Конспект урока ИЗО для 3 класса "Осеннее настроение"
Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой и способами аппликации; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с жанром пейзажа.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке, результатов рабочих групп;
Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Воспитывающие:
- развивать коммуникативные умения обучающихся через организацию групповой, коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- умение использовать образный язык изобразительного искусства : цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов,
- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),
- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже ,
- самостоятельное создание алгоритма деятельности,
- выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи и фрагментов музыкальных произведений,
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера..
Коммуникативные УУД:
- расширение навыков общения в условиях коллективной деятельности,
- развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества,
- умение договариваться, находить общее решение, взаимопомощь.
Регулятивные УУД:
- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работы ,
- выражение в словесной форме образного смысла творческой коллективной работы,
- оценивание результата своего труда.
Материально-техническое обеспечение урока:
фрагменты из концерта фа мажор «Осень» соч. 8 №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии; художественный руководитель Лев Шиндер: Allegro и Adagio molto;
репродукции пейзажей с изображением осени.
Содержание урока
1. Организационный этап (сл.№1)
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
(Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями)
2. Мотивационный этап
Учитель: Ребята, мне бы хотелось знать с каким настроением вы пришли на этот урок. Для этого проведём тест «Настроение». Выберите из лежащих у вас на столах листочков настроения, соответствующее вашему: радостное, грустное, раздражительное, равнодушное.
Учитель проводит краткий анализ результатов теста
На доске прикреплено красивое осеннее дерево. Подойдите и оторвите по одному листочку.
Прочитайте, что написано на обратной стороне листочка (хоровое чтение):
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Актуализация знаний и развитие речи учащихся.
– Посмотрите на наше дерево. На нем не осталось листочков. Как называется явление осени, когда опадают листья? (листопад)
- Как называется осень, когда уже облетели листья, мало светит солнце, природа ждет прихода зимы? (поздняя осень)
3. Актуализация опорных знаний
1. Определение темы урока
– Послушайте стихотворение Н. Некрасова и определите тему урока:
Поздняя осень,
Грачи улетели,
Лес обнажился,
Поля опустели.
Итак , ребята, тема нашего урока «ОСЕНЬ»
– Ребята, мы все с вами знаем, что сейчас время года – осень.
- А какая бывает она?
- Какай период осени наступил? (Период поздней осени.)
- Какая она, поздняя осень, что вы можете сказать о ней?
- Вам нравится поздняя осень?
- Почему?
- Какую осень любите вы?
-Определите жанр репродукции, которую видите на экране. (слайд 2) (это пейзаж)
-Что такое пейзаж? (ответы детей)
Слайд 3
- А как называют художников, которые пишут пейзажи?
-Пейзажисты на своих полотнах изображают природу родного края в разное время суток, в разное время года.
- Почему? (любят природу, Родину)
2. Рассказывание по картине-пейзажу «Поздняя осень».
– Вы любите погоду, когда пасмурно, идёт дождь, воздух чистый, свежий? В это время чувствуешь себя очень спокойно, умиротворённо. Каждый по-своему представляет и чувствует осень. Поэты и писатели своё отношение к осени выражают через слово, художники цветом, композиторы с помощью звуков передают характер осени и своё отношение к ней.
– Давайте послушаем музыкальное произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Эта песнь о расставании с уходящим летом. В ней сожаление об увядающей природе. Послушайте, как плавно льётся нежная музыка. Давайте закроем глаза и под музыку представим позднюю осень.
Какая музыка по характеру?
Что вы чувствовали, когда слушали?
Какую осень видели перед глазами?
Какая музыка отражает жизнь природы?
Вот такой позднюю осень видел композитор П. И. Чайковский.
Мы с вами послушали музыку, представили осень, а теперь посмотрите презентацию Осень на картинах художников.
Если сейчас мы подойдём к окну, то что мы там можем увидеть? (Сырую, серую, мокрую осень.) Да, ребята, сейчас из своего окна мы видим краски поздней осени. Но это всего лишь миг – короткий и быстротечный. Сейчас он есть: мы видим и грустную берёзку, и пожухлую траву, и землю после дождя; а завтра всего этого может и не быть – выпадет снег, и природа укроется снежным белым покрывалом на долгие месяцы до прихода весны. А. С. Пушкин в своём стихотворении сказал о поздней осени так:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
3. Рисование «Поздняя осень».
– Мы не будем с вами грустить об уходящей осени. Что характерно для поздней осени? (Идет дождь, иногда снег, листья почти облетели, деревья потемнели, гнутся от сильного ветра, по небу часто движутся темные тучи.) Расскажите, какой осенний пейзаж вы хотите нарисовать. Какие цвета будете использовать? Как правильно расположить рисунок на листе бумаги?
К уроку все готово?
И хочется начать.
Акварелью будем снова
Что-то рисовать
Дети по образцу выполняют рисунок.
4. Итог занятия.
– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.
3. Тест «Настроение»
Учитель: - Вот и подошёл к концу наш урок «Осеннее настроение». Вы пришли на него с разным настроение, а с каким настроением вы уйдёте?
Учащиеся выбирают из предложенных им схем эмоций, соответствующую их настроению в конце урока. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было только хорошее настроение!
Что нового, интересного вы узнали на уроке?
Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины и образы осени очень разной, а художники - свои картины, но они очень близки порой по настроению друг к другу. Можно услышать живопись и увидеть музыку
Молодцы, ребята, вы сегодня постарались, и все у вас получилось. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо вам за активную работу на уроке.
А теперь мы поднялись
Встали дружно вряд
До свидания сказали
и на парте всё убрали.
4