Цель: Обобщить знания детей об осени.
Задачи: - формировать и расширять представления об осени, как времени года;
- закреплять знания о приметах осени, овощах;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление.
- воспитывать любовь к природе, ко времени года осень.
Оформление: Зал украшен осенними листьями, сделанными руками детей. Презентация, костюмы для участников, музыкальное сопровождение. Заготовки для кукол – ткань, тесьма.
Участники: ведущий, Осень, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, скоморохи – 2 чел., чтецы.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы собрались с вами в удивительном месте – музее «Истоки» на осенние посиделки.
Выходят дети.
1 ученик: Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
2 ученик: Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
3 ученик: Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
1 ученик: Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
2 ученик: А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем.
3 ученик: Одна половина крыла белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
(дети рассказали сказку и садятся на свои места)
Ведущий: Спасибо, ребята, замечательную сказку нам рассказали. Но в сказке есть еще и загадки. Попробуйте-ка на них ответить.
1) Что же это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)
2) Назовите месяцы по порядку?
3) Какие это четыре крыла у каждой птицы? (недели месяца).
4) А какие же это семь перьев в каждом крыле? (дни недели)
5) Назовите дни недели по порядку?
6) Что же это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная? (день и ночь)
7)А кто же такой сам старик-годовик? (год)
Ведущий: Правильно это год. В старину праздник Новый год отмечали осенью, и у нас сегодня осенний праздник!
( звучит музыка, выходят чтецы)
Чтец 1: На опушке осень краски разводила,
По листве тихонько кистью поводила.
Пожелтел орешник, и разделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый
Чтец 2: Уж румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист,
Осинник желтый бьёт тревогу,
Осыпался с берёзы лист
И, как ковер, устлал дорогу.
Чтец 3: Как красива Осень,
В пестром сарафане!
В чистом небе - просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой - березка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
(Выходит девочка в костюме Осени и с ней три осенних месяца).)
Осень: Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь крепко подружиться!
А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями – осенними месяцами.
(выходят три месяца)
Сентябрь:
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь)
А вы знаете, как эти месяцы в старину назывались? Сейчас они сами вам все о себе расскажут.
Сентябрь. В старину называли меня рюинь - от желтизны осенней листвы, ревун - из-за рева ветра, хмурень - из-за дождей и непогоды.
Ведущий: 14 сентября (по старому календарю 1 сентября) празднуется Семеонов день – день памяти святого Симеона Столпника. Чуть больше 300 лет назад этот день на Руси считался большим праздником — с него отсчитывалось начало нового года. В этот день, заканчивось лето (сезон) поэтому этот праздник получил в народе название Симеона - Летопроводца. В те времена весь день был праздник и веселье. Приглашали друг друга в гости и до утренних петухов встречали новое лето. И с этого дня начинались осенние хороводы, игрища.
И мы вас приглашаем поиграть в игру-хоровод.
(проводится хороводная игра)
Сентябрь: А еще в сентябре созревают овощи и некоторые лесные плоды, вы о них узнаете если мои загадки отгадаете:
Ведущий:
1. Росло-повыросло.
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
На зубах очутилось.
(Орех.)
2. В земле крошки, из земли - лепешки.
(Зерна.)
3. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста.)
4. Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка.)
6. Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Крепкие, соленые.
(Огурцы.)
5. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая.
На вкус - как сахар, сладкая.
(Морковь.)
7. Растут на грядке зеленые ветки,
А на них - красные детки.
(Помидоры.)
8. Над землей трава,
Под землей - алая голова.
(Свекла.)
9. В землю бросишь крошку-блошку,
Полежит она немножко,
И гляди - уже растет
Самоварчик-корнеплод.
(Репа.)
10. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок.)
Октябрь.
К вам приближается октябрь.
Но светел день лесной.
И осень улыбается
Небес голубизной,
Притихшими озерами,
Что стелют синь свою,
И розовыми зорями
В березовом краю!
В народе меня называют листопадником, свадебником. А как вы думаете почему?
(Варианты ответов детей: облетают листья с деревьев, собран урожай и начинается пора свадеб)
Молодцы, правильно угадали!
Ведущий: Одним из самых почитаемых народных календарных праздников в октябре можно назвать 14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в народе названный – Покров. Существует много преданий об истории этого праздника. Об одном нам ребята подготовили сообщение.
(выходят 2 ученика)
1 ученик: История праздника Покров начинается с X века. На окраине города Константинополя стоял храм. В то время столица Византии находилась в окружении неприятельских войск. Люди собрались в храме, молились о спасении. Ночью произошло явление.
2 ученик: Пресвятая Богородица в окружении святых шла по воздуху. Она сняла с головы платок (по старинному – покров) и раскрыла его над людьми. Ее покров и стал знамением о защите христиан от неприятелей. Надежды вскоре оправдались: враги без всякого кровопролития отступили от города.
(Выход ноября месяца)
Ноябрь. А я третий осенний месяц - ноябрь. Я - сентябрев внук, октябрев сын, зиме - родной батюшка. В народе меня называют грудень. В ноябре журавли, трясогузки, скворцы, ласточки, стрижи, иволги, цапли, соловьи, зяблики, грачи улетают на юг, чтобы не замерзнуть от зимней стужи.
Ведущий: А вы знаете, что у каждого времени года свои приметы? Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
(Проводится или эта игра или на экране будут задания о приметах)
Игра «Да или нет»
Дайте правильный ответ.
1. Осенью цветут цветы? (Да!)
2. Осенью растут грибы? (Да!)
3. Тучки солнце закрывают? (Да!)
4. Колючий ветер прилетает? (Да!)
5. Туманы осенью плывут? (Да!)
6. Ну а птицы гнезда вьют? (Нет!)
7. А букашки прилетают? (Нет!)
8. Звери норки закрывают? (Да!)
9. Урожай все собирают? (Да!)
10. Птичьи стаи улетают? (Да!)
11. Часто-часто льют дожди? (Да!)
12. Достаем ли сапоги? (Да!)
13. Солнце светит очень жарко? (Нет!)
14. Можно детям загорать? (Нет!)
15. Ну а что же надо делать?
16. Куртки, шапки надевать? (Да
Ведущий: По древней русской традиции, осенью всегда проводились веселые ярмарки.
(Появляются скоморохи - Фома и Ерема. Далее следует инсценировка ярмарочного действия. Дети, одетые в русские национальные костюмы, под веселую музыку общаются между собой, примеряют наряды, глядятся в зеркала).
Фома. Эй, народ честной,
У возов не стой!
Молодой ты аль стар;
Выбирай товар!
Ерема. Товар отменный.
Вот самовар медный –
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит!
Фома. А вот - чашки
Для пшенной кашки!
А вот блюдца!
Никогда не бьются!
Ерема. Тут - игрушки для ребят!
Сами на тебя глядят:
Медведь - рычит!
Воробей - пищит!
Заяц - скачет!
(Музыка )
Ведущий: Ерёма, а ты знаешь какая у ребят самая любимая игрушка?
Ерема: Как не знать, знаю. Любо то, что своими руками сделано.
Ведущий: Полностью согласна. В старину все игрушки делали вручную своими руками, и мы вам приглашаем сделать такую игрушку в память о нашем празднике.
(дети делают куклу игрушку из ткани)
Ведущий: Ребята, давайте посмотрим, какие игрушки у нас получились. Поднимите руку с куклой вверх. Какие замечательные куклы у вас получились! Ни в одном магазине таких игрушек не найдёшь!
Уверена, что самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Думаю, что такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.
Ведущий: Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!
(Звучит песня «Осень золотая» муз. и сл. И. Фомина)