СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осенняя викторина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет провести внеклассное мероприятие

Просмотр содержимого документа
«Осенняя викторина»

Мероприятие: «Осенняя викторина»

Цель: обобщить и расширить знания детей о времени года – Осень. 
Задачи:

  1. закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; 

  2. расширить кругозор воспитанников, развивать логику, воображение, умение работать в команде; 

  3. прививать любовь к природе. 

Ход мероприятия: 
Унылая пора! Очей очарованье! 
Приятна мне твоя прощальная краса — 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и в золото одетые леса… 
А.С. Пушкин
Здравствуйте ребята! Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Осень - одно из прекрасных времён года. Сегодня мы проведем викторину, где вы проявите свои знания об осени, смекалку и сообразительность. Сегодня будут соревноваться 2 команды, команда - рябинки и команда - грибочки. Команды, представьте нам своих капитанов. Мы познакомились с командами, капитанами. А судить наши соревнования будет строгое жюри, в лице Савлюковой С.Л. Каждое задание будет оцениваться и в конце викторины жюри подведёт итог. И так начнём…

  • Команда представляет своих капитанов, девизы и эмблемы. (оценивает жюри)

  • А начнем мы с разминки ума. (презентация)

  • Разминка «Доскажи словечко» (первая все вместе, а остальные по очереди каждая команда) 
    1) У избы помоет крышу. 
    Отведет в берлогу Мишу, 
    Труд крестьянский завершит, 
    А потом листвой шуршит. 
    Мы её тихонько спросим: 
    - Кто ты? – И услышим? …(осень) 




2) Что за скрип? Что за хруст? 
Это что ещё за куст? 
Как же быть без хруста, 
Если я…(капуста) 
3) И зелен, и густ - 
На грядке вырос куст. 
Покопай немножко: 
Под кустом… (картошка).

4) Возле леса на опушке, 
Украшая темный бор, 
Вырос пестрый, как петрушка, 
Ядовитый … (мухомор). 
5) Круглый бок, жёлтый бок, 
Сидит на грядке колобок. 
Врос в землю крепко. 
Что же это? (репка) 
6) Шло по грядке вдоль забора 
Войско храброе дозором. 
Держат пики сотни рук, 
Подрастает горький … (лук) 
7) Рыжий Егорка 
Упал в озерко. 
Сам не утонул 
И воды не всколыхнул. (лист) 
8) Что за дерево стоит? 
Ветра нет – оно дрожит. (осина) 
9) Есть у родственницы елки 
Очень мягкие иголки. 
Но в отличии от елки 
Опадают те иголки. (лиственница) 

  • А сейчас мы вспомним осенние месяца. Я буду читать стихи, а вы по описанию будите определять, о каком месяце я говорю. Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.


Все мрачней лицо природы: 
Почернели огороды, 
Оголяются леса, 
Молкнут птичьи голоса, 
Мишка в спячку завалился. 
Что за месяц к нам явился? (октябрь)


 Опустел колхозный сад, 
Паутинки вдаль летят, 
И на южный край земли 
Потянулись журавли. 
Распахнулись двери школ. 
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)


Поле черно-белым стало: 
Падает то дождь, то снег. 
А еще похолодало - 
Льдом сковало воды рек. 
Мерзнет в поле озимь ржи. 
Что за месяц, подскажи! (ноябрь)

  • Молодцы, с этим заданием вы справились .Мы знаем, что у каждого месяца есть своя примета. Сейчас каждая команда получит приметы о каждом из месяцев, но приметы будут перепутаны, ваша задача составить правильно. Проверяем , как только будет готова отвечать одна из команд.

В сентябре лес реже и птичий голос тише. 

Октябрь венчает белый снег с великой грязью. 

Невелика у ноября кузница, а на все реки оковы кует

Осенних примет множество и сейчас мы проверим, хорошо ли вы их знаете. Для этого необходимо ответить на вопросы. (отвечают по очереди, а потом открывается ответ)(презентация)
1 конкурс: «Что осень нам готовит»
 
Вопрос 1. Считается, что настоящий снег, сколько бы его ни выпало, не ляжет надолго, пока: 
a) Не улетят аисты 
b) Не кончатся грибы 
c) Не выкопают картошку 
d) С вишен не облетят листья 
Ответ: Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит. 
Вопрос 2. Согласно примете, можно еще осенью спрогнозировать время наступления весны. Зависит это от того, с какой стороны: 
a) Желтеют березы 
b) Дует ветер в первый снегопад 
c) Замерзают лужи после первых холодов 
d) Поспевает быстрее клюква 
Ответ: Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.
Вопрос 3. 19 ноября - на Павла-исповедника наблюдали за реками - если на реке образуются ледяные горы, то следует ожидать еще и «гор»: 
a) Грязи 
b) Хлеба 
c) Снега 
d) Денег 
Ответ: Следующий год должен быть урожайным: хлеба будут "горы". 

ПОДВЕДЁМ ИТОГ(считаем баллы)

  • Отлично, считайте, что вы размялись перед следующим, очень непростым конкурсом, в котором придется потрудиться. Наши предки относительно лентяев и бездельников имели очень категорические мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде. 
    2 конкурс: Ваша задача продолжить пословицу. За каждую правильную пословицу получаете один балл. (разрезные пословицы)
    • Чтобы рыбку съесть надо в воду лезть. 
    • На одном месте лежа и камень мхом обрастает. 
    • Муравей не велик да горы копает. 
    • У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. 
    • Кто рано встает тому бог дает. 
    • Кончил дело гуляй смело. 
    • Лентяй праздники знает да будней не помнит. 
    • Работа с зубами а лень с языком. 
    • Труд человека кормит а лень портит.

(ПРОВЕРКА ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ)

  • Какие молодцы вы сегодня, опять справились с заданием. Пришло время капитанам продемонстрировать свои интеллектуальные способности. Кто из них самый сообразительный - покажет следующий конкурс. За каждый правильный ответ команда получает балл. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
    3 конкурс: «Самые умные» 
    1. Это месяц проливных дождей, разноцветных листьев, прощальных птичьих песен. Он просит осень в гости. Как называется этот месяц? (Сентябрь) 
    2. Назовите самый «усатый» овощ? (Горох) 
    3. Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы? (Белка.) 
    4. У каких овощей «красный нос»? (Редис, свекла, томаты) 
    5. Листья каких деревьев опадают зелеными? (Ольха.) 
    6. Деревянная обитель квашеной капусты. (Бочка) 
    8. Композиция из сухих цветов. (Гербарий) 
    9. У какого овоща есть «глазки»? (Картофель.) 
    10. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, клен.) 

  • Мы проверили как капитаны работают одни, а сейчас работать будет вся команда.
    4 конкурс: «На осенней грядке» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
    В клеточки рисунка команде нужно вписать пять названий распространенных овощных растений, которые оканчиваются на букву"А” и два слова будут спрятаны в ребусах
    Ответы: Репа, свекла, брюква, редька , капуста ,укроп, томат

  • На вопросы вы ответили, а теперь попробуйте, не глядя определить и назвать какие угощения приготовила для вас осень. От каждой команды прошу выйти по 1 человеку.

(ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА)
5 конкурс «Осенний листопад»

  • Подул сильный ветер и сорвал листочки с деревьев, но листочки не простые с сюрпризом. ( рассыпанные по полу листочки с загадками, участники по очереди подбирают листочки, читают загадки и отвечают на них.)

Загадки

  • Сидит – зеленеет.

Падает – желтеет.

  • Лежит – чернеет. (Лист.)

Кто всю ночь по крыше бьёт,

  • И бормочет, и поёт? (Дождь.)

  • Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

  • Она их главная еда. (Трава.)

  • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Сноп.)

  • Всех наградила, всё загубила. (Осень.)

  • Без рук, без ног, по снегу рыщет, поёт, да танцует. (Ветер.)

  • Красный сапог в земле торчит. (Свекла.)

  • Неказиста, шишковата,

А придёт на стол к ребятам

«Как рассыпчата, вкусна!» (Картофель.)

  • Платье скинула, а пуговки остались. (Рябина.)

  • Летел Егорка, упал в озёрко (Лист.)

  • - Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту зовусь я …(Подосиновик)

  • Несли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву.

Скорлупа мягонька,

Белок сладенький,

  • А желток костяной. (^ Слива)

  • Под землей птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла (Картошка)

  • Не бьет, не ругает,

А от него плачут (Лук)

  • Немного размялись, пришла пора выполнять следующее задание.

Конкурс «Разгадай кроссворд»

  • Осень часто называют «золотой», потому, что из всех цветов, которыми она раскрашивает листья, предпочтение отдает золотому. И людям очень нравятся осенние пейзажи золотой осени. Известный русский художник Левитан посвятил золотой осени свою картину, которую так и назвал «Золотая осень». Давайте вместе посмотрим на эту картину. (Показать картину) Наш следующий конкурс связан со словом «золотой», потому, что называется «Золотая книга сказок».



6 конкурс «Золотая книга сказок»

  • Это конкурс – викторина по осенним сказкам, т. е. по тем сказкам, в которых рассказывается про урожай или про осенние заботы.

В какой сказке рассказывается о вершках и корешках? («Мужик и медведь».)

Она уродилась большая – пребольшая. (Репка.)

Назовите сказку, в которой одной холодной осенью, некоторые бездомные лесные звери нашли себе общий дом. («Теремок».)

В какой сказке у донного царя был великолепный сад с яблоней, на которой росло много золотых яблок? («Иван – царевич и серый волк».)

В какой сказке полевая мышь поздней осенью пригласила к себе на зимовку маленькую девочку? («Дюймовочка».)

В какой сказке грибы воевали с ягодами? («Война грибов и ягод».)

Как называется сказка, в которой хитрая лиса, поселившись на зиму в доме медведя, съела весь запас меда да его же в этом и обвинила? («Медведь и лиса».)

Вспомните и назовите сказку, где три веселых братца осенью решили построить себе домики? («Три поросенка».)

7 конкурс «Грибы-грибы» (Показать грибы)

Учитель дает описание гриба, а дети должны отгадать, что это за гриб.

➢ Мы знаем, что сырыми грибы есть нельзя, а название этого гриба говорит, что можно. (Сыроежка)

➢ Если этот гриб взять в руки, они покроются маслом. (Масленок)

➢ Этот гриб рыженький, и называется как одно лесное хитрое животное. (Лисичка)

➢ Красивая шляпка этого гриба имеет красные цвет в крапинку. Она часто вводит в заблуждение неопытных грибников. (Мухомор)

➢ Этот гриб растет под деревом, которое является символом России. (Подберезовик)

➢ А этот гриб растет под деревом, листочки которого всегда дрожат. (Подосиновик)

➢ Этот гриб — «царь грибов». А называют его лишь белым цветом. (Белый гриб)

9конкурс «Осенний букет»

Для конкурса необходимы: белый картон; засушенные березовые, кленовые, осиновые, дубовые листочки; клей; карандаш; фломастеры. На белом картоне дети рисуют вазу, раскрашивают ее, а затем составляют букет и приклеивают сухие листочки к картону. После этого можно устроить конкурс аппликаций.

Мы много сегодня говорили об этом замечательном времени года. Вспомнили загадки, пословицы, приметы. Но осень это ещё и очень хлопотное время года для людей - это время сбора урожая. Сейчас ребята покажут сценку «Спор овощей».

  • Подведение итогов.

  • Награждение победителей.