Осенние месяцы.
Цель: находить признаки осенних явлений природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев.
Оборудование. Презентация; запись музыкального фрагмента, относящегося к осени, из цикла времена года П.И Чайковского; ИКТ.
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья!
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Разгадывание кроссворда.
-Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в гости. А к кому именно – вы узнаете, если будете внимательны и правильно разгадаете кроссворд
1. С неба льет поток воды,
Мокнут люди и сады,
Мокнут все дома и двор,
Мокнет пес цепной Дозор.
Что такое? Что случилось?
Небо, может, прогневилось?
Вывод делать подожди,
Просто третий день… (дожди)
2. Ты загадку отгадай:
Все зовут его, как май,
Как июнь и как январь,
Как апрель и как февраль,
Рожки у него видны,
Он — ночной сынок Луны. (месяц)
3. Друг за другом ходят гномы:
На одном — кафтан зеленый,
В белый плащ другой одет,
Третий листья взял в букет,
А четвертый с солнцем дружит,
Ходит с зонтиком по лужам.
Водят за собой погоду,
Каждый гном тот — … (время года)
4. Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет —
Последний лист отпадет. (календарь)
5. Растут — зеленеют,
Упадут — пожелтеют,
Полежат — почернеют.
(листья)
-Какое слово получилось по вертикали? (осень)
-Молодцы! Мы сегодня отправляемся в гости к осени, наш раздел так и называется «Осень» (прикрепила слово осень на доске). А о чем мы начнем говорить в этом разделе вы узнаете, когда разгадаете загадки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
3. Прослушивание загадки на английском языке.
-Ребята, а вы поняли загадку?
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!
-Как вы думаете, что будем делать? (можно обратиться к учителю английского языка)
-Молодцы, это мы и сделаем. (Общение по видеосвязи с Ириной Викторовной)
-Какой ответ вы дадите? (сентябрь)
Прикрепляю слово сентябрь на доске.
Прослушивание загадки на башкирском языке.
-Ребята, а вы поняли загадку?
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!
-Как вы думаете, что будем делать? (можно обратиться к учителю башкирского языка)
-Молодцы, это мы и сделаем. (Общение по видеосвязи с Альфирой Хамзовной)
-Какой ответ вы дадите? (октябрь)
Прикрепляю слово октябрь на доске.
5. Прослушивание загадки на немецком языке.
-Ребята, а вы поняли загадку?
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР!
-Как вы думаете, что будем делать? (можно обратиться к учителю немецкого языка)
-Молодцы, это мы и сделаем. (Общение по видеосвязи с Илверой Узбековной)
-Какой ответ вы дадите? (ноябрь)
Прикрепляю слово ноябрь на доске.
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Осенние месяцы)
Работа по теме урока.
-Назовите осенние месяцы по порядку. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
-Как называются месяцы, которые идут до осенних? (летние: Июнь, июль, август).
-А после осенних? (зимние: декабрь, январь, февраль)
-Какие месяцы не назвали? (весенние: март, апрель, май).
-Давайте поговорим о каждом осеннем месяце и начнем с сентября.
-Что происходит с природой в сентябре? (ответы детей)
-А знаете ли вы почему сентябрь получил такое название? Давайте откроем учебник на с. 55 и прочитаем как назывался этот месяц в старину на Руси.
- Илона и Радамир подготовили рассказ о сентябре. (слушаем)
В старину сентябрь именовался как руен – за жёлтый цвет, господствующий в лесах, ревуном был наречён – за ветряную непогоду, ославлен хмурнем – дни короткие, плотно тучи кроют небо, ещё одно древнерусское имя сентября – вересень – месяц первых инеев.
Сентябрь первенец и новосёл осени, месяц грибов, бархатный месяц, златоцвет, листопадник. Сентябрь – рябинник, рябина – именинница, она становится сладкой.
В Древнем Риме сентябрь был первоначально седьмым месяцем года и назывался септембер. После реформы стал девятым, но названия своего не изменил.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
-Что происходит с природой в октябре? (ответы детей)
-А знаете ли вы почему октябрь получил такое название? Давайте посмотрим в учебнике на с. 55 и прочитаем как назывался этот месяц в старину на Руси.
- Тамирлан и Азалия подготовили рассказ об этом.
В древнем Риме октябрь был восьмым месяцем, назывался октобером. У древних славян назывался листопадником, грязник, грудень, зазимник, кисельник, листобой, ветродуй, мокрохвост. Хлебник и древопилец: собирают последние плоды и проводят сезонные работы. На октябрь падает бабье лето.
В 1582 году юлианский календарь заменили на григорианский: после 4 октября сразу стало 15 октября. Исстари на Руси октябрь считался свадебником.
В октябре осень проявляет себя особенно ярко. Лес полыхает пёстрыми красками. Чувствуется дыхание бабьего лета.
В октябре линяет заяц – беляк, белка тоже меняет коричневый наряд на зимний, голубовато – серый. Барсук чистит нору, потом натаскивает внутрь свежих, сухих листьев и утеплившись, залегает на зимнюю спячку. Ёж тоже готовит себе нору, натаскивает листья.
-Что происходит с природой в ноябре? (ответы детей)
-А знаете ли вы почему ноябрь получил такое название? Давайте посмотрим в учебнике на с. 55 и прочитаем как назывался этот месяц в старину на Руси.
- …….подготовил рассказ об этом.
В Древнем Риме ноябрь носил имя новембер. После реформы стал одиннадцатым месяцем. В Древней Руси бал девятым месяцем, назывался – грудень, снеговей, листогной, зазимье, курятник.
В конце месяца на Руси начинались зимние катания на санках. Начинались осенние ярмарки.
Завершается листопад у деревьев.
Улетели грачи и скворцы на юг.
На смену им прилетели гости с севера – красногрудые снегири, суетливые чечётки, красавицы свиристели.
Закрепление знаний
-Ребята, откройте рабочую тетрадь на с. 36 №1. Давайте запишем современные русские названия месяцев. Предлагаю завтра на уроке башкирского языка узнать названия осенних месяцев на башкирском языке.
Итог урока.
- Чем занимались сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
- О чём хотели бы узнать более подробно?
VI. Рефлексия.
-У вас на столе лежат кленовые листочки. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.
Красный - Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.
Желтый - Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.
Коричневый - Задания на уроке оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!
VI. Выставление оценок, домашнее задание.
-Учебник с. 54-57 читать. РТ с. 37 №4.
-Давайте послушаем стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!» (На фоне звучит мелодия «Времена года» П.И.Чайковского)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.