СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основания ,строение и свойства

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основания ,строение и свойства»









РАЗРАБОТКА УРОКА


по теме:


«ОСНОВАНИЯ»










Учитель химии

МБОУ «СОШ №36» г.Махачкалы

Ярахмедова И.А.







М ахачкала

Тема урока « Основания» 8 класс


Тип урока «Открытие нового знания»

Цель: Создать условия для формирования понятия об основаниях как об одном из основных классов химических соединений

Задачи:

Образовательная: Изучить состав, строение и химические свойства оснований, закрепить знания о кислотах.

Развивающая: Научить учащихся различать основания от основных классов химических соединений, составлять химические формулы и записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства оснований

Воспитательная: формировать познавательный интерес к предмету через эксперимент; продолжить формирование коммуникативных навыков - умений работать в парах;

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение понятия «основания»; уметь составлять формулы оснований и давать им названия

Метапредметные: уметь различать основания от остальных классов химических соединений, составлять химические формулы, записывать уравнения химических реакций

Личностные: применять полученные знания при выполнении упражнений и соблюдать правила обращения со щелочами

Оборудование: мультимедийная презентация, таблица растворимости кислот оснований и солей; реактивы: гидроксид натрия, сульфат меди, гидроксид кальция, мрамор, сульфат натрия, гидроксид железа III, гидроксид хрома III


Ход урока



1. Этап мотивации.

Учитель приветствует учащихся и создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Ученики приветствуют учителя, готовятся к уроку.


2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Опрос обучающихся:

О каком веществе идет речь

Она и дождь, и град и снег
Туман и гололёд,
Носитель благ, предвестник бед
И радуга и лёд.
Что это за вещество?
( Вода)

  • К какому классу неорганических соединений относится вода?

  • Какие вещества называют оксидами?

Задание 1: дайте названия этим веществам

Работа у доски. На доске написан ряд формул: СuO, K2O, Na2O

Проводится проверка выполнения задания.

Задание 2: запишите формулы веществ: оксид бария, оксид кальция, оксид алюминия.

Учитель контролирует и при необходимости комментирует выполнение задания.

3. Этап открытия нового знания

В ряду оксидов учитель записывает формулу основания и сообщает о новом классе неорганических соединений

Учитель: Кто сможет назвать тему урока и цель урока? (Обучающиеся озвучивают тему урока и формулируют цель урока)

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учитель озвучивает ключевой вопрос: как распознать основания среди других неорганических соединений?

Учитель рассказывает состав оснований.(путем сложения схемы на доске)


Основания

ион металла гидроксид ион

Na+ OH-

Na OH

Какие же вещества называют основаниями?

Обучающиеся, основываясь на полученных знаниях, формулируют определение оснований.

Обучающийся рассказывает, как были открыты основания щелочи.

В древнем Египте натроном, или нитроном называли щелочь, получаемую не только из природных содовых озер, но и из золы растений. Ее употребляли для мытья, изготовления глазурей, при мумификации трупов. В конце XVIII в. Клапрот ввел для минеральной щелочи название натрон (Natron), а для растительной - кали (Kali).

Известно, что в начале XIX в. в России натрий называли содием.

Что касается слова калий, то оно происходит от арабского термина алкали (щелочные вещества, именуемые в средние века "щелочные соли"). В то время их еще не отличали друг от друга и называли именами, имевшими сходное значение: натрон, боракс, варек т. д. Слово кали (qila) впервые встречается в 850 г. у арабских писателей, затем начинает употребляться слово Qali (al-Qali), которое обозначало продукт, получаемый из золы некоторых растений. В России, в первой четверти XIX в., калий назывался потассий, поташ, а также поташий. В 1828 г. в химической литературе наряду с названием поташ уже встречается название кали (едкое кали, кали соляный и др.).

Учитель демонстрирует гидроксид натрия. гидроксид калия. гидроксид кальция; рассказывает об их физических свойствах

Учитель сообщает, что основания по-разному ведут себя по отношению к воде. Они бывают растворимые и нерастворимые. Растворимость оснований можно узнать по таблице растворимости в учебнике химии.

основания

Растворимые Нерастворимые

( щелочи)

Na OH Cu (OH)2

Al (OH)3.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Учитель: Мы с вами дали определение классу веществ - основаниям, научились определять по формулам веществ отношение этого вещества к классу оснований. А как же составлять химические формулы оснований и давать им названия?

Учитель знакомит учащихся с алгоритмом составления формул оснований. Объясняет, как составлять названия оснований.

Алгоритм составления формул и названий оснований:

Название основания = слово «гидроксид» + название металла + ст. окисления металла.(если переменная)

Учитель: реакции. с помощь которых распознают определенные вещества, называют качественными реакциями. Это реакции щелочей с веществами индикаторами: лакмусом, фенолфталеином и метилоранжем. которые изменяют свою окраску ,оказываясь в щелочной среде.


5. Этап первичного закрепления

Учитель: А теперь давайте выполним следующее задание: назовите химические соединения: Cu (OH)2, Al (OH)3. Na OH

Учащиеся выполняют задания.

Учитель контролирует выполнение заданий. Для проверки обучающихся вызывает к доске.

Учитель: составьте химические формулы оснований: гидроксид кальция, гидроксид хрома(2), гидроксид калия.

Учитель контролирует выполнение заданий. Для проверки обучающихся вызывает к доске.


6. Этап самостоятельной работы

Инструктивная карточка

Лабораторная работа

Действие оснований на индикаторы.

Цель работы: исследовать окраску индикаторов в щелочной среде.

Оборудование и реактивы: 1,2,3 пробирки с растворами оснований (1) гидроксид калия, (2) гидроксид натрия, (3) гидроксид кальция, индикаторы, стеклянные химические палочки.

Ход работы:

В пробирках 1.2.3 находятся растворы оснований (1) гидроксид калия (2) гидроксид натрия, (3) гидроксид кальция 1.С помощью химической стеклянной палочки смочите лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу

2. С помощью химической стеклянной палочки смочите фенолфталеиновую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

3. С помощью химической стеклянной палочки смочите метилоранжевый индикатор. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.


Взаимодействие оснований с индикаторами.

Индикатор

Цвет индикатора в нейтральной среде

Цвет индикатора в щелочной среде

Лакмус

фиолетовый

Фенолфталеин

бесцветный

Метиловый оранжевый

оранжевый

4.Сделайте вывод: Как можно определить раствор оснований среди других веществ?

Упражнение в применении знаний:

Разделить формулы на основания и оксиды из перечня предложенных веществ:

Cu (OH)2, Сu O, Al (OH)3, Na 2O, Na OH, Al2 O3

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока: Как кислоты распознать среди других веществ?

Предполагаемый ответ: по формуле, с помощью индикаторов


7. Этап закрепления нового материала

Молодцы, ребята! Отлично справились с поставленной проблемой.

8. Этап информации о домашнем задании

§19 стр.101 упр.1,3

Выполнить кластер по теме основания: химическая формула, физические свойства, получение применение интересные факты, кроссворд.

Учитель поясняет выполнение домашнего задания.


9. Рефлексия

Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Предлагает оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу:

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!