Тематическое занятие
«Осеннее настроение»
образовательная деятельность в подготовительной группе
Цель. Воспитание способности к осознанному эмоциональному восприятию образного содержания музыкального произведения.
Задачи.
Обобщить представления детей об осени и осенних явлениях.
Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной деятельности.
Формировать вокальные навыки, учить детей петь выразительно, легким, подвижным звуком.
Совершенствовать навыки танцевальных движений.
Оборудование. Музыкальный центр. Картины художников об осени. Карточки – жанры (киты) музыки. Атрибуты: ленты, шарфы, листья. Треугольник, бубен.
Ход занятия.
Дети под музыку А. Вивальди «Осень»(1 – я часть Allegro) заходят в зал, рассаживаются на стулья.
М.р. приветствует детей, звучит музыкальное приветствие «Доброе утро», муз. Н. Туварджи сл. О.Арсеневской (ж-л «Муз. руководитель» №5 – 2015.)
М.р. Ребята, давайте вспомним, в какое время года улетают птицы?
(предположительный ответ птицы улетают осенью).
М.р. Правильно, осенью. А какое у осени настроение вы знаете? (Ответы детей.)
Послушайте и скажите, какое настроение в стихотворении поэта Е. Трутневой
1 реб.
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое у берёзы на плечах…
Утром мы во двор идём – листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят и летят, летят, летят… Е. Трутнева
М.р. Какое настроение (радостное или грустное)? (Ответы детей.) Почему?
А в стихотворении В. Гвоздева другое настроение. Какое?
2 реб.
Лето, раздарив тепло, заскучало и прошло.
Ветер листья посрывал и под ноги разбросал.
Солнце спряталось за тучи, серый день дождём наскучил.
И зачем – то плачет, плачет – вот какая незадача. В.Гвоздев
М.р. Какое настроение, ребята? (Ответы детей.)
Сегодня я приготовила для вас осенние задания. Выполнить их вам поможет музыка. Она расскажет об осени и её настроении.
В первом задании вам надо определить музыкальный жанр (кит в музыке). Но сначала давайте их назовём.
Музыкальный руководитель показывает карточки с изображением песни, танца, марша, дети называют.
М.р. Послушайте внимательно и скажите, что удобно делать под эту музыку?
Звучит «Вальс», муз. В. Косенко //Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасова Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 7-го года жизни. Раздел: «Музыкальное движение» - М.: 2010. – С.12.
М.р. Что удобно делать под эту музыку? Какой кит прозвучал? Какой танец полька или вальс? Какое настроение в музыке? Расскажите, что вы представили, слушая музыку? Ответы детей.
М.р. Давайте, ребята, и мы с вами закружимся в вальсе.
Возьмите атрибуты и украсьте танец яркими осенними красками. Постарайтесь в своём танце передать настроение музыки.
Дети выбирают атрибуты (листья, шарфы, ленты), исполняют самостоятельно «Танец осенних листочков» под «Вальс», муз. В.Косенко, после исполнения садятся на места.
М.р. Как вы думаете, получился у нас танец? Ответы детей.
А чтобы выполнить следующее задание нужно отгадать загадку! Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь)
М.р. Правильно, в песнях, которые вы знаете дождик тоже разный. Какую песню о дождике вы хотите исполнить? (Дети называют песню)
Дети исполняют песню «Волшебный дождик», муз. и сл. Л.Веселовой// Музыкальный руководитель. – 2013. - № 4. – С.58.
Анализ исполнения. Какое настроение в песне? Как исполнили?
М.р. Ребята, а в последнем осеннем задании надо по ритму узнать песню.
М.р. играет на треугольнике ритм детской народной потешки «Дождик». (Дождик, дождик пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку, хлебай понемножку).
М.р. Как называется эта песня? Ответы детей.
Давайте исполним песню и отхлопаем ритм. Дети выполняют задание.
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди свой дождик», автор О.Сивухина.
Три ребёнка – «дождики». В руках у них треугольник или бубен. Остальные дети образуют возле каждого ребёнка – «дождика» круг. Дети поют: «Дождик, дождик, пуще!» - «дождики» играют в такт музыке, остальные дети поскоками двигаются по своему кругу. С окончанием песни приседают, закрывают глаза. В это время «дождики» неслышно меняются местами и снова начинают играть – дети должны быстро встать в круг возле своего «дождика».
М.р. Молодцы, ребята, выполнили все осенние задания и, наверно, скажете мне, какое бывает у осени настроение? (Ответы детей.)
А какое настроение было у вас на занятии? Если вам было весело, выберите солнышко, а если грустно - тучку.
Дети выбирают картинку соответствующую их настроению и под музыку выходят из зала.