Выбор модуля ОРКСЭ
Презентацию выполнила
Мельникова С. Е.
учитель нач. кл. МБОУ г. Астрахани «СОШ № 40».
КУРС ОРКСЭ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Моральные и социальные вызовы
школьному образованию:
- морально-нравственная дезинтеграция общества;
- низкий уровень доверия и социальной солидарности;
- нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;
- недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;
- рост национализма, ксенофобии;
КУРС ОРКСЭ – ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
Моральные и социальные вызовы
школьному образованию:
- усиление центробежных социальных тенденций снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;
- усиление миграционных процессов;
- недостаточный уровень воспроизводства населения;
- снижение физического, социального и психического здоровья населения.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВЫПУСКНИКУ
Учитывая недостатки воспитания школьников,
президентская инициатива «Наша новая школа»
определила требования к современному
выпускнику общеобразовательной школы:
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВЫПУСКНИКУ
- мотивированный к познанию;
- владеющий достаточными знаниями,
компетенциями и компетентностями,
необходимыми для успешной социализации,
образования на протяжении жизни;
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВЫПУСКНИКУ
- готовый к сотрудничеству и коммуникации;
- готовый отвечать за свои действия и их
- последствия, уважающий закон, справедливость,
- принимающий ценность личности,
- человеческой жизни, общества, человечества;
- социально ответственный.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
С 1. 09. 12 г. во всех субъектах Российской Федерации введён курс «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11. 08. 09 г. (ВП-П44-4632).
ЦЕЛИ КУРСА ОРКСЭ
Общая педагогическая цель –
воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС).
ЦЕЛИ КУРСА ОРКСЭ
Цель предмета –
формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
ЗАДАЧИ КУРСА ОРКСЭ
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; школы;
- Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ОСНОВНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Основной методологический принцип реализации курса - культурологический подход , способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре.
ОСНОВНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, обычаи, традиции и верования.
ОСНОВНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Культура всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества - огромный, насчитывающий тысячелетия путь, который эта культура прошла.
ОСНОВНОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Развитие различных исторических эпох, национальных культур - такое широкое понимание человеческой культуры важно для процесса идентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.
УЧЕБНИКИ
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
Модули:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
Все модули нового предмета соединяются
общими тематическими блоками:
- Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);
- Основы традиционных религий и светской этики
(16 ч.).
- Традиционные религии и этика в России (13 ч.);
- Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА ОРКСЭ
Общий блок для всех модулей
Блок 1. Введение.
Духовные ценности и нравственные идеалы
в жизни человека и общества (1 ч.)
Урок 1. Россия - наша Родина.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 2 . Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Урок 3 . Священное Писание.
Урок 4 . Священное Писание и Священное Предание.
Урок 5 . Во что верят православные христиане
Урок 6 . Что говорит о Боге и мире православная культура
Урок 7 . Что говорит о человеке православная культура
Урок 8 .Христианское учение о спасении.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 9 . Добро и зло в православной традиции
Урок 10 .Христианская этика. Заповеди блаженства
Урок 11 .Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.
Урок 12 .Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду.
Урок 13 .Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Урок 14 .Спаситель. Жертвенная любовь
Урок 15 .Спаситель. Победа над смертью
Урок 16 .Творческие работы учащихся.
Урок 17 .Подведение итогов
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 18 .Православие в России.
Урок 19 .Православный храм
Урок 20 .Православный храм и другие святыни Урок 21 .Православные Таинства. Символический язык православной культуры
Урок 22 .Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 23 .Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)
Урок 24 .Православный календарь, его символическое значение.
Урок 25 .Православный календарь. Почитание святых.
Урок 26 .Православный календарь. Почитание святых.
Урок 27 .Православный календарь. Почитание святых.
Урок 28 .Православный календарь. Праздники.
Урок 29 .Христианская семья и ее ценности.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммеда, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 2.Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
Урок 3. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание.
Урок 4.Пророк Мухаммад – проповедническая миссия
Урок 5.Прекрасные качества Пророка Мухаммада.
Урок 6 Священный Коран и Сунна как источники нравственности
Урок 7.Общие принципы ислама и исламской этики.
Урок 8.Столпы ислама и исламской этики.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 9. Исполнение мусульманами своих обязанностей.
Урок 10.Обязанности мусульман.
Урок 11.Обязанности мусульман.
Урок 12.Обязанности мусульман.
Урок 13.Обязанности мусульман. Урок 14.Для чего построена и как устроена мечеть.
Урок 15.Мусульманское летоисчисление и календарь.
Урок 16.Творческие работы учащихся.
Урок 17.Подведение итогов.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 18.Ислам в России.
Урок 19.Семья в исламе.
Урок 20.Нравственные основы семьи в исламе.
Урок 21.Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим.
Урок 22.Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство. Урок 23.Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 24.Забота о здоровье в культуре ислама.
Урок 25.Ценность образования и польза учения в исламе.
Урок 26.Ценность образования и польза учения в исламе. Урок 27.Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Урок 28.Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Урок 29.Искусство ислама.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Учебное пособие в доступной для учащихся
4-5 классов форме знакомит
с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 2.Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия
Урок 3.Будда и его Учение
Урок 4.Будда и его Учение
Урок 5.Буддийский священный канон
Урок 6.Буддийский священный канон
Урок 7.Буддийская картина мира.
Урок 8.Буддийская картина мира.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 9.Добро и зло
Урок 10.Ненасилие и доброта
Урок 11.Любовь к человеку и ценность жизни
Урок 12.Милосердие и сострадание
Урок 13.Отношение к природе
Урок 14.Буддийские святые. Будды
Урок 15.Семья в буддийской культуре и ее ценности.
Урок 16.Творческие работы учащихся.
Урок 17. Подведение итогов
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 18.Буддизм в России
Урок 19.Основы буддийского Учения и этики
Урок 20.Человек в буддийской картине мира.
Урок 21.Человек в буддийской картине мира.
Урок 22.Буддийские символы
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 23.Буддийский храм
Урок 24.Буддийские святыни.
Урок 25.Буддийский календарь
Урок 26.Праздники в буддийской культуре.
Урок 27.Искусство в буддийской культуре
Урок 28.Священные буддийские сооружения
Урок 29.Отношение к природе
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 2.Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия Урок 3.Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
Урок 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма
Урок 5. Патриархи еврейского народа. Урок 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Урок 7. Исход из Египта.
Урок 8. Получение Торы на горе Синай.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 9. Пророки и праведники в иудейской культуре. Урок 10. Пророки и праведники в иудейской культуре. Урок 11. Храм в жизни иудеев
Урок 12.Назначение синагоги и её устройство
Урок 13 . Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал
Урок 14. Молитвы и благословения в иудаизме.
Урок 15. Добро и зло
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 17. Подведение итогов
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 18.Иудаизм в России.
Урок 19.Основные принципы иудаизма.
Урок 20.Основные принципы иудаизма
Урок 21.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Урок 22.Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Урок 23.Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 24.Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией.
Урок 25.Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности.
Урок 26.Еврейские праздники: их история и традиции.
Урок 27 Еврейские праздники: их история и традиции.
Урок 28.Ценности семейной жизни в иудейской традиции.Праматери еврейского народа.
Урок 29.Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
В учебном пособии с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 2.Культура и религия
Урок 3. Культура и религия
Урок 4.Возникновение религий. Древнейшие верования
Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Урок 6. Священные книги религий мира: Веды, Авеста. Трипитака,
Урок 7.Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран.
Урок 8.Хранители предания в религиях мира.
Урок 9.Человек в религиозных традициях мира
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 10.Священные сооружения
Урок 11.Священные сооружения
Урок 12.Искусство в религиозной культуре
Урок 13.Искусство в религиозной культуре
Урок 14.Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 17. Подведение итогов
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 18. Религии России
Урок 19. Религии России
Урок 20. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Урок 21. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Урок 22. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 23. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Урок 24. Религиозные ритуалы в искусстве
Урок 25. Календари религий мира. Праздники в религиях мира
Урок 26. Праздники в религиях мира.
Урок 27. Семья, семейные ценности.
Урок 28. Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
Урок 29. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
Урок 3. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
Урок 4. Ценность родства и семейные ценности
Урок 5. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти.
Урок 6. Образцы нравственности в культурах разных народов
Урок 7. Нравственный образец богатыря
Урок 8. Дворянский кодекс чести
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 2.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 1. (16 ч.)
Урок 9. Джентльмен и леди
Урок 10. Государство и мораль гражданина
Урок 11. Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок 12. Мораль защитника Отечества
Урок 13. Порядочность. Интеллигентность
Урок 14. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства
Урок 17. Что значит «быть нравственным» в наше время?
Урок 16. Творческие работы учащихся.
Урок 17. Подведение итогов.
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 18. Добро и зло
Урок 19. Долг и совесть
Урок 20. Честь и достоинство
Урок 21. Смысл жизни и счастье
Урок 22. Высшие нравственные ценности
Урок 23. Идеалы
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ ОРКСЭ
Блок 3.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть 2. (12 ч.)
Урок 24. Принципы морали
Урок 25. Методика создания морального кодекса в школе.
Урок 26. Нормы морали. Этикет.
Урок 27. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».
Урок 28. Образование как нравственная норма
Урок 29. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Мифы, сопровождающие введение ОРКСЭ
Миф 1 – в школу придут священнослужители .
Согласно Конституции РФ,
религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом.
В государственных и муниципальных
общеобразовательных школах в качестве
учителей могут работать лица, имеющие
специальное педагогическое образование
и профессионально, на постоянной основе
занимающиеся обучением и воспитанием школьников.
Мифы, сопровождающие введение ОРКСЭ
Миф 1 – в школу придут священнослужители .
Приход в государственные и
муниципальные школы священно-
служителей исключен положениями
Конституции РФ, а также существую-
щими нормами профессионально-пе-
дагогической деятельности.
Мифы, сопровождающие введение ОРКСЭ
Миф 1 – в школу придут священнослужители .
21 июля 2009 г., Президент России
Д.А. Медведев подчеркнул, что
преподавать предмет «Основы
религиозных культур и светской этики»
будут светские педагоги.
Мифы, сопровождающие введение ОРКСЭ
Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер.
Содержание модулей «Основы
православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры» не
ориентировано на решение
каких-либо миссионерских задач.
Мифы, сопровождающие введение ОРКСЭ
Миф 2 – новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер.
Содержание модулей не
вероучительно,
а представляет собой знание об
исторических и культурологичес-
ких основах определённой
религии.
Мифы, сопровождающие введение ОРКСЭ
Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними.
Модульное построение нового
учебного предмета реализует
неотъемлемое право гражданина
демократического государства
на свободный выбор и отражает
особенность России как великой
страны с богатыми и разнообразными
духовными традициями.
Мифы, сопровождающие введение ОРКСЭ
Миф 3 – учеников одного класса поделят на группы, что приведет к конфликтам между ними.
В каждой семье свои традиции,
мировоззренческие или
религиозные предпочтения.
Школа обязана их учитывать.
Но формальное разделение
учащихся на группы не будет
приводить к их духовному размежеванию.
Мифы, сопровождающие введение ОРКСЭ
Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался.
Образовательный процесс в рамках
предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» не
преследует иных целей, кроме
воспитания ребенка в соответствии
с потребностями, традициями и
приоритетами его семьи.
Мифы, сопровождающие введение ОРКСЭ
Миф 4 – эксперимент – прихоть власти, он закончится также внезапно, как и начался.
Назначение нового предмета –
помочь ребенку в решении его
личностных, возрастных,
образовательных проблем,
создать условия для его духовно-
нравственного развития.
Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
http://www.myshared.ru/slide/160054/
http :// ru .123 rf . com / photo _13913718
_ the - child - drawing - with - sky - sun - and - hand . html