский художник Василий Поленов Христос и грешница

Русский художник Василий Поленов  Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

Русский художник Василий Поленов Христос и грешница (Кто из вас без греха?)

сравнение и сопоставление иконы с картиной  ( урок 15 «Икона»); Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы показать сокровенный мир души святого человека .
  • сравнение и сопоставление иконы с картиной

( урок 15 «Икона»);

Икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы показать сокровенный мир души святого человека .

-самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу Таблицы даюᴛ возможносᴛь - организоваᴛь как фронᴛальную рабоᴛу с классом, ᴛак и индивидуальную деяᴛельносᴛь учащихся; –  облегчаюᴛ возвращение к ранее пройденному и могуᴛ быᴛь использованы для демонсᴛрации перспекᴛивы в изучении маᴛериала; –  позволяюᴛ сисᴛемаᴛизироваᴛь, обобщаᴛь ранее изученное.

-самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу

Таблицы даюᴛ возможносᴛь

- организоваᴛь как фронᴛальную рабоᴛу с классом, ᴛак и индивидуальную деяᴛельносᴛь учащихся;

–  облегчаюᴛ возвращение к ранее пройденному и могуᴛ быᴛь использованы для демонсᴛрации перспекᴛивы в изучении маᴛериала;

–  позволяюᴛ сисᴛемаᴛизироваᴛь, обобщаᴛь ранее изученное.

Работа с иллюстративным материалом на уроке  « Как христианство пришло на Русь » Проверьте, правильно ли распределены слова в столбиках.   Язычество Христианство Византия крещение поклонение солнцу, воде, небу идол Святой многобожество 988г. жертвоприношение Письменность Перун Храмы Константинополь Школы многожёнство кровная вражда апостолы

Работа с иллюстративным материалом на уроке

« Как христианство пришло на Русь »

Проверьте, правильно ли распределены слова в столбиках.

 

Язычество

Христианство

Византия

крещение

поклонение солнцу, воде, небу

идол

Святой

многобожество

988г.

жертвоприношение

Письменность

Перун

Храмы

Константинополь

Школы

многожёнство

кровная вражда

апостолы

Язычество Христианство Византия крещение поклонение солнцу, воде, небу Святой идол многобожество 988г. жертвоприношение Письменность Храмы Перун Константинополь Школы многожёнство кровная вражда апостолы Лишние слова: I столбик (язычество) - Византия, святой, 988г, письменность, храмы, школы. II столбик (христианство) – идол, многобожество, жертвоприношение,  Перун, многожёнство

Язычество

Христианство

Византия

крещение

поклонение солнцу, воде, небу

Святой

идол

многобожество

988г.

жертвоприношение

Письменность

Храмы

Перун

Константинополь

Школы

многожёнство

кровная вражда

апостолы

Лишние слова:

I столбик (язычество) - Византия, святой, 988г, письменность, храмы, школы. II столбик (христианство) – идол, многобожество, жертвоприношение,

Перун, многожёнство

работа с рисунком, схемой (сделай рисунок на тему «Моя родина»  к уроку 2 «Культура и религия», нарисуйте крест, объясни  каждую из   составляющих его частей к уроку 6 «Проповедь Христа», нарисуй и раскрась пасхальные яйца к уроку 8 «Пасха»); - - раскрась, проиллюстрируй притчу о добром Самарянине( уроку 12 «Милосердие и сострадание»);
  • работа с рисунком, схемой

(сделай рисунок на тему «Моя родина» к уроку 2 «Культура и религия»,

нарисуйте крест, объясни  каждую из  составляющих его частей к уроку 6 «Проповедь Христа», нарисуй и раскрась пасхальные яйца к уроку 8 «Пасха»);

- - раскрась, проиллюстрируй притчу о добром Самарянине( уроку 12 «Милосердие и сострадание»);

 

 

Подпиши части храма и раскрась его Н еобходимость иллюстрирования большей части изучаемых понятий вызвано ещё и тем, что большинству детей не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т. д.).

Подпиши части храма

и раскрась его

Н еобходимость иллюстрирования большей части изучаемых понятий вызвано ещё и тем, что большинству детей не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т. д.).

 - прослушивание музыки; (Прослушайте песню «Русь называют святой».  Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни. Урок № 1. Россия – наша Родина)  ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

- прослушивание музыки;

(Прослушайте песню «Русь называют святой».

Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни. Урок № 1. Россия – наша Родина)

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

- подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации); - жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта); -разгадывание кроссвордов, викторин (кроссворды «Рождественский», «Пасха»,

- подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);

- жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);

-разгадывание кроссвордов, викторин (кроссворды «Рождественский», «Пасха», "Иконопись" «Иконостас»  ) .

В игровой форме запоминаем иконы и даты главных церковных праздников   Сорбонка Иконы праздников

В игровой форме запоминаем иконы и даты главных церковных праздников

Сорбонка

Иконы праздников

 Предлагаем вам запомнить иконы и даты главных церковных праздников с помощью мультимедийного варианта приёма педагогической техники «Сорбонка».  На начальном слайде игры выбираете икону праздника, щелком мышки по ней переходите к слайду с карточкой. Рассматриваете икону, определяете какому празднику она посвящена и щелчком мышки «переворачиваете» карточку. На обратной стороне карточки указано полное название праздника и дата его по старому (первая дата) и новому стилям. По щелчку карточка вновь «перевернется». «Переворачивать» карточку можно многократно. По стрелке возвращаемся на начальный слайд игры.

Предлагаем вам запомнить иконы и даты главных церковных праздников с помощью мультимедийного варианта приёма педагогической техники «Сорбонка».

На начальном слайде игры выбираете икону праздника, щелком мышки по ней переходите к слайду с карточкой. Рассматриваете икону, определяете какому празднику она посвящена и щелчком мышки «переворачиваете» карточку. На обратной стороне карточки указано полное название праздника и дата его по старому (первая дата) и новому стилям. По щелчку карточка вновь «перевернется». «Переворачивать» карточку можно многократно. По стрелке возвращаемся на начальный слайд игры.

Анимированная сорбонка

Анимированная сорбонка

 Предлагаем вам запомнить иконы и даты главных церковных праздников с помощью мультимедийного варианта приёма педагогической техники «Сорбонка».  На начальном слайде игры выбираете икону праздника, щелком мышки по ней переходите к слайду с карточкой. Рассматриваете икону, определяете какому празднику она посвящена и щелчком мышки «переворачиваете» карточку. На обратной стороне карточки указано полное название праздника и дата его по старому (первая дата) и новому стилям. По щелчку карточка вновь «перевернется». «Переворачивать» карточку можно многократно. По стрелке возвращаемся на начальный слайд игры.

Предлагаем вам запомнить иконы и даты главных церковных праздников с помощью мультимедийного варианта приёма педагогической техники «Сорбонка».

На начальном слайде игры выбираете икону праздника, щелком мышки по ней переходите к слайду с карточкой. Рассматриваете икону, определяете какому празднику она посвящена и щелчком мышки «переворачиваете» карточку. На обратной стороне карточки указано полное название праздника и дата его по старому (первая дата) и новому стилям. По щелчку карточка вновь «перевернется». «Переворачивать» карточку можно многократно. По стрелке возвращаемся на начальный слайд игры.

На уроках использую просмотр презентции, мультфильма или фрагмента фильма в учебных целях, которые предполагают решение комплекса задач: - обогащение впечатлений о явлении; - развитие образного мышления; - формирование и развитие восприятия образа в сопоставлении с кинообразом; - соотнесение своего опыта с режиссерской точкой зрения; - формирование умения интерпретировать режиссерский замысел и оценивать его воплощение, анализировать образ, созданный актером; - развитие речи учащихся в процессе обсуждения; - формирование эстетического вкуса.

На уроках использую просмотр презентции, мультфильма или фрагмента фильма в учебных целях, которые предполагают решение комплекса задач:

- обогащение впечатлений о явлении;

- развитие образного мышления;

- формирование и развитие восприятия образа в сопоставлении с кинообразом;

- соотнесение своего опыта с режиссерской точкой зрения;

- формирование умения интерпретировать режиссерский замысел и оценивать его воплощение, анализировать образ, созданный актером;

- развитие речи учащихся в процессе обсуждения;

- формирование эстетического вкуса.

Совершаем виртуальные и реальные экскурсии для знакомства с православными храмами и памятниками.

Совершаем виртуальные и реальные экскурсии для знакомства с православными храмами и памятниками.

Так было в храме нашего села в конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века

Так было в храме нашего села в конце

40-х – начале 50-х годов прошлого века

В настоящее время

В настоящее время

  В нашем  храме

 

В нашем

храме

  На родине Силуана   Афонского, в селе  Шовское Лебедянского р-на Липецкой области  

  На родине Силуана   Афонского, в селе  Шовское Лебедянского р-на Липецкой области

 

В Свято-Димитриевском Троекуровском женском монастыре  

В Свято-Димитриевском Троекуровском женском монастыре

 

Заключение Методических рекомендаций использования наглядно-иллюстративного материала на уроке много. Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов. Многоплановая роль наглядно- иллюстративного материала способствует всестороннему развитию школьников.

Заключение

Методических рекомендаций использования наглядно-иллюстративного материала

на уроке много.

Они предполагают творческое применение, дополнение, выбор форм и вариантов, в каждом отдельном уроке. Важно, чтобы ученики смогли глубже понять, почувствовать, пережить суть идей, картин, образов.

Многоплановая роль наглядно- иллюстративного материала способствует всестороннему развитию школьников.

Список использованных источников Список литературы:  1. Дерябина В.А. Методика работы с иллюстративным материалом в курсе «ОРК и СЭ», 2011 г. // http://shkolnikzloy.ru/lektsii/uroki/praktika-uroki/metodika-raboty-s-illyustrativnym-materialom-v-kurse-ork-i-se/  2. Мастер-класс

Список использованных источников

Список литературы:

1. Дерябина В.А. Методика работы с иллюстративным материалом в курсе «ОРК и СЭ», 2011 г. // http://shkolnikzloy.ru/lektsii/uroki/praktika-uroki/metodika-raboty-s-illyustrativnym-materialom-v-kurse-ork-i-se/ 2. Мастер-класс "Работа с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках ОРКИСЭ" (тезисы выступления). Автор - Максимов Алексей Сергеевич, педагог МОУ "Эммаусская СОШ" Калининского района Тверской области. 16.01.2013

3. Новицкая М.Ю. Методика работы с иллюстративным материалом в курсе ОРКИСЭ

4. Чиндилова О.В. Методика работы с иллюстративным материалом в начальной школе” (презентация)

Интернет-ресурсы:  

// http://shkolnikzloy.ru/lektsii/uroki/praktika-uroki/metodika-raboty-s-illyustrativnym-materialom-v-kurse-ork-i-se/

//http://www.tiuu.ru/content/pages/248.htm http://www.myshared.ru/slide/1040867/

https://infourok.ru/metodika-raboti-s-illyustraciyami-na-urokah-orkse-1687872.html

https://infourok.ru/ispolzovanie-illyustrativnogo-materiala-i-sredstv-naglyadnosti-na-urokah-osnovi-religioznih-kultur-i-svetskoy-etiki-593103.html

http://orkce.apkpro.ru/doc/mtd6.pdf

 

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

© 2019 1048 30

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!