Праздник «Осень, осень – в гости просим» учитель: Малетина Л.А.
(Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 4-5 классов)
В ходе мероприятия используются различные виды деятельности учащихся, которые сменяют друг друга, не перегружая детей.
Цели: Закрепление и обогащение знаний учащихся об осени.
Задачи: образовательные-закрепить и расширить знания детей о признаках осени, грибах, овощах, деревьях.
Коррекционно- развивающие: -развивать психические процессы детей( зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, долговременную память)
-развивать активную и пассивную речь детей, обогащать словарный запас детей об осени.
Воспитательные: -воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать чувства прекрасного у детей, воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества, взаимопомощи, вызвать эмоциональный отклик на красоту осенней природы.
Подготовительная работа:
- экскурсии по городу, в осенний парк, на речку;
- разучивание стихотворений, песен;
- оформление класса (осенние листья, поделки, рисунки, шары).
Оборудование:
Ноутбук, листья, корзинки с овощами , листы бумаги для игры, гербарий «Листья деревьев», плакаты с изображением деревьев, овощей, фруктов , корзина с яблоками, муляжи овощей, грибов, настоящие овощи и фрукты.
Стихи о приходе Осени.
Ведущий1.
Если на деревьях
Листья пожелтели…
2.Если в край далёкий
Птицы улетели…
3.Если небо хмурое,
Если дождик льётся…
4. Это время года-
Все: Осенью зовётся!
Ведущий 2 : В году есть четыре времени: зима, весна, лето и осень. Каждое время года красиво по-своему. Сегодня мы совершим путешествие в прекрасный мир природы и поговорим о чудесной и немножко грустной поре.
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает.
Листья желтые летят
Прямо на руки ребят.
(Т.Тарабарина)
Какому времени года присущи эти признаки? (Осени)
( на доске картинки ---признаки осени)
(Закрепляем с детьми)
Ведущий1: За окнами осень. Мы говорим о ней по-разному: холодная, золотая, щедрая, дождливая, грустная... Но в любом случае осень — прекрасное время года, когда собирают урожай, подводят итоги полевых работ, начинается учеба в школе и подготовка к долгой и холодной зиме.
Ведущий2 . Осень к нам приходит не одна, а вместе с 3 братьями – осенними месяцами. Отгадайте их названия.
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдоль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)
(На доску прикрепляется фото природы в сентябре)
Сентябрь – младший брат осени. Это самый сухой месяц осени. Тёплые деньки осени называются бабьим летом. Оно продолжается примерно 2 недели. Это самое лучшее время для сбора грибов.
Игра «Кто больше соберёт грибов?».
Чтобы собрать грибы, вам нужно отгадать загадки. ( отгадку положить в корзинку)
1. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я … (подосиновик)
2. Он на толстой ножке белой,
В яркой шляпке загорелой,
Кто в лесу его найдет,
Тот от радости поет ( белый гриб)
3. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые … (лисички)
4.Ловко спрятаться умеет
Там где лес с березняком,
При засушке он чернеет,
Хоть и бел его излом.( подберезовик)
Ведущий1 . Пока вы собирали грибы,
Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета».
Ведущий. В какие цвета осень раскрасила листья? (Желтый, красный, оранжевый, коричневый)
Игра «Угадай-ка, с какого дерева листочек?» ( Нужно отгадать, какие деревья потеряли свои листочки.)
( плакат « Деревья», листья дуба, березы, клена, рябины)
Ведущий2. Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
(На доску прикрепляется фото природы в октябре)
Октябрь называют вершиной осени. Почему? (Это середина осени.) Называют его ещё вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым спрятаться в щели или под лесную подстилку, последним птицам поспешить с отлётом.
Дни и ночи становятся холоднее. Не только животные, но и люди готовятся к зиме. На полях и огородах идёт уборка овощей. А какие овощи на зиму? Отгадайте загадки.
1. Как слива темна,
Как репа кругла,
На грядке силу копила,
К хозяйке в борщ угодила. (Свёкла) ( показ овощей – муляжей)
2. Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки,
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук)
3. Он нам дарит сок томатный,
Вкусный, нежный, ароматный.
Любит солнышко синьор -
Красный спелый ... (Помидор)
4. Никогда он не грустит,
А хрустит, хрустит, хрустит.
Хочешь, так подай на стол,
Хочешь, брось его в рассол. (Огурец)
5. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)
6. И зелен и густ на грядке куст,
Покопай немножко , под кустом… ( картошка)
Ведущий 1 : Инсценировка стих. «Хозяйка однажды с базара пришла»
( на головах у детей маски-овощи,
У хозяйки –передник , платок, ложка большая дерев.)
Ведущий2 :Сейчас мы поиграем в игру «Что растет в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы — отвечать «да» или «нет».
— Растет капуста в огороде?
- Да!
— Краснеет помидор всегда?
-Да!
— А лук на грядке зеленеет?
-Да!
— Картошка в огороде зреет?
- Да!
— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?
- Нет!
— Есть в огороде перец сладкий?
- Да!
— И кабачок растет на грядке?
- Да!
— Морковка выстроилась в ряд?
- Да!
— Растет на грядках шоколад?
- Нет!
— Растут укроп, фасоль, горох?
- Да!
— Растет большой и злой бульдог?
- Нет!
Ведущий1 : Игра « Собери в корзинку»
( 2 корзинки, овощи, фрукты. 1 ученик собирает овощи, 2 ученик – фрукты) ( звучит музыка)
Ведущий2 . Поле чёрно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) Слайд 19. (На доску прикрепляется фото природы в ноябре)
Ноябрь – последний месяц осени. В ноябре небо нередко закрыто тяжёлыми тучами, идёт снег пополам с дождём.
Дрожат листочки на кустах, ( Читают дети)
И в лужи падают дождинки
Уже не выйдешь просто так,
Промочишь все свои ботинки!
Ведущий: Дождь осенний налил лужи, перейти скорей их нужно!
Игра «Перейди лужи». ( на полу « следы» из бумаги, 2 дорожки. Ребята должны пройти, наступая только на листы бумаги. Всё остальное пространство залито водой.
Ведущий1: Стихотворение « Зонтик» ( читают дети)
Вед: А теперь, ребята, давайте подарим танец и песенку ОСЕНИ ( Осень, осень наступила…. ( звучит музыка)
Подведение итогов: Сюрпризный момент ( стук в двери.., корзинка с яблоками- подарок для детей, и записка от осени со словами благодарности)
Ведущий2 :
Земля остыла. Улетели птицы.
Закончился в природе листопад.
Колючим холодом, и первым снегом
Укроется наш бедный сад.
Ведущий1 :
Ну, а мы грустить не будем,
Просто на прощанье,
Скажем дружно Осени:
«До скорого свиданья!»
Осень:
Сейчас мы поиграем в игру «Что растет в огороде?». Я буду задавать вопросы, а вы — отвечать «да» или «нет».
— Растет капуста в огороде?
- Да!
— Краснеет помидор всегда?
-Да!
— А лук на грядке зеленеет?
-Да!
— Картошка в огороде зреет?
- Да!
— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка?
- Нет!
— Есть в огороде перец сладкий?
- Да!
— И кабачок растет на грядке?
- Да!
— Морковка выстроилась в ряд?
- Да!
— Растет на грядках шоколад?
- Нет!
— Растут укроп, фасоль, горох?
- Да!
— Растет большой и злой бульдог?
- Нет!