ОСЕННИЙ ПЕРЕПОЛОХ
Игра-путешестивие
Цель: Создать у детей радостное настроение.
Задачи: Формирование интереса к познанию окружающего мира;
развитие чувства гармоничного сочетания цветов;
воспитание дружелюбия, сообразительности, находчивости.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Дети рисуют на занятиях по ИЗО осенние картины (натюрморты, пейзажи).
Вместе с воспитателями изготавливают вазы из бросового материала.
ВОСПИТАТЕЛЬ, ОСЕНЬ, КОЩЕЙ БЕСЦВЕТНЫЙ, КРАСОЧКИ
(Красная, Желтая, Оранжевая, Синяя, Зеленая),
ЗАЯЦ, ЕЖ, ВОЛК, МЕДВЕДЬ, БЕЛОЧКА.
Занавес в музыкальном зале закрыт. На нем надпись — «Осенний вернисаж». На центральной стене висят картины детей, перевернутые обратной стороной, оформлена выставка работ из природного и бросового материала, стоит трон Кощея.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Волшебница Осень
К нам в гости пришла,
Чудесные краски
Она принесла,
Лишь только взмахнула
Невидимой кистью,
И вмиг разноцветными
Стали все листья!
Художник нам пишет
Осенний пейзаж
И всех приглашает
На свой вернисаж!
(Звучит вступление к песне «Осенние дорожки», муз. 0. Поляковой, ел. В. Орлова.
(Вбегают Красочки.)
КРАСНАЯ КРАСОЧКА: Помогите, спасите!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Что случилось?
ЖЕЛТАЯ: За нами гонится Кощей Бесцветный.
ОРАНЖЕВАЯ: Я вижу, он уже и здесь побывал и все краски с картин забрал!
ЗЕЛЕНАЯ: Он и нас хочет сделать бесцветными!
СИНЯЯ: Я слышу его шаги, побежали!
(Красочки прячутся за трон Кощея. Вбегает Кощей Бесцветный.)
КОЩЕЙ: Что, любуетесь на свои рисунки? Да, теперь они по-настоящему красивы, потому что бесцветные. Скоро все вокруг таким станет, вот только расправлюсь с ненавистными красками. Где они? Ах, вот вы где!
Ненавижу яркие цвета!
Ненавистна мне
Земная красота!
Я хочу, чтоб стало
Все бесцветным,
Блеклым, скучным, тусклым,
Гязным, бледным!
Все Краски у меня в плену. Закрою их в сундук, и они станут бесцветными.
(Снимает разноцветные беретки с Красочек и складывает в сундук. Обращается к Краскам...)
Идите к ребятам, теперь вы мне не страшны. Наступило время моего царствования — время бесцветности!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, что же нам делать, кто нам поможет?
(Звучит музыка, входит Осень. В это время Ведущая выставляет мольберт. На нем — нераскрашенная картина осеннего пейзажа.)
ОСЕНЬ: Я каждый год к вам в гости прихожу, веселыми всегда вас нахожу. Для вас готовлю я свои наряды. Вы рады моему приходу?
ДЕТИ (хором): Рады!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Осень, у нас беда. Кощей Бесцветный забрал все краски с картин ребят.
ОСЕНЬ: Боже, и у меня пропали все краски в лесу. Вместо синего неба и разноцветных листьев — пустота. (Показывает на мольберт.)
КОЩЕЙ: Это я спрятал все Краски, теперь вы будете жить по моим законам! Я — Великий Кощей Бесцветный! Разрешаю называть меня Ваша Бесцветность! По-моему, звучит неплохо.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ваша Бесцветность, так вы никогда не вернете краски?
КОЩЕЙ: Нет, нет, ни за что! Они никому не нужны. Вот спросите у ребят, они со мной согласятся.
КРАСНАЯ КРАСОЧКА: Нравится вам красный цвет?
ДЕТИ (хором): «Да!» — мы скажем все в ответ.
КРАСНАЯ:
Цветом я своим горжусь
И для ягод пригожусь.
Всем: и клюкве, и бруснике,
Землянике и клубнике
Без меня нельзя никак!
И цветам я всем нужна,
Я с гвоздикой, с розой дружна.
Ждут меня тюльпан и мак.
ОСЕНЬ: А ты говоришь, что красный цвет никому не нужен.
КОЩЕЙ: Все равно не верну!
ОСЕНЬ: Не волнуйтесь, дети, бот вам мой совет, Даст вам куст калины Яркий, красный цвет.
(Дети водят хоровод «У калинушки», муз. и ел. Ю. Михайленко. Осень
во время хоровода раскрашивает красным цветом ягоды, листья, грибы.)
(После хоровода Кощей подходит к картине.)
КОЩЕЙ: Мне нравится, красиво! Ладно, так уж и быть, верну вам Красную красочку.
(Достает красный берет и отдает Красочке.)
ОСЕНЬ: У нас появился красный цвет, но этого мало. Как же вернуть остальные?
КОЩЕЙ: За овощи и фрукты Верну вам желтый цвет. Их с дерева сорвите, Я съем их на обед!
ОСЕНЬ: Это задание мы быстро исполним. Посмотрите, ребята, какое чудо-дерево растет.
(Проводится игра «Собери овощи и фрукты с дерева». Осень во время игры раскрашивает картину желтым цветом.)
КОЩЕЙ: Урожай вы ловко собрали, и как обещал, вот вам Желтая красочка.
ЖЕЛТАЯ: Я желтая краска.
Раскрасить я могу
Кувшинку, одуванчик
И лютик на лугу.
Пушистые цыплята
И выводок утят,
И бабочка, и солнце
Со мной дружить хотят.
ОСЕНЬ: Ребята, у нас теперь и желтая краска есть. А если их смешать, у нас получится новый цвет. Какой?
ДЕТИ (хором): Оранжевый.
ОСЕНЬ: Правильно! (Осень раскрашивает картину новым цветом.)
КОЩЕЙ: Обхитрили меня. Но получилось действительно красиво. Забирайте свою Оранжевую краску.
(Возвращает Красочке оранжевую накидку.)
ОРАНЖЕВАЯ:
Оранжевые шубки
Раскрасила я
Белочкам и лисам —
Они мои друзья!
Огненным цветом
Апельсины горят.
Яркие веснушки радуют ребят.
ОСЕНЬ:
Что за скрип, что за хруст? кто там прячется за куст?
(Под музыку появляется Заяц, греет нос, уши, лапки.)
ЗАЯЦ:
Хватит шубку серую Заиньке носить, Надо шубку белую Мне скорее сшить. Побегу я к Ёжику, Он лесной портной, мастерская Ежика под лесной сосной.
(Скачек к домику Ежа, стучится.)
Здравствуй, Ежик, как живешь? Ты обновку мне сошьешь?
ЕЖ:
Рад тебе я угодить.
Что себе ты хочешь сшить?
ЗАЯЦ:
Шубку белую мне сшей, Заплачу я сто рублей.
ЕЖ:
Сшить могу штаны, жилет, А вот шуб не шью я, нет.
(Уходит в домик.)
ЗАЯЦ:
Что же делать? вот несчастье! Есть у вас по шубам мастер?
(Появляется Волк.)
ВОЛК:
Шубный мастер — это я!
Знают все в лесу меня.
Вмиг твой выполню заказ,
Мерки все сниму сейчас.
(Достает мерную ленту.)
Заяц, стой, не шевелись.
Повернись, теперь нагнись.
Вот длина, вот ширина.
(Обхватывает зайца сзади лапами.)
Хороша зайчатина.
(Заяц вырывается, убегая, кричит.)
ЗАЯЦ: Ой, спасите. Ой, беда!
МЕДВЕДЬ: Заинька, скорей сюда! (Приглашает его в дом.)
ЗАЯЦ: Испугался я ужасно — Нынче шубы шить опасно.
МЕДВЕДЬ: Ты, дружок мой, не волнуйся.
Скоро зимушка придет
И всем зайцам непременно
Шубки белые сошьет.
(Обнимаются.)
БЕЛКА: А пот ты не грусти — Лист капустный погрызи.
ЗАЯЦ: Лучше этот листик я
Осени отдам, друзья.
Зеленый цвет ей очень нужен,
А я другой найду на ужин.
(Зайчик отдает Осени капустный лист.)
ОСЕНЬ: Все хорошо,
И можно веселиться.
Зеленый цвет
Как раз нам пригодится.
(Раскрашивает картину зеленым цветом.)
КОЩЕЙ (обиженно): Забирайте тогда свою Зеленую краску.
(Отдает зеленую беретку Красочке.)
ЗЕЛЕНАЯ: А я раскрашу елочку, Кузнечиков и травку, И лягушат, и домик их — Зеленую канавку.
КОЩЕЙ: Эх, что-то скучно стало!
РЕБЕНОК (1): Осень — это шутки! Шутки, прибаутки! А еще — частушки На лесной опушке!
(Дети исполняют частушки.)
ВСЕ (хором): Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши.
Веселей встречайте нас.
ДЕВОЧКИ: Мы секрет румян достали
От прабабки Феклы.
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы.
МАЛЬЧИКИ: Нет вкуснее яблок спелых.
Это знает детвора!
Как мы яблоки увидим.
Сразу все кричим: «Ура!»
ДЕВОЧКИ: Ухажеров нынче сто
Под нашими окошками.
Все желают получить
Пирожки с картошкой.
МАЛЬЧИКИ: Не болеем больше гриппом.
Не боимся сквозняка,
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!
ВСЕ (хором): Мы на праздник урожая Натащили овощей. После праздника наш повар на год нам наварит щей!
КОЩЕЙ: Подождите, подождите, я возьму синие чернила, волшебное перо и запишу.
(Приплясывает, напевает частушки, записывает. С пера капают кляксы на бумагу.)
Ой, кляксы! Они мне всю бумагу испортили!
(Дети исполняют «Танец клякс». Во время танца Осень докрашивает картину.)
Как я люблю озорников! Так и быть, берите синюю краску.
(Отдает Красочке синюю накидку.)
СИНЯЯ: Где я появлюсь —
Будет синяя речка,
Синее небо над головой,
Синий цветок —
Василек полевой,
Синие ленты в косах у девчат.
ОСЕНЬ: Ну вот, теперь к нам вернулись все краски, небо опять стало синим, солнце — желтым, а мир — разноцветным! (Показывает на картину.)
(Звучит песня об осени по выбору музыкального руководителя. Во время песни Кощей и Осень развешивают на доске картины детей.)
КОЩЕЙ: А на радости такой Поиграем всей гурьбой!
ИГРА «ОГОРОДНИК»
(Дети встают в круг. Огородник/ закрыв глаза, занимает место в центре и стучит ногой.)
ДЕТИ: Кто там?
ОГОРОДНИК: Огородник!
ДЕТИ: Зачем пришел?
ОГОРОДНИК: За картошкой!
(Дети водят хоровод, поют куплет на мелодию русской народной песни «Ах, вы, сени».)
Ах, картошка, ты, картошка, —
Кормишь ты честной народ!
Если есть картошка в доме —
Будешь сытым круглый год!
Воспитатель указывает на ребенка, который должен произнести слово «картошка», а Огородник должен по голосу узнать товарища. Если он угадал, «картошка» убегает, а Огородник ее догоняет. Аналогично проводится игра с «морковкой», «капустой» и т. д.
Эх, и песня была веселая, и игра интересная! А все равно мне чего-то не хватает. Все вокруг такое цветное, яркое, один я, Кощей, бесцветный...
ОСЕНЬ: Эх, горе не беда! Мы сейчас с ребятами быстро все исправим.
(Дети украшают плащ Кощея заранее приготовленными разноцветными листьями.)
Был ты Кощеем Бесцветным, а стал Кощеем Разноцветным!
КОЩЕЙ: Спасибо, ребята, мне так нравится мой новый наряд. У меня для вас тоже есть подарки! (Раздает раскраски.) Думаю, вы поможете им стать цветными.