Тема урока: Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Цель: научиться составлять орнамент из геометрических фигур.
Задачи:
1.Развитие образного мышления, пространственных представлений, творческого потенциала ребёнка.
2. Украсить змейку, подобрать орнамент и выполнить работу.
3. Закрепить полученные знания на практике, выполняя упражнения и практические задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Комплексное повторение с элементами актуализации изученного.
Учитель демонстрирует предметы с орнаментом.
- Что общего в этих предметах? (по материалам, по форме, по назначению).
- Ручная работа, художественные промыслы.
- Посмотрите повнимательнее на предметы (рисунок повторяется).
- Как называется повторяющийся рисунок или узор? (орнамент).
- Найдите повторяющийся узор на этих предметах.
III. Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.
- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего урока.
(Орнамент.)
- Для чего нужен орнамент (для украшения).
IV. Поиск решения (открытие нового знания)
- В переводе с латинского языка слово «орнамент» означает украшение.
Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы, спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.
- Откуда древние мастера их «срисовывали»?
- У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?
– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.
- Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».
- Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.
- Женский костюм состоял из рубахи, сарафана и головного убора. Головной платок был одной из основных частей женского костюма. Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще повойник, кокошник, сорока . Маленькие девочки носили на лбу матерчатые ленты. Девушкам разрешалось носить открытые повязки-ленты, коруны, венцы, закрывавшие только лоб и затылок. Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани. Украшали вышивкой. Орнамент на краю одежды назывался оберегом.
– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими.
- Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды
- Животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.
- Что изображается на смешанном орнаменте?
V. Развитие умений – применение нового знания.
Физкультминутка. Пластический этюд (две девочки - мальчик)
2.Проектирование у доски геометрического орнамента.
- Какие фигуры будут представлены в орнаменте? (геометрические).
- Что является главным в геометрическом орнаменте? (повторяющийся узор из геометрических фигур).
Физкультминутка. Создадим орнамент в движении (два хлопка – один притоп).
VI. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор? (Ответы детей: бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п.)
- Если вы отгадаете загадку, то узнаете, что сегодня мы будем украшать с помощью орнамента.
Без рук, без ног –
Ползает на брюхе.
Нет у неё слуха,
Не жуёт – глотает,
Смотрит – не моргает.
Как загадка вам моя?
Отгадали? Кто? (Змея)
- Мы будем украшать змейку с помощью орнамента.
1.Проверяем на рабочем месте наличие: заготовки (основы), элементов орнамента, клея.
- Как геометрические фигуры связаны с нашей темой?
2.Последовательность работы по плану на рисунке.
3.Критерии оценивания работы: является ли геометрический узор орнаментом, одинаковое расстояние между элементами, аккуратность.
Выбрать орнамент;
Приклеить выбранные фигурки на основу;
На каждом этапе контролировать работу;
По окончании работы самостоятельно оценить правильность выполнения.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Можете ли вы назвать тему урока?
- Какой бывает орнамент?