СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок технологии

Просмотр содержимого документа
«Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?»

Тема урока: Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?


Цель: научиться составлять орнамент из геометрических фигур.

Задачи:

1.Развитие образного мышления, пространственных представлений, творческого потенциала ребёнка.

2. Украсить змейку, подобрать орнамент и выполнить работу.

3. Закрепить полученные знания на практике, выполняя упражнения и практические задания.


Ход урока

I. Организационный момент.


II. Комплексное повторение с элементами актуализации изученного.

Учитель демонстрирует предметы с орнаментом.

- Что общего в этих предметах? (по материалам, по форме, по назначению).

- Ручная работа, художественные промыслы.

- Посмотрите повнимательнее на предметы (рисунок повторяется).

- Как называется повторяющийся рисунок или узор? (орнамент).

- Найдите повторяющийся узор на этих предметах.


III. Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего урока.

(Орнамент.)

- Для чего нужен орнамент (для украшения).


IV. Поиск решения (открытие нового знания)

- В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы, спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.

- Откуда древние мастера их «срисовывали»?

- У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?



– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.


- Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».

- Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.

- Женский костюм состоял из  рубахи,  сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок.  Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора.   Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.



– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими.



- Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды



- Животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.



- Что изображается на смешанном орнаменте?


V. Развитие умений – применение нового знания.


Физкультминутка. Пластический этюд (две девочки - мальчик)


2.Проектирование у доски геометрического орнамента.

- Какие фигуры будут представлены в орнаменте? (геометрические).

- Что является главным в геометрическом орнаменте? (повторяющийся узор из геометрических фигур).


Физкультминутка. Создадим орнамент в движении (два хлопка – один притоп).


VI. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор? (Ответы детей: бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п.)

- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что сегодня мы будем украшать с помощью орнамента.


Без рук, без ног –

Ползает на брюхе.

Нет у неё слуха,

Не жуёт – глотает,

Смотрит – не моргает.

Как загадка вам моя?

Отгадали? Кто? (Змея)


- Мы будем украшать змейку с помощью орнамента.


1.Проверяем на рабочем месте наличие: заготовки (основы), элементов орнамента, клея.

- Как геометрические фигуры связаны с нашей темой?

2.Последовательность работы по плану на рисунке.

3.Критерии оценивания работы: является ли геометрический узор орнаментом, одинаковое расстояние между элементами, аккуратность.


  • Правильно расположить предметы на столе;

  • Выбрать орнамент;

  • Приклеить выбранные фигурки на основу;

  • На каждом этапе контролировать работу;

  • По окончании работы самостоятельно оценить правильность выполнения.




VII. Итог урока. Рефлексия.

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Какой бывает орнамент?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!