СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этом направлении. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе.

Просмотр содержимого документа
«Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Землянский детский сад «Колосок» Семилукского муниципального района Воронежской области Методические рекомендации: Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Подготовила: старший воспитатель Астрединова Нина Александровна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Землянский детский сад «Колосок» Семилукского муниципального района Воронежской области

Методические рекомендации:

Оснащение центра речевого развития в ДОУ

в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила: старший воспитатель Астрединова Нина Александровна

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этом направлении. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе.

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, где им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи: - развитие словаря ребёнка; - работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование речи); - развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами); - воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания -закрепление в речи чистого звукопроизношения; - подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения); - развитие мелкой моторики и графомоторной функции; - знакомство с художественной литературой.

Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка;

- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование речи);

- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);

- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания

-закрепление в речи чистого звукопроизношения;

- подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);

- развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

- знакомство с художественной литературой.

Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития (речевой уголок).

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками.

Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей.

Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и  артикуляционной гимнастики .

Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок.

Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками. Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками. Или это коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.

Последние годы в качестве оборудования для развития сенсорики популярны бизиборды — доски или стенды с закреплёнными на них объектами, которые обычно маленьким детям запрещают трогать. Бизиборд легко сделать своими руками: на фанерном листе приклеиваются или прикручиваются различные замки (шпингалет, дверной крючок, щеколда), велосипедный и дверной звонки, кнопки и выключатели.

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами: «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы. «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы. «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле. «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название. «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

«Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы.

«Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы.

«Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле.

«Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название.

«Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Памятка для воспитателей  Содержание речевого уголка: картотека артикуляционных упражнений; комплект зеркал (с ручкой); картотека дыхательных упражнений; картотека пальчиковых игр; картотека оздоровительных пауз (динамических); предметы для поддувания; дидактические игры на обогащение словаря; дидактические игры на развитие грамматического строя речи; дидактические игры на развитие связной речи; дидактические игры на совершенствование ЗКР; дидактические игры на развитие фонематического слуха; картотека словесных дидактических игр по всем разделам; предметы, игры на развитие мелкой моторики; массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Памятка для воспитателей

Содержание речевого уголка:

картотека артикуляционных упражнений;

комплект зеркал (с ручкой);

картотека дыхательных упражнений;

картотека пальчиковых игр;

картотека оздоровительных пауз (динамических);

предметы для поддувания;

дидактические игры на обогащение словаря;

дидактические игры на развитие грамматического строя речи;

дидактические игры на развитие связной речи;

дидактические игры на совершенствование ЗКР;

дидактические игры на развитие фонематического слуха;

картотека словесных дидактических игр по всем разделам;

предметы, игры на развитие мелкой моторики;

массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Материал по развитию артикуляционной моторики:  предметные картинки-опоры, артикуляционные уклады-схемы, артикуляционная гимнастика в альбомах, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; Пособия для развития дыхания:  шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, бумажные снежинки ; картотека дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика; кораблики и т.п.; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.;

Материал по развитию артикуляционной моторики: 

предметные картинки-опоры,

артикуляционные уклады-схемы,

артикуляционная гимнастика в альбомах,

артикуляционная гимнастика в стихах и картинках;

Пособия для развития дыхания: 

шарики, султанчики, колокольчики, вертушки, бумажные снежинки ;

картотека дыхательных упражнений,

дыхательная гимнастика;

кораблики и т.п.;

колокольчики из фольги на ниточке и т.д.;

Пособия для развития мелкой моторики:  сухой бассейн, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры, шнуровки; различный материал для составления букв (камушки и т.п.); материал по звукоподражанию:  шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: гармошка, барабан, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков; домики для твердых и мягких звуков; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова;

Пособия для развития мелкой моторики: 

сухой бассейн,

мячики, прищепки,

трафареты,

пальчиковые игры,

шнуровки;

различный материал для составления букв (камушки и т.п.);

материал по звукоподражанию: 

шумовые инструменты;

звуковые коробочки;

детские музыкальные инструменты: гармошка, барабан, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки и т.д.;

предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации;

звуковички гласных и согласных звуков;

домики для твердых и мягких звуков;

звуковые дорожки, звуковая лесенка;

альбомы по слоговой структуре слова;

игры и пособия по автоматизации звуков:  мелкие игрушки; предметные и сюжетные картинки; разные виды театров; альбомы на звуки; чистоговорки; игры по лексике и грамматике:  предметные картинки по лексическим темам; игры (дидактические, словесные, настольно-печатные и т.п); игры по развитию связной речи:  серии сюжетных картинок; разные виды театра; стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки; библиотека детских книг.

игры и пособия по автоматизации звуков: 

мелкие игрушки;

предметные и сюжетные картинки;

разные виды театров;

альбомы на звуки;

чистоговорки;

игры по лексике и грамматике: 

предметные картинки по лексическим темам;

игры (дидактические, словесные, настольно-печатные и т.п);

игры по развитию связной речи: 

серии сюжетных картинок;

разные виды театра;

стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки;

библиотека детских книг.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!