«Знание в собственном смысле этого слова сообщить невозможно. Можно наполнить чем-нибудь тело, например, ядом, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить и переработать»
А. Дистервег (немецкий педагог)
Ферменты – "возбудители" жизни.
Цели урока:
Обучающая: Создать условия для развития у обучающихся ключевых компетентностей: информационной и коммуникативной (извлечение первичной информации и разрешение проблемы).
Задачи: Сообщить знания учащимся о ферментах как о биокатализаторах, научить сравнить их с катализаторами. Дать понятие рН. Показать роль ферментов в функционировании живых организмов, в промышленности, в медицине, в повседневной жизни человека.
Развивающая: Продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, переносить имеющиеся знания на решение новых задач; формирование навыков ведения химического эксперимента.
Воспитательная: Привить элементы культуры общения в ходе совместной проектной деятельности, интереса к предмету.
Методическая: Продолжить внедрение развивающего обучения и компетентностного подхода к обучению на уроках химии базового уровня, как метода формирования умений действовать в заданной учебной ситуации.
Метод обучения: проблемный, частично – поисковый;
Тип урока: изучение нового учебного материала
Ход урока
Вступительное слово учителя. В детстве многих удивляют и забавляют метаморфозы с дрожжевым тестом. По “стажу” использования человеком брожение сравнимо разве что с горением древесины. Поэтому неудивительно, что издавна оно привлекало внимание пытливых умов. В трактате знаменитого европейского алхимика Василия Валентина (XV в), брожение описывается как результат действия некоего духа, и этот дух назвали fermentum (лат. “закваска”). Постепенно происходила материализация ферментов: с духами было покончено. И в XIX веке большинство ученых уже считали процесс брожения - совокупностью реакций, вызванных ферментами - биологическими катализаторами. Было предложено называть ферменты - энзимами (от греч. “эн зим”- “в дрожжах”. Сегодня термины фермент и энзим- синонимы. Еще в XVIII – XIX вв. некоторые ученые предполагали, что основой фермента является белок, но эта мысль не была услышана научным обществом. Лишь в 30-х годах ХХ в. , когда американским биохимиком Нортропом были получены кристаллические ферменты пепсин и трипсин, их белковая природа была окончательно признана, и в 50-х годах подтверждена рентгеноструктурным анализом. На сегодняшний день известно более двух тысяч ферментов, а сколько еще не изучено?!!
Ферменты (найдите и запишите определение) - биологические катализаторы белковой природы, ускоряющие химические реакции в живом организме и вне его.
Учащимся было дано опережающее задание.
«Классификация ферментов»
Все ферменты разделены на шесть главных классов:
Оксидоредуктазы — катализируют окислительно-восстановительные реакции.
Трансферазы — катализируют реакции межмолекулярного переноса химических групп и остатков.
Гидролазы — катализируют реакции гидролитического расщепления внутримолекулярных связей.
Лиазы — катализируют реакции присоединения групп по двойным связям и обратные реакции отрыва таких групп.
Изомеразы — катализируют реакции изомеризации.
Лигазы (синтетазы) — катализируют реакции соединения двух Молекул, сопряженные с расщеплением пирофосфатной связи в молекуле аденозинтрифосфата (АТФ) или аналогичного нуклеотидтрифосфата.
Свойства ферментов.
Селективность(избирательность) -это свойство ферментов ускорять только одну или группу однотипных реакции.Селективность позволяет организму быстро и точно выполнить четкую программу синтеза веществ.
Эффективность-свойство ускорения реакции. Скорость некоторых ферментативных реакции может быть в 1015 раз больше скорости реакции, протекающей в их отсутствие ……Пример: 2Н2О2 каталаза 2Н2О+О2
Зависимость от температуры
Зависимость от среды раствора
Принцип действия фермента (презентация)
Роль ферментов и области их применения”.
В конце урока учащиеся обобщают знания о ферментах: ферменты - катализаторы и для них характерны все принципы катализа, но ферменты обладают и рядом уникальных свойств, которые их отличают от неорганических катализаторов. Это отличие объясняется белковой природой фермента.
Подводя итог урока, учитель предлагает классу ответить на вопросы теста. Каждый ученик работает индивидуально, проводя самоконтроль по эталону.
Закрепление:
1). Что такое ферменты? Какова их химическая природа?
2). Чем отличается действие ферментов от действия неорганических катализаторов?
3). Перечислите факторы, которые влияют на скорость ферментативной реакции.
4).При какой температуре ферменты проявляют наибольшую активность: 260С, 370С, 560С ?
5). Укажите оптимальное значение рН для действия амилазы и пепсина.
6). Как классифицируют ферменты и как образуются их тривиальные названия?
7). Назовите области применения ферментов в промышленности.
Итоги урока: В соответствии с поставленными целями учащимся предлагается
самостоятельно подвести итоги урока. В конце урока учащимся задаётся вопрос:
«Достигнута ли поставленная вами цель? А то, что вы узнали сегодня на уроке, каким образом, пригодится вам в жизни?»
Домашнее задание: § 19 упр. Домашний эксперимент - В ПРОБИРКУ ПОМЕСТИЛИ
КУСОЧЕК СЫРОГО МЯСА И ДОБАВИЛИ 2 МЛ Р-Р ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.
- История фармакологии
- Открытие пенициллина.
Приложение
Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину верблюдов. Среднему сыну я завещаю треть всех верблюдов. Но и мой младший, любимый сын должен получить свою долю — одну девятую часть стада».
Сказав это, старый араб умер. Похоронив отца, три брата стали делить верблюдов. Но исполнить волю отца они не смогли: невозможно было разделить 17 верблюдов ни пополам, ни на три части, ни на девять частей. Но тут через пустыню проходил дервиш. Бедный, как все ученые, он вел с собой черного облезлого верблюда, нагруженного книгами. Братья обратились к нему за помощью. И дервиш сказал: «Выполнить волю вашего отца очень просто. Я дарю вам моего верблюда, а вы попробуйте разделить наследство». У братьев оказалось 18 верблюдов, и все разрешилось. Старший сын получил половину верблюдов – 9, средний – треть стада – 6 и младший сын получил свою долю – двух верблюдов.
Но 9, 6 и 2 дают 17, и после дележа оказался лишний верблюд — старый облезлый верблюд ученого. И дервиш сказал: «Отдайте мне назад моего верблюда за то, что я помог разделить вам наследство, а то мне придется самому тащить книги через пустыню».
Вот этот черный верблюд и подобен ферменту. Он сделал возможным такой процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Это действительно основное свойство ферментов, да и вообще всякого катализатора. Ферменты – это прежде всего катализаторы.