СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Россия - наша Родина" (4 класс, 1 урок).

Просмотр содержимого документа
«ОРКСЭ "Россия - наша Родина"»


Технологическая карта урока № 1


Предмет - ОРКСЭ. Основы светской этики.

Учитель: Тогмитова Мэдэгма Александровна

Класс - 4 «е»

Дата – 04.09.2024

Тема урока – «Россия – наша Родина»


Планируемые образовательные результаты


Предметные

Метапредметные


Личностные

Расширение представлений о Родине, о родном крае, патриотизме;

значении Родины

в жизни человека.

-Знание и понимание понятий Отечество, патриот.

-Самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

-Развитие процессов мышления, памяти, внимания.

Р. -Умение учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

-Адекватное восприятие и понимание оценки учителя.

-Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ.

- Самостоятельно определять критерии оценивания, давать самооценку.

К. -Проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения.

-Умение задавать вопросы.

-Умение использовать речь для регуляции своего действия.

Формирование у детей представления об образе родной страны, о её многонациональности, географическом положении, природе, населении, культурных традициях, государственной символике. Формировать эмоционально -положительное принятие своей этнической идентичности, уважение и принятие других народов России.

Пробуждение в детях чувства гордости, патриотизма, за свою Родину.

Цель урока

Привить чувство любви, уважения и патриотизма к своей Родине;

сформировать представление о России, как о многонациональном государстве.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Россия, Родина, Отечество, Русь, предки, патриот, Российская Федерация, столица, президент, государственные символы.


Средства ИКТ, используемые на уроке

Проектор, экспозиционный экран, компьютер, мультимедийная презентация; учебник.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Карта России, изображения флага, герба России, портреты героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, памятники культуры, стихотворение З. Александровой «Родина».

У каждого на парте картинки флага и герба (6см*3см)

Карточки с пословицами.




Организационная структура урока


Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала


Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут


Диагностика эмоционального состояния учащихся. Коррекция эмоционального состояния.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Беседа с классом. (слайд 1)

Учитель читает стихотворение

З.Александровой «Родина»

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.


О чём стихотворение?

А теперь посмотрите на доску.

Что за страна изображена на карте?

Регулятивные УУД: рефлексия своих чувств.

Личностные компетенции:

Представление о образе родной страны

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций».







Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала.

Организация обратной связи.


Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7 минут

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Дети самостоятельно формулируют тему урока.

Запись темы урока в тетрадь.

А что для вас значит Родина? (ответы)

Что вы считаете своей Родиной? (ответы)

За что вы её любите? (ответы)

Правильно ребята, Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.





Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.





Этап 3. Практикум


Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

18 минут

Что такое «Родина» ? Попробуйте дать определение.

Работа учащихся с текстом учебника и со словарями.

Запись определения в тетрадь.

Как ещё называют Родину? Правильно, Отечество. А кто знает, почему мы называем Родину Отечеством?

(ответы детей)

Да потому, что в ней жили наши отцы и деды.


Самостоятельная работа детей.


На столе лежат пословицы на отдельных листах.

Объединитесь по парам и выберите для себя одну из пословиц, подумайте и скажите, как вы понимаете смысл данных пословиц.

  • Мы бережем свою Родину-мать, за нее готовы жизнь отдать.

  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

  • Всякому мила своя сторона.

  • Где родился, там и пригодился.

  • Москва – царство, а наша деревня – рай.

  • С родной земли умри – не сходи.

  • Чужая сторона – дремучий бор.

  • Кто Родине изменяет, того народ презирает.

  • Кто за Родину горой – тот истинный герой.

А как называется наша Родина? (ответы детей)

Правильно наша Родина — Россия. Посмотрите на карту.

В России очень много городов и больших, и маленьких. А кто назовет столицу нашей страны? Кто покажет нашу страну и ее столицу на карте?


Россия – это страна, государство, территория. У каждого государства есть глава, руководитель.

Как называется руководитель страны?

А кто является главой нашей страны? Правильно, в нашей стране главой государства является президент страны - Владимир Владимирович Путин.

(слайд с президентом )

Как можно отличить одно государство от другого? (ответы детей).

Это наши государственные символы (слайд с гербом, флагом, гимном)


( слайд с гимном)

Гимн – это особая, торжественная песня, его исполняют в торжественных моментах и все слушают стоя, с почтением.

(слайд с флагом)

У нас есть и свой флаг

1. Что бывает белого цвета? (снег, облака, ромашки, стволы берез.)

Что означает белый цвет? (цвет чистоты)

Белый цвет – цвет мира. Говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.

2. Что бывает синего цвета? (Реки, озера, моря, небо, васильки)

Наша страна знаменита своими водоемами. Синий цвет на нашем флаге – это цвет наших рек и озер, синего неба и цветов – васильков.

Найдите в тексте, какие реки и озёра есть в нашей стране.

Самостоятельная работа детей.


Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

3. Что означает красный цвет на нашем флаге. Это цвет красных ягод и маков, цвет солнца и самый красивый цвет. Красный цвет – это цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

(наклеивают в тетрадь флаг)

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Государственный Флаг России поднимают в торжественных случаях. Флаги вывешивают во время праздников, которые отмечает вся наша страна.


(слайд с гербом)

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный

Почему же орел? (ответы детей)

(Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это значит, что государство, на гербе которого изображен орел, сильное и непобедимое.)

Почему у орла две головы?

(Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит РФ)


Как вы думаете, что является гордостью каждой страны? (ответы детей: люди)

(слайд «знаменитые люди России)

А люди одинаковые? А почему разные? (у каждого свой духовный мир, внутренний мир). Прочтите текст на карточках и выясните, что такое духовный мир человека.

Запись определения в тетрадь.


Ребята, а почему нашу страну называют многонациональной? (ответы детей)

Правильно живут разные народы. В России проживает более 180 национальностей, у каждой из них есть свои народные песни, игры, танцы, промыслы. Кто из вас попробует привести примеры национальностей, проживающих на территории РФ?

(слайд «Народы России»)

А чем каждый народ отличается друг от друга?

Правильно, у каждого народа свои традиции.

Давайте обратимся к словарю и прочитаем определение.

(слайд традиция)

Работаем с определением понятия традиция на слайде.

Запись определения в тетрадь.

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.




Познавательные УУД: «Прием информации». «Визуализация понятия».


Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».


Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция


Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

7 минут

Задание 1.

Заполните пропуски в предложениях.

Мы живём в замечательной стране, имя которой – ___________________________________.

Мы с любовью называем нашу страну ______________________, потому что родились и живём в ней.

Столица России – город _________________________.

Глава нашего государства – ______________________, в настоящее время этот пост занимает ___________________________________________________.

Государственные символы России – это ________________, ______________, _____________.

Задание 2.

Какие крупные реки нашей страны тебе известны?

Какая река считается самой главной в России и самой длинной в Европе?

Какие озёра России ты знаешь?

Какие города России летают? (Орёл, Сокол)

Какой город птицей начинается а зверьком кончается? (Воронеж)

Задание 3.

Продолжите предложения:

Духовный мир человека…

Родина – это…

Традиции – это…

Познавательные УУД: «Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии



Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание


Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут






Ребята передают друг другу флажок России и отвечаю кратко на вопрос:

- Что я узнал сегодня на уроке?

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

Домашнее

задание 3 минуты

Нарисовать рисунок «Моя малая Родина».





Методический материал к уроку №1


1. СТИХОТВОРЕНИЕ


З.Александрова

«Родина»


Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.



2. ПОСЛОВИЦЫ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЛИСТКАХ

  • Мы бережем свою Родину-мать, за нее готовы жизнь отдать.

  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

  • Всякому мила своя сторона.

  • Где родился, там и пригодился.

  • Москва – царство, а наша деревня – рай.

  • С родной земли умри – не сходи.

  • Чужая сторона – дремучий бор.

  • Кто Родине изменяет, того народ презирает.

  • Кто за Родину горой – тот истинный герой.


3. КАРТИНКИ (для наклеивания в тетрадь).

4.КАРТОЧКИ

Духовный мир – подберите синоним из текста – мир культуры, внутренний мир. У каждого из нас свой внутренний мир, очень разнообразный и богатый: в нем есть место хорошему и плохому, доброму и злому, правдивому и лживому. Русский философ Владимир Соловьев говорил следующее: «Важно не то, что во всяком человеке есть зачатки добра и зла, а то, что из двух в ком победит». Я надеюсь, что «Основы светской этики» помогут вам получить ответ на вопрос «Как не разрушить свой внутренний мир?»