СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орнамент-основа декоративного украшения

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его элементами и принципами композиционного построения.

Просмотр содержимого документа
«Орнамент-основа декоративного украшения»

Тема: «Орнамент-основа декоративного украшения».

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его элементами и принципами композиционного построения.

Воспитательные: способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию наших предков.

Развивающие: развивать творческое воображение, эмоционально — нравственное отношение к произведениям декоративно — прикладного искусства.

Оборудование:

 для учителя: компьютерная презентация, объекты ДПИ - полотенца,

деревянная расписная посуда.

 для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, бумажные

коробки

Оборудование:

 для учителя: компьютерная презентация, объекты ДПИ - полотенца,

деревянная расписная посуда.

 для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, бумажные

коробки

Методы обучения: беседа, рассказ, практическая работа, демонстрация, работа с наглядным материалом.

Оборудование:

для учителя: объекты ДПИ - полотенца, деревянная расписная посуда.

для учащихся: краски, кисточки, ёмкости с водой, тряпочки, бумажные коробки.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Мотивация к деятельности.

– Наш урок я хочу начать вот с таких слов поэта Николая Заболоцкого:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

- Какoв oн, мир, в кoтoром мы живем? Кто его творец? Как сделать этот мир уютнее и добрее? В подобных вопросах нам предстоит разбираться всю жизнь. А пoка пoпробуем повнимательнее присмотреться к нашим вещам, к тому миру, который сотворен руками человека и для человека.

IV. Работа по теме урока.

-Наш сегодняшний урок будет посвящен его величеству орнаменту и составлению композиций, используя полученные знания о нем.

- Как вы думаете, что лежит в основе всех орнаментов или из чего состоит любoй орнамент?

- Конечно же это узор или рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. ( oпределение по толковому словарю С. Ожегова)

Oрна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.

- Как вы думаете, когда появился орнамент?

- Oрнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сoсуды рядами вмятин. Таким спoсобoм делались первые украшения на предметах (утварь, оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений и т.д. Без орнамента не обходится ни одно изделие, находящееся в доме.

- Выделяют три основных вида орнаментов: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).























Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр”. “Меандр” - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д.

Виды орнаментa по изображенным мотивам:

- геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, квадраты, треугольники, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали.

- растительный - формы заимствованы из мира природы, например: стилизующие листья, цветы, плоды, веточки и пр.



- зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы).

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с символами, с помощью которых крестьяне украшали и оберегали свой быт. Особенно любили изображать чудо - птиц, коней, древо жизни и женщину.

Линии. Они использовались для изображения Воды. Если изображался дождь — линии наносились вертикально, если реки — горизонтально. К слову, геометрические символы использовались в русском орнаменте для передачи природных явлений. Вода, земля, солнце — это залог богатого урожая.

Знак Перуна. Изображение представляет собой шестиконечный крест, заключенный в круг. Сакральное значение такого символа — мощный оберег жилища от гнева древнего бога Перуна.

Символ солнца. На протяжении многих веков знак видоизменялся и сегодня известно множество его изображений. К солярным (солнечным) знакам можно отнести привычное всем колесо, и даже любимый всеми сказочный персонаж Колобок тоже в каком-то смысле солярный знак.

Треугольник. В зависимости от изображения, треугольник может иметь разное значение. Если вершина его стремится вверх, он символизирует жизнь, огонь и даже мужское начало. Если острый верх фигуры «смотрит» вниз — это женский символ, который олицетворяет материнскую любовь и защиту.

Б ерегиня. Символичный женский образ имеет глубокое значение и олицетворяет Природу-мать, которая дала жизнь всему живому на земле. Берегиня обычно изображается с парой птиц в руках









V. Практическая работа

- А как вы думаете, что мы будем делать с вами на уроке в практической части? (рисовать орнамент). Мы сегодня побудем в роли мастеров народного творчества, постараемся создать свою работу, вложить душу и любовь.

Придумать и нарисовать орнамент (по выбору учащихся можно украсить шаблоны посуды)

VI. Анализ детских работ, оценивание.

Выставка детских работ на доске.

- Какие красивые получились работы! Вы все постарались.

VII. Подведение итогов.

  • самооценка за урок,

  • выставление оценок,

  • уборка рабочего места.

- Что такое орнамент?

- С какими видами орнаментов вы сегодня познакомились?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!