Вид учебного труда: поделка из природных материалов.
Цели: повторение различных видов аппликации, знакомство с аппликацией из засушенных листьев деревьев; изучение приемов их наклеивания на бумагу.
Оборудование: для учителя-готовое изделие для демонстрации поделки; для учащихся-подсушенные листья с деревьев, клей, бумага, карандаш, альбом для аппликаций.
Оформление доски: написана тема урока- «Аппликация из листьев Зверята», нарисована схема выполнения поделки.
План-конспект для учащихся: «Зверята» 1. Подобрать рисунок и разложить на нём листья. 2. Поместить точками концы листьев. 3. Приклеить листья.
Рабочий афоризм: Будешь стараться, всё может удасться.
Ход урока:
1.Вступительная беседа: Повторение пройденного материала: На прошлом уроке мы говорили о том, что существует два мира- природный и рукотворный. И еще мы рассматривали природные конструкции, убеждаясь, что они не только красивы, но и разумно сделаны.
2.Работа с учеником:
- Прочитайте текст на с. 8 ученика.
- О чём там говорится? ( Природа умеет идеально сочетать в своих конструкциях пользу и красоту.)
Сегодня мы на уроке постараемся передать совершенство произведения природы.
3. Постановка задачи урока:
- Вы уже знакомы со многими природными материалами, из которых получаются красивые поделки и даже сувениры. Вспомните и назовите эти материалы. ( Шишки, трава, сучки, семена.)
Верно, казалось бы, такой материал можно найти буквально под ногами, и мало кто обращает на него внимание. Сегодня вы попробуете сделать аппликацию еще из одного вида природного материала-это всем вам хорошо знакомые листья деревьев.
4. Подготовка природного материала:
-Для урока вы должны были собрать на улице облетевшие с деревьев листья и приготовить их для изготовления аппликации. Как вы готовили их к сегодняшнему уроку? (Немного просушили тёплым утюгом, затем положили их в книгу для того, чтобы они подсохли еще немного и распрямились.)
Сегодня мы займёмся изготовлением поделки из этих листьев.
5. Составление плана-конспекта:
-Откройте тетради для уроков труда. На чистой странице запишите на верхней строчке тему урока, его план-конспект и пословицу о труде.
(школьники делают запись в тетрадях.)
- А теперь подумайте и попробуйте объяснить эту пословицу.
(Ответы учащихся).
6. Выбор образца для поделки:
Изготовление аппликации состоит из нескольких этапов. Первый этап нашей работы-выбор рисунка для аппликации. Обратите внимание, какой формы ваши листья. Это повлияет на выбор рисунка. Например, если вы принесли листья узкие и длинные, как у ивы, то из них можно сделать фигурку животного, например, мишки косолапого или кота, собачки, или героев сказок, скажем, трёх поросят. Неважно, что ваши звери по цвету будут несколько отличаться от настоящих. Ведь мы делаем сказочных персонажей.
7. Работа с учеником. Рассматривание образцов:
- В учебнике (с. 22-23) приведены образцы животных, вылепленных из пластилина. Внимательно рассмотрите их, но старайтесь не копировать приведенные образцы, а придумайте свой вариант.
В учебнике даже можно прочитать такую рекомендацию: закройте глаза и вообразите перед собой это животное. После чего следует нанести его изображение легкими штрихами на страницу в вашем альбоме для аппликаций. В какой позе будет находиться ваш зверек-он идет, сидит, стоит, подает лапку или делает еще что-нибудь.
8. Подготовка к практической работе:
Второй этап аппликации- подбор и наложение листьев на рисунок. Для этого можно выбрать листья разных расцветок и размеров. Туловище медведя, к примеру, может быть сделано из листка коричневого цвета, а его лапки-из жёлтых. После того как будет выполнена основная часть. Можно заняться проработкой ее деталей. Тогда мелкие детали поделки можно будет вырезать из листьев ножницами. Например, ушки зверей или пятачки поросят.
Разложите подобранные вами листья на эскизе рисунка и подумайте, всё ли они подходят по цвету, форме и размерам. Не страшно, если одни листья будут заслонять другие.
Чтобы запомнить общую схему расположения листьев на бумаге, надо отметить местонахождение листьев точками. Точки ставятся простым карандашом в местах соединения разных деталей. Отметив места расположения листьев, снимите их с рисунка и начинайте приклеивать.
9. Выполнение практической работы:
Лучше начать делать аппликацию с нижней части рисунка. Сначала наклеиваются листья, которые изображают ступени его ног, потом сами ножки. Обратите внимание на такую важную вещь: листочек для аппликации следует намазывать клеем с обратной стороны, покрывая лист полностью. Иначе его края впоследствии будут пересыхать и отходить от бумаги.
Деталь корпуса наклеивается после мелких деталей, накрывая их сверху. Голову можно приклеить сверху детали туловища. Только сначала необходимо приклеить детали ушей животного.
После того как все детали будут приклеены, на аппликацию надо положить сверху лист бумаги и аккуратно прижать его, разглаживая ладонью. Это необходимо для того, чтобы разровнять поделку. А еще лучше положить ее для полного засыхания клея под пресс, например, книгу.
10. Физкультминутка.
11. Художественное оформление поделки:
Чтобы мордочка вашего зверька из листьев выглядела более оживлённо, на ней фломастером можно нарисовать глазки,, носик, улыбающийся рот.
12. Контрольный момент:
Выполнение аппликации из листьев-непростая работа. Но вы с ней справились успешно. Теперь давайте все вместе еще раз прочитаем афоризм сегодняшнего урока.
- Какой природный материал нам сегодня понадобился? Какие вспомогательные материалы также использовались в ходе урока?
(Проводится проверка правильности выполнения учащихся заданий на уроке, выставление оценок, демонстрация лучших работ всему классу. Тот, кто завершил выполнение поделки, а до звонка еще некоторое время, может сделать рисунок поделки в тетради.)
13. Уборка рабочего места:
Обрезки листьев надо аккуратно смахнуть в мусорное ведро. Уберите ножницы и клей.
Домашнее задание.