Трудности и барьеры общения, пути их преодоления.
Барьеры – группы причин, препятствующие полноценному общению.
Причиной возникновения барьеров могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия между людьми.
Просмотр содержимого документа
«Ошибки педагогов в общении с учащимися. Методы психолого-педагогической диагностики и воспитания учащихся.»
Методическое объединение
Ошибки педагогов в общении с учащимися.
Методы психолого-педагогической диагностики и воспитания учащихся.
Доклад руководителя
кафедры эстетического
воспитания Мишанковой М.А.
2016
I. Наиболее типичные ошибки в общении преподавателей с учащимися:
Обращение к учащимся не по имени, даже не по фамилии, а в третьем или втором лице.
Отсутствие извинений в адрес учащихся, если педагог оговорился или неправильно продиктовал запись.
Приказной административный характер распоряжений.
Невнимание и безразличие к результату ответа учащегося, прерывание его речи беседа или перепалка во время ответа.
Игнорирование психических особенностей опрашиваемых (флегматик– медленно думает, холерик – торопится, меланхолик – теряется, сангвиник – отвечает мгновенно, необдуманно)
Не учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Неумение выслушать, поддержать беседу.
Отсутствие контакта глаз.
Необъективность придирки.
Невнимательность к достижениям учащихся.
Игнорирование стремления учащегося занять достойное место среди сверстников.
Угрозы, приказы.
Критика.
Оскорбительные прозвища.
Общение – допрос.
Похвала с подвохом.
Слова: «должники», «вы должны»…
Отказ от обсуждения вопроса.
II. Препятствующие общению черты личности:
Злобность.
Агрессивность.
Обидчивость.
Эгоцентризм.
Замкнутость.
Амбиции.
Безразличие.
Гордость.
Грубость.
Высокомерие.
Злорадство.
Презрение.
Склонность к манипулятивному поведению.
Примитивные реакции…
III. Трудности и барьеры общения, пути их преодоления.
Барьеры – группы причин, препятствующие полноценному общению.
Причиной возникновения барьеров могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия между людьми.
Барьер негативной установки.
Барьер несовпадение установок.
Барьер отсутствия внимания и интереса.
Барьер подражания.
Барьер возраста.
Барьер интеллектуальный.
Барьер моральный.
Барьер смысловой.
Барьер эмоциональный:
а) отрицательных эмоций,
б) барьер страдания,
в) барьер гнева,
г) барьер признания,
д) барьер страха,
е) барьер плохого настроения.
10. Эстетический барьер.
IV. Из личного опыта роботы с детьми:
V. Из личного опыта работы Мишанковой М.А. (методы психолого – педагогической диагностики, общения и воздействия на учащихся для установления позитивных, созидательных отношений между учителем и учеником).
Одним из эффективных средств преодоления барьеров и трудностей общения является повышение индивидуальной культуры общения . Понятие культура общения включает в себя: образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально – эстетические модификации: прочную нравственную основу , взаимное доверие субъектов общения, его результаты в виде усвоения истины, стимулирование деятельности, её чёткой организации. Культура общения складывается и совершенствуется как органически взаимосвязанная культура воспитанников и педагогов.
Процесс общения во многом зависит от культуры речи. Имеет значение не только что сказано, но и как сказано. Б. Шоу говорил, что есть 50 способов сказать «да» и 50 способов сказать «нет» и только один способ написать это. Высокая культура общения предлагает умение наиболее целесообразно пользоваться разнообразными средствами воздействия, максимально реализовать свой коммуникативный потенциал.