Этапы урока | Методы обучения/ технологии обучения/формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые предметные результаты | УУД |
| Организационный Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Приветствие, проверка готовности к уроку. Формирование мотивации. -Сформулируйте цель урока. -Как соотносится, на ваш взгляд, тема урока с обстановкой и предметами музея, в котором мы находимся? | Осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя | | Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других. Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и ценностей, мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: формируем умение прогнозировать предстоящую работу, умение определять и формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов. |
Подготовка к изучению нового | Словесный и наглядный. аналитическая беседа, рассказ учителя | Слово учителя | | | |
| На экране портрет А. Твардовского. | Событием, которое во многом определило жизнь Александра Твардовского и жизнь его поэзии, стала Великая Отечественная война. Твардовский воспринимает войну не только как всенародное бедствие, угрозу жизни и чести человека, но и как тяжкое испытание, избавление от которого связано с великой работой, всенародным трудом. В произведениях Твардовского военных и послевоенных лет главное место занимает патриотическая тема — в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжёлые военные будни, где сама война приравнена к тяжкому труду, дружба, доказанная кровью, долгожданная Победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия, призыв к миру — таков круг тем, к которым обращается поэт в эти годы. | слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода. | | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Работа над темой урока | Объяснение учителя | Творчество А. Твардовского в определённой степени выпадало из рамок официальной литературы советского времени. в своей лирике поэт стремился освещать трагическую правду народной жизни. Под этим углом он осмыслял тему Великой Отечественной войны в послевоенных произведениях. в своей лирике поэт стремился освещать трагическую правду народной жизни. Под этим углом, в частности, он осмыслял тему Великой Отечественной войны в послевоенных произведениях. | слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода. | | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других |
Аналитическая работа с текстом стихотворение «Я убит подо Ржевом…» | Вступительное слово учителя | Стихотворение «Я убит подо Ржевом…» написано в форме эмоционального трагического монолога убитого «в безымянном болоте» бойца, который обращается ко всем оставшимся в живых. Твардовский вспоминал о своей поездке осенью 1942 г. под Ржев: «Впечатления этой поездки были за всю войну из самых удручающих и горьких... Бои шли тяжёлые, потери были очень большие…». Твардовский упоминает небольшой эпизод в московском трамвае. Молодой лейтенант с измученным нервным лицом говорил: «Я из-под Ржева». Это значило: оттуда, где очень тяжело, где очень большие потери, откуда трудно вернуться живым. | слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода. | | Познавательные УУД: формируем умение выявлять сущность, особенности объектов |
Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся | На экране слайды с мемориального комплекса под Ржевом | Несколько учащихся по очереди читают по частям стихотворение наизусть. | | Учащиеся развивают репрезентативные навыки, совершенствуют дикцию, навыки художественного чтения. | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других |
| | | | | |
Аналитическая беседа | На экране вопросы беседы, на которые учащиеся должны дать ответ, опираясь на содержание стихотворения. Используются материалы учебного стенда Великая Отечественная война. 1941 год.» | Какова история создания стихотворения? Почему поэт говорит об убитом именно «подо Ржевом», «в безымянном болоте»? На стенде, посвященном событиям Великой Отечественной войны, происходившим в 1941 году, мы видим информацию о боевых действиях во время Ржевской операции. Давайте вспомним, что мы изучали в курсе истории Отечества об этой операции. Какую роль в стихотворении играет упоминание, что после гибели солдата не осталось никакого следа? Что хотел бы знать павший воин, в чём состоит его «отрада одна»? К чему обязывает живых память о погибших товарищах? Как вы понимаете слова: «Лишь тогда б на войне ваше счастье безмерное вы постигли вполне»? Найдите в стихотворении строки, в которых звучит тема памяти. Как вы считаете, почему важно беречь память о погибших на войне? | Учащиеся с опорой на предыдущий рассказ учителя и на текст стихотворения дают ответы на вопросы. Учащиеся с опорой на информацию стенда описывают основные факты и события Ржевской операции. Учитель помогает найти ответы, дополняет, исправляет, задает дополнительные вопросы. | Учащиеся умеют анализировать текст художественного произведения. Умения использовать знания по другим учебным дисциплинам в процессе изучения смежных предметов. умеют понимать ключевую проблему произведения. раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне. | Личностные УУД: Умение делать свой выбор. Коммуникативные УУД: Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Беседа об исторической памяти | Эвристическая беседа с использованием музейной экспозиции и отрывков из сочинений учащихся | Что такое историческая память? Почему нельзя забывать прошлое? Как народ сохраняет в своей памяти то, что является основой его жизни, ядром его культуры? О чем могут сказать человеку предметы, которые хранятся в музее? Как вещи и предметы, хранящиеся в нашем музее, могут рассказать о жизни, подвигах и смерти солдат? | Учащиеся с опорой на предыдущий рассказ учителя и на текст стихотворения дают ответы на вопросы. Учитель помогает найти ответы, дополняет, исправляет, задает дополнительные вопросы. | Учащиеся умеют анализировать текст художественного произведения, | Коммуникативные УУД: Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: Умение на основе анализа объектов делать выводы, находить добывать новые знания, находить ответы на вопросы. |
Обобщение учителя | Рассказ учителя | Голос убитого подо Ржевом — это не упрёк живым, ибо на войне, перед лицом смерти, все были равны, каждый мог «шагом дальше упасть». И у мёртвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она — спасена. Стихотворение «Я убит подо Ржевом…» написано от первого лица, от лица убитого солдата. К такому условному приёму не раз обращались поэты. А главное — стихотворение, написанное от лица убитого, правдиво передаёт чувства фронтовиков, потерявших дорогих товарищей, напоминает о нравственном долге живых перед памятью погибших. И у мёртвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она — спасена. . Стихотворение воспринимается и как завещание мёртвых, и как реквием по убитым, и как клятва живых на верность Отчизне. | слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы. | Учащиеся развивают словесно-логическое мышление, образную память, воображение. | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Аналитическая работа с текстом стихотворения «В тот день, когда окончилась война…» | Вступительное слово учителя | В небольшом по объёму стихотворении вместилось очень много чувств — признательность за самоотверженность и храбрость; благодарность, что отстояли страну, чувство вины перед павшими солдатами. | | Учащиеся развивают словесно-логическое мышление, образную память, воображение | Регулятивные УУД: Умение осуществлять анализ и синтез; Умение устанавливать причинно-следственные связи |
| | Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учащимся | | Учащиеся развивают репрезентативные навыки, совершенствуют дикцию, навыки художественного чтения. | |
Аналитическая беседа | На экране вопросы беседы, на которые учащиеся должны дать ответ, опираясь на содержание стихотворения | Как нужно понимать выражение: «Нас эти залпы с ними разлучили»? В чём видит поэт свой долг перед павшими товарищами? Каким настроением проникнуто стихотворение и какие мысли и чувства оно вызывает у нас? | Учащиеся с опорой на предыдущий рассказ учителя и на текст стихотворения дают ответы на вопросы. | Учащиеся развивают репрезентативные навыки | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Сравнительный анализ. Работа в парах | На экране вопрос: что вы находите общего в стихотворениях «Я убит подо Ржевом…» и «В тот день, когда окончилась война…»? Аргументируйте своё мнение. | | Учащиеся в парах находят ответы на вопрос и отвечают устно. Учитель дополняет и комментирует ответы. | Учащиеся умеют анализировать текст художественного произведения | Регулятивные УУД: Умение осуществлять анализ и синтез; Умение устанавливать причинно-следственные связи |
Обобщение учителя | | Поэт делает важный вывод и для себя как для поэта. Павшие в бою — его читатели, это те, для кого он писал, кому старался своим словом облегчить тяготы фронтовой жизни. И они навсегда остались для поэта «своими» — и те, кто вернулся с войны, и те, кто пал на поле боя. Живые чувствуют себя в вечном долгу перед «всеми, что погибли на войне». Так связывает Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина. | | Учащиеся развивают словесно-логическое мышление | Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать других. |
Рефлексия | Учащиеся передают свои впечатления о содержании урока, о том, какие эмоции вызвали у них стихи Твардовского и какие уроки можно извлечь из военной истории страны. | Что вы считаете самым важным в фронтовой лирике Твардовского? Какие чувства вызывают изученные стихи? Что изменилось в ваших представлениях о музейных экспонатах после изучения стихов Твардовского? | Каждый учащийся дает ответ на один или несколько вопросов в зависимости от оставшегося времени. | Учащиеся развивают репрезентативные навыки | Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и ценностей Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Заключительное слово учителя | | Чувство обязательства живых перед павшими, невозможности забвения всего происшедшего — основные мотивы военной лирики А. Т. Твардовского. Этот мотив постоянно повторяется, но в каждом стихотворении он раскрывается по- своему. Это предупреждение поджигателям войны, напоминание о том, какое горе несут войны и чем заканчиваются войны с нашей страной для ее врагов. | | Учащиеся знают о поэзии А. Т. Твардовского, посвящённой подвигам солдат в Великой Отечественной войне. | Личностные УУД: формируем ориентацию в системе моральных норм и ценностей |
| | Учитель сообщает отметки учащимся, которые активно работали на уроке. | | | |