СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основания. Блан рационального конспектирования. Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл является бланком рационального конспектирования по теме "Основания", поможет при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по химии

Просмотр содержимого документа
«Основания. Блан рационального конспектирования. Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ по химии»

Основания — сложные вещества, состоящие из атомов __, соединенных с одной или несколькими _____________________________

Основания можно классифицировать по:

1) растворимости: растворимые ____________ и ________________;

2) свойствам: обычные и амфотерные (Zn(OH)2, Be(OH)2, Al(OH)3, Cr(OH)3).

Не типичным, с точки зрения состава, основанием является аммиак NH3.

3) по силе:

СИЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОЛИТЫ СЛАБЫЕ ЭЛЕКТРОЛИТЫ

ЩЕЛОЧИ все нерастворимые основания и аммиак

Нерастворимые основания: ДВА свойства:

1) Реакция нейтрализации: MeOH + HR = MeR + H2O __________________________

2) Разложение при нагревании: MeOH = MeO + H2O _____________________________

Щелочи: 1) изменяют окраску индикатора

2)Взаимодействуют с Неме+ Cl2, S, P, Si __________________________

__________________________

реакция реакция межмолекулярная

диспропорционирования

3)Взаимодействие с МЕ : ______________ (!!!)

Щелочь + Ме + Н2О → комплексная соль + Н2↑ ______________________________

4) взаимодействие с __________ _______________: MeOH + неMeO = MeR + H2O

5) Взаимодействие с ___________ оксидами и гидроксидами:

А.О. + Щелочь- (сплавл.)→мета… О2 + вода _____________________

А.О. + Щелочь + вода – (р-р)→ тетрагидроксо … […(OH)4] _____________________

6) Реакция нейтрализации: _________ + _____ =_____ +____ MeOH + HR = MeR + H2O

______________________________ ___________________________________

При взаимодействии__________ с кислотами образуются соли аммония:

NH3 + HCl = __________ 2NH3 + _________= (NH4)2SO4

7) Реакция ионного обмена между растворами щелочи и соли:

________ + Соль1 → Соль2 + Основание МeOH + Me / R = Me / OH + MeR

Растворы если ↑ или ↓ ___________________________________

Водный раствор аммиака также может вступать в обменные реакции с солями (для понимания процесса водный раствор аммиака написан под уравнением в «некорректной» форме):

______ + 3NH3·H2O = Al(OH)3 + 3NH4Cl (условно NH4OH)!!! Есть основания, растворимые в аммиаке (Гидроксид меди (II) и гидроксид цинка) ________________________________

8) Окисление: основания, содержащие металл в промежуточной степени окисления Fe2+, Cr2+ ,Mn 2+, могут взаимодействовать с окислителями:

4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4___________________

2______________2 + H2O2 = 2Fe(OH)3

Получение оснований.

Щелочи

1._______+вода = _______ +______

_____________

2Na+H2O=2NaOH+H2
Ba+2H2O=Ba(OH)2+H2

2.________ ________+вода= _________

Li2O+H2O=2LiOH
CaO+H2O=Ca(OH)2

3.Электролиз растворов солей щелочных Me Или _____________________

4. РИО между _________ и ____________

5. ______ ____+ ____ = ______ +____

2NaCl+2H2O=2NaOH+Cl2+H2


Na 2SO4+ Ba(OH)2→ BaSO4 ↓+ 2NaOH

NaH + H2O=NaOH+H2

Нерастворимые основания

Соль+щелочь= ______________ + ______

CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4


Упражнения:

1. Составьте уравнения возможных реакций

NaOH + ZnSO4 =

CuSO4 + LiOH =

FeSO4 + Ba(OH)2 =

CuS + Zn(OH)2 =

Ba(OH)2 + K2SO4 =

NaOH + KCl =

ZnCO3 + Ca(OH)2 =

MgCl2 + Ba(OH)2 =

FeS + KOH =

Ca(OH)2 + KF =

LiOH + K3PO4 =

Ba(OH)2 + LiBr =

FeCl3 + Ca(OH)2 =

Ca(OH)2 + Na2SiO3 =

Al(NO3)3 + Ca(OH)2 =

Ca(OH)2 + P2O5 =

CaO + NaOH =

HNO3 + Fe(OH)3 =

Ba(OH)2 + N2O5 =

SO3 + NaOH =

Ca(OH)2 + K2O =

SO2 + KOH =

P2O5 + Ba(OH)2 =

CO2 + Ca(OH)2 =

H3PO4 + KOH =

SO2 + Ba(OH)2 =

LiOH + N2O3 =

2. Выберите основания, которые могут разложиться при нагревании: Ca(OH)2, KOH, Fe(OH)2, Al(OH)3, NaOH, Cu(OH)2. Составьте уравнения реакций, укажите их признаки.

3. Запишите уравнения реакций данных солей с водным раствором аммиака и укажите их признаки: Al2(SO4)3, FeCl2, Fe(NO3)3.

4. С какими веществами вступает в реакцию гидроксид натрия: FeCl2, MnSO4, Ag2O, HNO3, KOH, CuSO4, Ca, SO3, BaBr2, ZnO, NH4Cl, H3PO4, Cl2O3? Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.

5. Алюминий растворили в соляной кислоте. Образовавшуюся соль обработали избытком водного раствора аммиака. Выпавший осадок отделили и прокалили. Составьте уравнения описанных реакций.

6. Железо растворили в разбавленной серной кислоте. Через образовавшийся раствор пропустили аммиак. Образовавшийся при этом осадок отделили и обработали пероксидом водорода без нагревания, при этом наблюдали изменение цвета осадка. Полученное бурое вещество прокалили. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

7. Осуществите превращения: а) NH3 → (NH4)2SO4 → K2SO4 → KOH → K2SO3 б) Fe(OH)2 → FeCl2 → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → FeCl3

8. При взаимодействии избытка гидроксида калия с 40 г раствора сульфата меди выпало 2,94 г осадка. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе.

9. Сплав бария и алюминия массой 15 г растворили в соляной кислоте и обработали раствором аммиака. Выпавший осадок отделили, прокалили и растворили в серной кислоте. В результате образовалась соль массой 68,4 г. Вычислите массовые доли металлов в сплаве.

10. При взаимодействии 5,6 г гидроксида калия с 5,0 г хлорида аммония получили аммиак. Его растворили в 50 г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном растворе. Определите объём 10%-ного раствора азотной кислоты с плотностью 1,06 г/мл, который потребуется для нейтрализации аммиака.

11. При нагревании смеси 13,2 г сульфата аммония и 9,6 г гидроксида натрия выделился газ, который полностью поглотили 120 г 10%-ного раствора сульфата железа(III). Найдите массовую долю соли в образовавшемся растворе.

12. Смесь хлороводорода и бромоводорода массой 5,51 г растворили в воде. На нейтрализацию полученного раствора затратили 5,04 г гидроксида калия. Определить массовые доли галогеноводородов в исходной смеси.

Упражнения:

1. Получите несколькими способами основания: KOH, Fe(OH)3, Cu(OH)2, Ba(OH)2.

2. Выполните превращения: а) Ca → CaO → Ca(OH)2 → NaOH → Na2CO3 → NaOH

б) Li → LiOH → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Fe2(SO4)3 → (NH4)2SO4

3. Вычислите массу осадка, образующегося при взаимодействии 100 г 16% раствора гидроксида натрия и 130 г 13,5% раствора хлорида меди.

4. К 200 г 7% раствора гидроксида натрия добавили 24,8 г оксида натрия. Вычислите массовую долю щелочи в полученном растворе.

5. Смесь натрия и оксида натрия растворили в воде. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) газа и образовалось 240 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 10%. Определите массовую долю натрия в исходной смеси.

6. К 160 г 5% раствора гидроксида натрия добавили 4,6 г натрия. Вычислите массовую долю щелочи в полученном растворе и массу хлорида кадмия, которая может прореагировать с этим раствором.

7. Вычислите массовые доли щелочей в растворе, полученном при добавлении к 115 мл воды сплава натрия и кальция массой 5,4 г с содержанием натрия 46%.