СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСМ 2 класс 2 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОСМ 2 класс 2 вариант»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:


ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР


2 «В» класс






Учитель: Мишукова Юлия Михайловна














Новодвинск

2021 – 2022 учебный год

ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

Основные задачи образовательно-коррекционной работы:

  • формировать взаимосвязь предметного и социального мира (ориентировка в помещении школы, кабинеты, их назначение и оборудование, кто в них трудится);

  • познакомить с видами транспорта, с трудом людей, работающих на видах транспорта (пассажирский, специальный - скорая помощь, пожарная машина), раскрыть отношение взрослых к труду водителя, его значимости для других людей;

  • уточнить и расширить представление о труде людей, познакомить с названиями профессий и значимостью их для других людей (учитель, дворник, водитель);

  • познакомить с трудовыми действиями и орудиями труда, с трудом людей, связанные с сезонными изменениями (что делают люди в сельском хозяйстве: весной, летом, осенью);

  • воспитывать уважение к человеку труда;

  • уточнить представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях: «Школа», «Больница»;

  • познакомить с новыми культурно-бытовыми учреждениями: «Кинотеатр», «Детский театр»;

  • уточнить представления о знакомых культурно-бытовых учреждениях, познакомить с профессиями людей, которые там работают, учить узнавать их на сюжетных иллюстрациях: «Школа», «Больница», «Кинотеатр», «Детский театр»;

  • воспитывать уважительное отношение к людям этих профессий;

  • уточнить представления о дорогах и дорожном транспорте, о поведении людей на дороге и в транспорте;

  • познакомить детей с некоторыми знаками для транспорта и для пешеходов;

  • формировать практическую ориентировку на дорогах (игра «улица нашего города»);

  • уточнить и расширить представление о праздниках;

  • создать условия для участия, каждого обучающего в праздничных мероприятиях (День рождения, Новый год, Женский день, День Победы);

  • закрепить жизненный опыт обучающихся в праздничных мероприятиях: в беседах, рисунках, аппликациях, рассказах по сюжетным иллюстрациям;

  • создать условия для формирования положительного взаимодействия между одноклассниками: организация совместных игр с правилами (настольно-печатных, дидактических игр, подвижных);

  • учить детей выполнять поручения взрослых совместно с одноклассниками;

  • учить детей фиксировать свой жизненный опыт положительного взаимодействия и общения со сверстниками в беседах, в рисунках.


Реализация программы осуществляется путем сочетания игровых, практических, наглядных и словесных методов обучения, использования настольно-печатных, дидактических и подвижных игр, презентаций, просмотров видеофрагментов, экскурсий прогулок.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Окружающий социальный мир» во втором классе рассчитан на 2 ч. в неделю, 68 ч. в год (34 учебные недели).

I (9 недель)

II (7 недель)

III (10 недель)

IV (8 недель)

Год (34 недели)

18

14

20

16

68


Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Окружающий социальный мир" включает:

  • компьютерные обучающие игры (например, «Лунтик познает мир»);

  • натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты;

  • детские наборы посуды, предметы быта;

  • предметные, сюжетные картинки;

  • дидактические игры: «Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»;

  • аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах;

  • тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира;

  • комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом");

  • детские наборы «Больница», «Магазин».






Календарно-тематическое планирование

Окружающий социальный мир

68 часов, 2 часа в неделю


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть – 18 часов



1-3

Представления о труде людей

Школа.



3

Целевая экскурсия по школе. Ориентирование в помещениях школы.

Исследование помещений школы, знакомство с назначением (кабинеты, спортзал, туалет, столовая).

Упражнения с пиктограммами: «туалет», «столовая», «школа», «учитель». Узнавание учителя на фотографии.

Дидактическая игра: «Подбери то, что тебе нужно для занятия» (предметы, игрушки, необходимые для разных видов детской деятельности).


Сентябрь 2, 7, 9


4-6

Мои учителя.

3

14, 16, 21



7-9

Транспорт

Везет меня машина (наземный транспорт).


3

Рассматривание изображений, предметных моделей (игрушечных машин) грузовых, машин спец. назначения. Обыгрывание ситуаций. Катание машинок. Целевая прогулка по улице. Использование пиктограмм.

Составление разрезных картинок.

Воссоздание машин из частей (конструирование, аппликация).

Дидактическая игра: «Чего не хватает?»

Изучение правил пользования общественным транспортом – воспроизведение цепочки игровых действий (посадка в автобус, покупка билета и др.)

Пиктограмма «автобус», «машина».

Отображение в игровых ситуациях (в пиктограммах) назначения специального транспорта.

23, 28, 30



10-12

Автобус (части, назначение). Автобусная остановка.

3

Октябрь

5, 7, 12


13-15

Трамвай. Трамвайная остановка.

3

14, 19, 21


16-17

Почему они спешат? (спец. транспорт).

2

26, 28


II четверть – 14 часов


18-20

Все профессии важны

Водитель.


3

Просмотр видеороликов, фотографий и картинок о данных профессиях.

Выделение и называние (в т.ч. с помощью пиктограммы) действий, характерных для профессии. Имитация. Выбор, применение атрибутов знакомых профессий (одежды, инвентаря).

Моделирование простых сюжетов «В автобусе» и др.: отражение в сюжете элементарного взаимодействия взрослых (водитель- пассажир), включение в сюжет нескольких взаимосвязанных действий.

Классное мероприятие «Трудовой десант»: полив цветов из лейки, рыхление земли палоч­кой или детскими лопатками, помощь взрослым в посадке цветов, сгребание снега к деревьям, очистка дорожки от листьев, посыпание их песком и т. п.

Ноябрь

9, 11, 16


21-23

Дворник.

3

18, 23, 25





24-27

Представления об учреждениях культурно-бытового назначения

Учреждения бытового назначения – больница.




4

Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдения за деятельностью врача и медицинской сестры. Изготовление градусников для игры «Поликлиника».

Предметно-игровые действия по теме «На приеме у врача».

Выбор атрибутики (реальные предметы, предметы-заместители) в соответствии с игровой ситуацией.

Чтение и обсуждение произведения К.И. Чуковского «Айболит».

Отображение в ролевой игре действий взрослых, передача ролей в рисунке.




30

Декабрь

2. 7, 9


28-30

Учреждения культуры - театр (кинотеатр).

3

Посещение театральных спектаклей или импровизированных театральных представлений в школе. Участие в инсценировках знакомых сказок с использованием различных театральных атрибутов.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо».

14, 16, 21


31-32

Промежуточная аттестация.

2


23, 28


III четверть – 20 часов




33-35

Представления о правилах дорожного движения

Уличное движение.




3

Моделирование улицы с использованием игрушек: автомобилей, моделей светофоров, деревьев (из пластмассы и дерева) — на ковре, на плоскости стола. Обыгрывание построек.

Проигрывание ситуаций, игровых сюжетов «Едем в гости», «Ка­таемся по городу», «Найдем пешеходный переход и перейдем улицу» и др.

Дидактическая игра «Светофор», «Сложи светофор», «Почини светофор», «Лото», «Дорожные знаки».



Январь

11, 13, 18


36-37

Твой друг – светофор.

2

20, 25



38-40

Дорожные знаки.

3

27

Февраль

1, 3




41-42

Представления о праздниках

Новый год у ворот.



2


Узнавание праздника на сюжетных картинах, в видеороликах, песнях.

Выбор подарков в соответствии с праздником.

Совместное изготовление украшений и подарков к праздникам, подготовка музыкальных номеров.



8, 10


43-44

Мамин (женский) день.

2

15, 17


45-46

Что такое День Победы?

2

22, 24


47-48

Мой день – день рождения.

2

Наблюдение за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизведение их при поддержке педагога, подражая его действиям. Обыгрывание ситуации. Украшение торта свечами. Хороводная игра "Каравай".

Март

1, 3


49-51

Игровая ситуация «У куклы Маши день рождения».

3

10, 15, 17


IV четверть – 16 часов




52-54

Умение действовать совместно со сверстником

Учимся дружить.




3

Участие или наблюдение за игровыми действиями других детей, спокойные игры рядом с другими детьми.

Вовлечение в общие подвижные, ролевые и хороводных игры.

Ситуация общения «Как и во что играть с друзьями».

Вовлечение детей в совместную друг с другом деятельность.

Парные игры: «Дрозд», «У меня, у тебя», «Найди себе друга».

Коллективная строительная игра («Построим дом» - воспроизведение цепочки действий. «Улица» - дорожное движение: пешеходы- машины).

По возможности (при посещении на дому)— кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками (3 группа).


29, 31

Апрель

5


55-57

Давайте поиграем (сюжетные, подвижные игры).

3

7, 12, 14



58-61

Развлечения

К нам приехал цирк (проект).


4

Совместное изготовление элементов костюмов или использование готовых деталей костюмов, разыгрывание простых сценок (при участии педагога).

Чтение сказки. Разучивание слов и действий.

Посильное участие в цирковом представлении, в драматизации сказки «Теремок».


19, 21, 26, 28


62-65

Кукольный театр «Теремок».

4

Май

5, 12, 17, 19


66-68

Итоговая аттестация.

3


24, 26, 27



Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные:

- проявление положительного отношения к социальным явлениям, к труду взрослых;

- проявление положительного отношения к совместным действиям со знакомым сверстником.

Предметные:

- называние или показ на сюжетной картинке некоторых знакомых профессий (воспитатель, учитель, дворник, водитель);

- выделение или показ на сюжетной картинке культурно-бытовых учреждений, близких к жизненным ситуациям обучающегося: «Школа», «Детский театр», «Больница»;

- определение социальных ролей людей (учитель, ученики; водитель, пассажиры, пешеходы; врачи, пациенты);

- показ или называние знаков (атрибутики) для пешеходов (пешеходный переход, остановка автобуса) и транспорта (светофор, метро);

- называние знакомых праздников по сюжетной картинке;

- принятие предложения к выполнению совместных действия с одноклассниками в процессе настольно-печатной, дидактической или подвижной игры, выполнение поручения взрослых совместно с одноклассником.









Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП



Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-


1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!