СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орт плф.................

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Орт плф.................»

Аналогия. Антонимы. Антонимы слова одной части речи,они отвечают на один тот же вопрос. Существительному противопоставляется существительное, прилагательному прилагательное. Храбрец –трус, высокий – низкий, идти-стоять

Аналогия.

Антонимы.

Антонимы слова одной части речи,они отвечают на один тот же вопрос.

Существительному противопоставляется существительное,

прилагательному прилагательное.

Храбрец –трус, высокий – низкий, идти-стоять

Важно! При выборе правильного ответа очень важно соблюдать порядок, который задан в эталонной паре. Если не учитывать каждую деталь и плохо понимать варианты, то можно попасть в ловушку и выбрать неверный ответ.

Важно!

При выборе правильного ответа очень важно соблюдать

порядок, который задан в эталонной паре.

Если не учитывать каждую деталь и плохо понимать

варианты, то можно попасть в ловушку и выбрать неверный ответ.

Пример №1 Герой:трус Долг:возврат Хаос:мир Скряга:расточитель Добряк:злодей 2 3 1 Смотрим на дополнительную связь. Что обозначает слова в эталонной паре. (Качество человека) Если и после 2 пункта не будет ответа, то смотрим на последовательность положительность/ отрицательность слов. Сравниваем значение всех вариантов, связь с эталонной парой. (Антонимы)

Пример №1

Герой:трус

Долг:возврат

Хаос:мир

Скряга:расточитель

Добряк:злодей

2

3

1

Смотрим на дополнительную связь. Что обозначает слова в эталонной паре.

(Качество человека)

Если и после 2 пункта не будет ответа,

то смотрим на последовательность положительность/

отрицательность слов.

Сравниваем значение всех вариантов,

связь с эталонной парой.

(Антонимы)

Категория предмета,понятия,явления и его виды . Все, что нас окружает, относится к определенному виду. Это могут быть предметы,явления либо действия. Например: Садовод - это человек,который владеет этой профессией. Следовательно, профессия это общая категория ,а садовод один из видов ,относящихся к этой профессии. Один из предметов , с помощью которого садовод выполняет свою работу- секатор. Секатор- вид инструмента. Значит секатор-вид, а инструмент общая категория. Данное отношение в тестах имеет три направления :

Категория предмета,понятия,явления и его виды .

Все, что нас окружает, относится к определенному виду. Это могут быть предметы,явления либо действия.

Например: Садовод - это человек,который владеет этой профессией. Следовательно, профессия это общая категория ,а садовод один из видов ,относящихся к этой профессии.

Один из предметов , с помощью которого садовод выполняет свою работу- секатор. Секатор- вид инструмента. Значит секатор-вид, а инструмент общая категория.

Данное отношение в тестах имеет три направления :

Общее :конкретное Медицина : онкология Мебель:диван Конкретное : общее Яблоко:фрукт Тарелка: посуда Конкретное: конкретное Малина:клубника Ручка :карандаш

Общее :конкретное

Медицина : онкология

Мебель:диван

Конкретное : общее

Яблоко:фрукт

Тарелка: посуда

Конкретное: конкретное

Малина:клубника

Ручка :карандаш

Примеры Наука :математика Блюдо : равиоли А)Арахнология: змеи А)дерево : сирень Б)прибор:амперметр Б) Верблюд: животное В)овощ :инжир В) Кустарник:малина Г)гибискус:цветок Г) Крупа :манка юла:мяч а)справочник :тест б)школа :класс в) нация :даргинец г)яблоко:груша

Примеры

Наука :математика

Блюдо : равиоли

А)Арахнология: змеи

А)дерево : сирень

Б)прибор:амперметр

Б) Верблюд: животное

В)овощ :инжир

В) Кустарник:малина

Г)гибискус:цветок

Г) Крупа :манка

юла:мяч

а)справочник :тест

б)школа :класс

в) нация :даргинец

г)яблоко:груша

Синонимы Синонимы- слова одного и того же языка, принадлежащие, как правило , к одной и той же части речи,различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.   Юрист : правовед А) УЧИТЕЛЬ:ФИЗИК Б)ЧЕЛОВЕК:ЛЮДИ В)ДИРИЖЕР:ОРКЕСТР Г)ЛЕТЧИК :ПИЛОТ

Синонимы

Синонимы- слова одного и того же языка, принадлежащие, как правило , к одной и той же части речи,различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Юрист : правовед

А) УЧИТЕЛЬ:ФИЗИК Б)ЧЕЛОВЕК:ЛЮДИ

В)ДИРИЖЕР:ОРКЕСТР Г)ЛЕТЧИК :ПИЛОТ

Из данных ниже слов постройте синонимичные пары. Родина Континент Правильный Разговаривать Секретный Бесшумно Порция Блестеть Комфортный Добиваться Мигать Туловище Сахар   Отчизна Материк Верный Беседовать Тайный Тихо Доза Сверкать Удобный Достигать Моргать Корпус Рафинад   Тихо Сверкать Удобный Достигать Отчизна Моргать Материк Корпус Верный Тайный Доза Рафинад Беседовать

Из данных ниже слов постройте синонимичные пары.

Родина

Континент

Правильный

Разговаривать

Секретный

Бесшумно

Порция

Блестеть

Комфортный

Добиваться

Мигать

Туловище

Сахар

Отчизна

Материк

Верный

Беседовать

Тайный

Тихо

Доза

Сверкать

Удобный

Достигать

Моргать

Корпус

Рафинад

Тихо Сверкать Удобный Достигать Отчизна Моргать Материк Корпус Верный Тайный Доза Рафинад Беседовать

Усиление или ослабление признака (степень) – сравнение . Сравнительная величина различных признаков предмета или действия. Степень может усиливать или наоборот ослаблять признак предмета. Давайте рассмотрим примеры. Маленький :малюсенький А) Огромный: необразимый Б) Красноватый:красный В) Плоский: прямой Г) Мелкий: крошечный Правильный ответ: Г

Усиление или ослабление признака (степень) – сравнение .

Сравнительная величина различных признаков предмета или действия. Степень может усиливать или наоборот ослаблять признак предмета. Давайте рассмотрим примеры.

Маленький :малюсенький

А) Огромный: необразимый

Б) Красноватый:красный

В) Плоский: прямой

Г) Мелкий: крошечный

Правильный ответ: Г

ТЕЛЕНОК:БЫК РАССКАЗ:РОМАН А)БАРАН:КОРОВА А) ТУФЛИ:ЛОДОЧКИ Б)ЛЬВЕНОК:ЛЕВ Б)ЛОДКА:ЛАЙНЕР В)КОЗЛЕНОК:КОЗА В)ВОДА:РЕКА Г)ЦЫПЛЕНОК:КУРИЦА Г)ЭССЕ:СОЧИНЕНИЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Г

ТЕЛЕНОК:БЫК

РАССКАЗ:РОМАН

А)БАРАН:КОРОВА

А) ТУФЛИ:ЛОДОЧКИ

Б)ЛЬВЕНОК:ЛЕВ

Б)ЛОДКА:ЛАЙНЕР

В)КОЗЛЕНОК:КОЗА

В)ВОДА:РЕКА

Г)ЦЫПЛЕНОК:КУРИЦА

Г)ЭССЕ:СОЧИНЕНИЕ

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Г

ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ Несомненно, самый универсальный и наиболее надежный среди всех научых законов- это закон причины и следствия. Закон причинности утверждает, что каждое материальное следствие должно иметь адекватную предшествующую причину. Следствия без адекватных причин неизвестны.  Безграмотность : безработица А) Б олезнь:вирус Б) Засуха: неурожайность В) Атака :нападение Г) Приказ: исполнение

ПРИЧИНА-СЛЕДСТВИЕ

Несомненно, самый универсальный и наиболее надежный среди всех научых законов- это закон причины и следствия. Закон причинности утверждает, что каждое материальное следствие должно иметь адекватную предшествующую причину. Следствия без адекватных причин неизвестны.

Безграмотность : безработица

А) Б олезнь:вирус

Б) Засуха: неурожайность

В) Атака :нападение

Г) Приказ: исполнение

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОРЯДОК ЯВЛЕНИЙ ВСЕ ЯВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ , КОТОРЫЕ ОКРУЖАЮТ НАС, НЕПРЕРЫВНО СЛЕДУЮТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ. КАЖДОЕ ПОНЯТИЕ ИЛИ ЯВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАНО, ЗАКОНОМЕРНО ВЫТЕКАЕТ ИЗ ЧЕГО –НИБУДЬ . Зима : весна А) два: три Б)понедельник: вторник В)день :ночь Г)январь :май Студент: специалист А)Ученик:выпускник Б)девушка:женщина В)спортсмен: тренер Г)конкурсант:победитель Гроза :Молния А)ребенок:юноша Б)январь:февраль В)ягода: опыление Г)цунами:землятрясение

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПОРЯДОК ЯВЛЕНИЙ

ВСЕ ЯВЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ , КОТОРЫЕ ОКРУЖАЮТ НАС, НЕПРЕРЫВНО СЛЕДУЮТ ДРУГ ЗА ДРУГОМ. КАЖДОЕ ПОНЯТИЕ ИЛИ ЯВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАНО, ЗАКОНОМЕРНО ВЫТЕКАЕТ ИЗ ЧЕГО –НИБУДЬ .

Зима : весна

А) два: три

Б)понедельник: вторник

В)день :ночь

Г)январь :май

Студент: специалист

А)Ученик:выпускник

Б)девушка:женщина

В)спортсмен: тренер

Г)конкурсант:победитель

Гроза :Молния

А)ребенок:юноша

Б)январь:февраль

В)ягода: опыление

Г)цунами:землятрясение

Целое - Часть Все предметы, которые окружают нас, состоят из определенных частей. Иногда похожие предметы могут составлять целый предмет, а иногда разные части являются составляющими целого предмета . Аналогии могут строиться на соотношении части и целого , например: книга-страница, час-минута, велосипед-руль, педаль и т.д . А ) Целое - составляющие части Год:времена,день:часы,книга:страница Б) Целое- конкретная часть Ворона:крыло, дверь:ручка, велосипед:руль

Целое - Часть

Все предметы, которые окружают нас, состоят из определенных частей. Иногда похожие предметы могут составлять целый предмет, а иногда разные части являются составляющими целого предмета .

Аналогии могут строиться на соотношении части и целого , например: книга-страница, час-минута, велосипед-руль, педаль и т.д .

А ) Целое - составляющие части

Год:времена,день:часы,книга:страница

Б) Целое- конкретная часть

Ворона:крыло, дверь:ручка, велосипед:руль

Сокол: клюв А)Кит:океан Б)Крокодил:добыча В)курица :яйцо Г)Леопар:клыки Окно :стекло А)брюки: карман Б)колонка: динамик В)карандаш :резинка Г)палуба :пароход Танк:гусеница А)подлодка :люк Б)машина:колесо В)вертолет:окно Г)самолет:иллюминатор

Сокол: клюв

А)Кит:океан

Б)Крокодил:добыча

В)курица :яйцо

Г)Леопар:клыки

Окно :стекло

А)брюки: карман

Б)колонка: динамик

В)карандаш :резинка

Г)палуба :пароход

Танк:гусеница

А)подлодка :люк

Б)машина:колесо

В)вертолет:окно

Г)самолет:иллюминатор

Предмет и его состав. Каждый день человечество пользуется множеством предметов. Эти предметы из чего-то состоят. Каждый предмет имеет свой состав. Состав этих предметов может быть самый разный. Мы разделим его на два вида это- изначальный состав и настоящий состав. Чтобы получше понять,рассмотрим примеры. Книга : бумага Сметана: молоко А)кувалда: железо А)ВАРЕНЬЕ:САХАР Б) айсберг : вода Б)ЧАЙ:ВОДА В) лом:алюминий В) СОК:ЯГОДЫ Г) парта:стул Г) МУКА:ПШЕНИЦЫ

Предмет и его состав.

Каждый день человечество пользуется множеством предметов. Эти предметы из чего-то состоят. Каждый предмет имеет свой состав. Состав этих предметов может быть самый разный. Мы разделим его на два вида это- изначальный состав и настоящий состав.

Чтобы получше понять,рассмотрим примеры.

Книга : бумага Сметана: молоко

А)кувалда: железо А)ВАРЕНЬЕ:САХАР

Б) айсберг : вода Б)ЧАЙ:ВОДА

В) лом:алюминий В) СОК:ЯГОДЫ

Г) парта:стул Г) МУКА:ПШЕНИЦЫ

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА АНАЛОГИИ относящиеся к этой теме ,строятся на соответствии предмета его постоянного признака. У всех предметов есть постоянные и не постоянные признаки. Постоянные признаки присущи предмету постоянно,например : ел:зеленый. Не постоянные это те признаки , которые меняются в соответствии предмета или явления, например: ель:большой. Кефир:белый А)трава:длинный Б)вода:прозрачный В)сметана :густой Г)мяч :круглый

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

АНАЛОГИИ относящиеся к этой теме ,строятся на соответствии предмета его постоянного признака. У всех предметов есть постоянные и не постоянные признаки. Постоянные признаки присущи предмету постоянно,например : ел:зеленый. Не постоянные это те признаки , которые меняются в соответствии предмета или явления, например: ель:большой.

Кефир:белый

А)трава:длинный

Б)вода:прозрачный

В)сметана :густой

Г)мяч :круглый

Основные обозначения свойств предмета,понятия.  1.Размер предмета.  2. Влияние предмета  3. Внешность предмета 4.Цвет предмета 5. Срок предмета  6. Ценность предмета  7. Характер предмета Кит: большой,мышь:маленький Молоко: полезный , фаст-фуд : вредный Дом:красивый, девочка:симпатичный Мак :красный, небо: голубой Обелиск:говый, памятник: старый Металл: дешевый, серебро: дорогой Собака:злой, лиса:хитрый

Основные обозначения свойств предмета,понятия.

1.Размер предмета.

2. Влияние предмета

3. Внешность предмета

4.Цвет предмета

5. Срок предмета

6. Ценность предмета

7. Характер предмета

Кит: большой,мышь:маленький

Молоко: полезный , фаст-фуд : вредный

Дом:красивый, девочка:симпатичный

Мак :красный, небо: голубой

Обелиск:говый, памятник: старый

Металл: дешевый, серебро: дорогой

Собака:злой, лиса:хитрый

Принадлежность Эта связь показывает принадлежность(относительность) предмета к какому-нибудь предмету, человеку или понятию. Например: лейкемия :кровь, лейкемия- болезнь, которая относится к крови. Хирург:скальпель – инструмент, Снег: зима – снег имеет отношение к зиме. Травматология :травма А)слово: морфология Б) офтальмология :глаз В)антропология:история Г)миграция :страна

Принадлежность

Эта связь показывает принадлежность(относительность) предмета к какому-нибудь предмету, человеку или понятию. Например: лейкемия :кровь, лейкемия- болезнь, которая относится к крови. Хирург:скальпель – инструмент, Снег: зима – снег имеет отношение к зиме.

Травматология :травма

А)слово: морфология

Б) офтальмология :глаз

В)антропология:история

Г)миграция :страна

Ученик:дневник А) Абрикос:дерево Б)бензин: машина В)Поэт:перо Г)Поле:пшеница Гастрит:желудок А ) мышцы:рука Б) морковь:глаз В)ангина:горло Г)зоб:железа Вирус: вирусология А)клетка :цитология Б) днк :генетика В) мозг: анатомия Г)анион :биохимия

Ученик:дневник

А) Абрикос:дерево

Б)бензин: машина

В)Поэт:перо

Г)Поле:пшеница

Гастрит:желудок

А ) мышцы:рука

Б) морковь:глаз

В)ангина:горло

Г)зоб:железа

Вирус: вирусология

А)клетка :цитология

Б) днк :генетика

В) мозг: анатомия

Г)анион :биохимия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!