Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей
Цeнтp эстетического воспитания детей «Творчество»
«Осетинский симд»
(информационный материал)
Составители: Карсанова Г.И.
педагог дополнительного образования
г. Владикавказ, 2018г.
Симд является одним из наиболее древних танцев, который со временем не только не утратил своей яркой самобытности, но и стал вершиной народной хореографии. Это подлинная жемчужина хореографического искусства, которая по своей красоте и величию занимает главенствующее место среди шедевров культурного наследия.
Симд неоднократно упоминается в героическом эпосе осетин как излюбленный танец нартовских богатырей. Пиршества и танцы, преимущественно Симда, заполняли досуг нартовских героев. Танец этот упоминается в эпосе очень часто. Есть даже целые сказания, имеющие своим сюжетом его исполнение. Сюжет их строится обычно на том, что герои «соревнуются» в Симде, пытаясь завоевать сердце гордой красавицы Аколы или Тизмуды. Этот старинный массовый танец даже сейчас, при хорошем исполнении, производит впечатление внушительное. Помноженный на нечеловеческую мощь и темперамент нартовских титанов, он, по уверению сказаний, сотрясал землю и горы и являл из ряда вон выходящее зрелище.
«Симд» имел и имеет сейчас несколько вариантов. Наиболее древний из них нартовский «симд» - «двухэтажный». Как рассказывает М. С. Туганов, этот «симд» плясали мужчины в возрасте от 30 до 45 лет, причём наиболее ловкие и сильные из них, женщины в нём не принимали участия. «Нижний ряд брался вплотную друг с другом за пояса, образуя собой как бы сплошную круговую стену, скреплённую переплетёнными руками. Ряд этот двигался сначала вправо медленно, а затем налево, также медленно. В шеренгу входило до 200, и более человек… Верхний ряд взбирался на плечи ногами по выдвинутым вперёд правым коленам нижнего ряда. Став на плечи нижних ногами, верхние держась за пояса, друг друга, образовывали такую же стену с переплетёнными у поясов друг друга руками... Верхний ряд, стоя на плечах нижних, мог делать любое движение, но нижние должны были выносить до смены всю тяготу...». Когда все плясуны верхнего ряда, стоя на плечах плясунов нижнего ряда, переплетались руками, «запевалась песня, и живая стена в два этажа начинала медленно двигаться, причём, верхние, обращаясь к нижним, припев свой завершали словами: «Помолитесь нам» («Бакувут»). На что нижние отвечали: «Дæлæмæ æрхаут» («Чтобы вы полетели вниз!»), затем, танцоры (нижний и верхний ряды) менялись местами». Во время исполнения двухъярусного симда, предки осетин подлинные нарты для того, чтобы на плечи нижних навалить больше тяжести, поднимали себе на плечи бычков и молодых жеребят.
Симд в старое время исполнялся преимущественно под мужскую хоровую песню.
Коротко разобрав семиотическую базу танца «Наертон симд» следует отметить существование и других его разновидностей: «Нагъауай симд», «Тымбыл симд». В этнологических записях E.Е. Бараковой упоминается ещё одна разновидность - «Трауы симд».
Дигорский диалект осетинского языка сохранил несколько наименований, «симда». В словаре Ф. Токазова они приводятся в полном объёме.
1 Æрæфитæ - массовый двух или трёхъярусный хороводный танец под новый год вокруг зажжённых костров (исполняется только мужчинами).
2.Еугурхуæст - хороводный танец.
З.Зæндæрæг - ритуальный хороводный танец, исполняемый на вершине холма или горы во время восхода солнца.
Кеппена - хороводный танец.
Лæгсинд - мужской хороводный танец.
Сандæна - обрядовый танец «симд»
Сандæрахъ - дигорский хороводный танец.
Уге - хороводный танец.
Уде - хороводный танец, у дигорцев - казаков.
От «нартовского симда» значительно отличался «тымбыл симд»,
(«круговой симд»), являющийся также древним. Здесь уже равное с мужчиной участие принимает женщина. Все становились в круг, при этом мужчины брали под руку женщин. Танец начинался и проходил ритмическим движением то влево, то вправо, под такт песни, исполняемой специально на этот случай.
Разновидностью «симда» была «Чепена». Но она резко отличается от «симда» как формой, так и содержанием. В ней принимают участие только мужчины, и исполняется она на мотив - шуточной песни «Чепена».
Танец «Чепена» это был танец сплошного веселья. Ни в каком случае ни обижаться, ни прибегать к оружию за обиду не полагалось.
4