ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4
Тема
«Осетинский женский национальный костюм».
Выполнила обучающаяся: Караонова Р.А.
Руководитель: мастер п/о Дзасохова М.Ц.
г. Владикавказ, 2021 г.
Осетинский женский национальный костюм.
Национальная одежда – это один из элементов культуры каждого народа, которая отображает его историю и развитие.
Традиционный женский костюм в Осетии состоял из нескольких элементов одежды - рубахи, распашного платья, головного убора, шали и кафтанчика, который девушки начинали носить после вступления в брачный возраст. Чаще всего кафтанчик шили из бархата, атласа или шелка, украшая его золотой или серебряной вышивкой и галуном, и носили под платьем поверх рубахи. Он выполнял не только декоративную функцию, но и своего рода роль корсета, плотно стягивая фигуру. Со временем кафтанчик трансформировался в несколько отдельных частей – нагрудник, нарукавники, воротничок и нижние полочки на пояске.
При пошиве платья, которое надевалось поверх кафтанчика, обычно использовали классические цвета ткани – белый, красный, черный, иногда синий и зеленый. Для праздничного наряда чаще всего выбирали светлые тона, а традиционный свадебный наряд шили из дорогой красной ткани. Еще одной особенностью свадебного платья были очень длинные висячие рукава – традиция, восходящая ко временам скифов. Орнамент свадебного платья представлял собой различные геометрические и растительные узоры, символизировавшие древо жизни.
С самых давних времен повелось так, что традиционный осетинский костюм должен изготавливался исключительно женскими руками, причем, в домашних условиях. Домотканое полотно женщины изначально окрашивали в нужные цвета и оттенки. Делалось это при помощи красок исключительно растительного происхождения. Только после подготовки ткани можно было приступать к пошиву национального убранства.
Следует упомянуть, что в национальной одежде осетин можно увидеть мотивы аланской и древней скифо-сарматской культур. Из этого можно сделать вывод, что эти наряды имеют очень древнее происхождение, которое постепенно впитывало в себя все новые и новые тенденции.
Для пошива этнической осетинской одежды предпочтительно используются ткани натурального происхождения. Современное текстильное производство дало возможность также использовать смесовые ткани лучшего качества, которые обладают отличными характеристиками.
В любом случае, по качеству ткани можно визуально определить принадлежность человека к тому или иному социальному слою населения.
Первые фасоны осетинского женского костюма имели лишь отдаленные отличия от мужской модели, но с течением времени претерпели значительные изменения. Костюм, предназначенный для прекрасной половины человечества, приобрел соответствующие, женственные черты.
Фасон стал более приталенным, спинка изделия в современном варианте выглядит более изящно, но воротник изделия по-прежнему высокий, закрывающий грудную клетку и часть шеи.
Для особых случаев, в качестве украшения, на бедренную часть повязывался специально предназначенный передник, расшитый декоративными камнями и украшенный яркой блестящей вышивкой, который выглядывал из-под платья.
Орнаментом украшались и повседневные платья, у каждой вышивки было определенное значение.
По словам историка и заведующего экспозиционного отдела национального музея Эльбруса Кантемирова, национальный наряд осетинки совершенствовался на протяжении нескольких тысячелетий, но и сейчас несет сакральный характер.
«Женщина - параллель природы, дает жизнь. Поэтому женский костюм надо было украшать таким орнаментом, который бы связывал ее с природой, незаметно, по суеверным нитям. Поэтому женское платье ниже пояса украшается растительным орнаментом», - пояснил Кантемиров.
Считается, что такой узор оберегает невесту от сглаза. Девушку, по поверьям, ждет счастливое материнство. Орнамент заканчивается там, где начинается тело человека, то есть самые незащищенные части. Это шапка, обрамляющая лицо, нагрудники, которые раньше служили полноценными застежками, и орнамент на юбке. Нагрудные застежки символизируют древо жизни. С ним невесту часто сравнивали в осетинском фольклоре. А пояс, сделанный из серебра, испокон веков считался самым сильным оберегом. Его главный символ – счастье, передавали из поколения в поколение. В свадебном наряде имеет особый смысл и ложный рукав. Эта традиция берет начало еще в скифской культуре. Женщина – это, богиня-мать, богиня-птица. И вот нарукавники в костюме олицетворяют птицу – она будто распахивает крылья, когда танцует. К слову, немногие знают, что первоначально свадебное платье в Осетии было красным.
Еще одним важным украшением традиционного осетинского костюма и символом продолжения рода были нагрудные застежки, которые со временем стали выполнять лишь декоративную функцию. Ученые, основываясь на данных археологических раскопок, относят этот предмет одежды ко временам аланской эпохи.
В настоящее время осетины надевают национальную одежду только в особых случаях, по большим торжествам и празднествам. В деревнях этот обычай более распространенный и чтимый. Однако, городские жители также чтят память предков, не забывая традиции и культуру своего народа, одним из элементов которых и выступает национальный, традиционный осетинский костюм.
Среди главных особенностей осетинской одежды можно выделить следующие:
большое количество вышивки и традиционных осетинских орнаментов, каждый из которых имеет свое значение;
ткань, из которой выполняется национальная одежда, используется предпочтительно местного происхождения;
особенное значение в осетинской культуре имеет свадебный наряд. Он украшается особенным образом;
между мужской и женской верхней одеждой осетин много общего по крою и по способу ношения.
Каждый узор что-то символизирует. Так, на свадебном одеянии вручную вышивается символика, которая олицетворяет плодородие. На обычном костюме женщины изображаются орнаменты, которые обозначают покорность, повиновение, но в то же время самодостаточность.
Крой национальной одежды имеет отличительную черту – женские одеяния длинные, в пол, а мужские представляют собой удлиненные жакеты, с развевающимися в разные стороны полами.
Женский национальный образ осетинки создают рубаха, специальный корсет, платье-черкеска с длинным рукавом и своеобразного головного убора. Также осетинские девушки и женщины очень любят украшать себя многочисленными застежками, изображающих птиц. Это олицетворяет волю, свободу и независимость. В наши дни они также играют лишь роль декора.
Обязательным дополнением к женскому национальному костюму являлась шапочка.
Головной убор также выполнял важную роль в жизни осетинки - он показывал ее статус и положение в обществе и менялся с возрастом. Дома девушкам разрешалось ходить без головного убора, выходя в свет, они обязаны были надеть легкую шаль, под которую обычно надевала шапочку или белую вязаную шелковую косынку. После замужества ей категорически запрещалось покидать дом без головного убора. Фата невесты будто окутывает девушку со всех сторон. Фата считалась оберегом невесты от внешних враждебных сил. По мнению исследователей, шапку одевали на невесту, с одной стороны, чтобы защитить её от порчи, с другой -шапка подчеркивала высокое положение невесты в свадебном обряде.
Главным аксессуаром национального костюма служил пояс, который в зависимости от социального положения мог быть из разных материалов и отличаться по форме и деталями украшений. Особой ценностью обладали серебряные пояса, которые передавались от матери к дочери в качестве приданого.
Для моделей верхних халатов с узкими рукавами использовались дополнительные элементы в виде навесных рукавов, изготовленных из того же, бархатного материала, расшитых золотистыми узорами и орнаментами.
На талии повязывался красивый, декорированный позолотой и камнями, широкий пояс. Такой элемент особенно красиво смотрелся на стройных осетинских девушках, подчеркивая статность и изящность фигуры.
Дополняли свой наряд осетинки украшениями из золота и серебра - бусами, браслетами, кольцами и ожерельями. Украшения, как и головной убор, могли многое сказать о положении девушки, к примеру, кольца осетинка начинала носить в возрасте, когда ей уже было позволено ходить на танцы.
Но помимо нарядных моделей, существовало также множество повседневных вариантов осетинского женского платья. Отложной воротник-стойка, рукава, постепенно сужающиеся в области запястий и сдержанный внешний вид – вот основные черты повседневного наряда осетинской женщины.
Свадебный костюм
Осетинские свадебные наряды поистине прекрасны.
Женское свадебное платье изготовлено с соблюдением всех возможных традиций, подчеркивая честь и целомудренность женской натуры, свойственных этому народу.
Платье имеет тот же крой, что и обычное, и состоит из тех же элементов. Особенностью является лишь цветовая гамма – свадебный женский наряд изготовлен из белоснежного плотного материала, декорированного золотистой вышивкой.
Отлично смотрится вариант женской осетинской одежды, выполненной в красно-белом цвете. Длинное платье, в сочетании с вышивкой красного цвета выглядит очень женственно, пышно и величественно.
Пояс свадебного женского осетинского костюма изготавливается из металла с позолотой, декорируется различными орнаментами и тиснениями, а в некоторых случаях и небольшими камнями рубинового оттенка.
В начале ХХ века костюм женщин модернизировался, но остались народные традиции.
Часто свадебное платье невесты шили мастера, и использовали для этого шелковистые ткани светлых цветов: белый, серый, жёлтый, голубой. Спустя время некие части свадебного платья потеряют свою символическую значимость, однако светлые тона наряда на свадьбе остаётся неотъемлемым правилом.
Вывод:
Современный национальный осетинский костюм сохраняется лишь, в качестве праздничного.
В советский период благодаря культурному развитию, росту материального благосостояния и расширению экономических связей изменения в национальном осетинском костюме стали еще более разительны; грани между одеждой городского и сельского населения постепенно стираются.
3. Современный национальный свадебный костюм имеет более упрощенные формы: он состоит из 2 платьев (верхнего и нижнего), фаты, шапочки, серебряных нагрудных украшений и серебряного пояса.
Изучив источники, освещающие историю осетинского женского национального костюма, была создана коллекция кукол в национальных платьях.
Источники:
https://tkaner.com/odezhda/kostyum/osetinskij-natsionalnyj-kostyum-foto/
http://gztslovo.ru/news_full_page/Stati-BUM/Natcionalnyj-kostyum-ili-hajm/
https://wlooks.ru/nacionalnye-kostyumy/osetinskie/
https://assa.su/about/media/articles/osetinskiy-zhenskiy-natsionalnyy-kostyum.html
https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/osetin/
Б.А. Калоев Осетины (историко-этнографическое исследование).
Изд. 2-е, испр. и доп. М.: ГРВЛ. 1971. 360 с.