РАЗРАБОТКА УРОКА
по теме:
«ОСНОВАНИЯ»
Учитель химии
МБОУ «СОШ №36» г.Махачкалы
Ярахмедова И.А.
М ахачкала
Тема урока « Основания» 8 класс
Тип урока «Открытие нового знания»
Цель: Создать условия для формирования понятия об основаниях как об одном из основных классов химических соединений
Задачи:
Образовательная: Изучить состав, строение и химические свойства оснований, закрепить знания о кислотах.
Развивающая: Научить учащихся различать основания от основных классов химических соединений, составлять химические формулы и записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства оснований
Воспитательная: формировать познавательный интерес к предмету через эксперимент; продолжить формирование коммуникативных навыков - умений работать в парах;
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение понятия «основания»; уметь составлять формулы оснований и давать им названия
Метапредметные: уметь различать основания от остальных классов химических соединений, составлять химические формулы, записывать уравнения химических реакций
Личностные: применять полученные знания при выполнении упражнений и соблюдать правила обращения со щелочами
Оборудование: мультимедийная презентация, таблица растворимости кислот оснований и солей; реактивы: гидроксид натрия, сульфат меди, гидроксид кальция, мрамор, сульфат натрия, гидроксид железа III, гидроксид хрома III
Ход урока
1. Этап мотивации.
Учитель приветствует учащихся и создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока
Ученики приветствуют учителя, готовятся к уроку.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
Опрос обучающихся:
О каком веществе идет речь
Она и дождь, и град и снег
Туман и гололёд,
Носитель благ, предвестник бед
И радуга и лёд.
Что это за вещество?
( Вода)
К какому классу неорганических соединений относится вода?
Какие вещества называют оксидами?
Задание 1: дайте названия этим веществам
Работа у доски. На доске написан ряд формул: СuO, K2O, Na2O
Проводится проверка выполнения задания.
Задание 2: запишите формулы веществ: оксид бария, оксид кальция, оксид алюминия.
Учитель контролирует и при необходимости комментирует выполнение задания.
3. Этап открытия нового знания
В ряду оксидов учитель записывает формулу основания и сообщает о новом классе неорганических соединений
Учитель: Кто сможет назвать тему урока и цель урока? (Обучающиеся озвучивают тему урока и формулируют цель урока)
Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.
Учитель озвучивает ключевой вопрос: как распознать основания среди других неорганических соединений?
Учитель рассказывает состав оснований.(путем сложения схемы на доске)
Основания
ион металла гидроксид ион
Na+ OH-
Na OH
Какие же вещества называют основаниями?
Обучающиеся, основываясь на полученных знаниях, формулируют определение оснований.
Обучающийся рассказывает, как были открыты основания щелочи.
В древнем Египте натроном, или нитроном называли щелочь, получаемую не только из природных содовых озер, но и из золы растений. Ее употребляли для мытья, изготовления глазурей, при мумификации трупов. В конце XVIII в. Клапрот ввел для минеральной щелочи название натрон (Natron), а для растительной - кали (Kali).
Известно, что в начале XIX в. в России натрий называли содием.
Что касается слова калий, то оно происходит от арабского термина алкали (щелочные вещества, именуемые в средние века "щелочные соли"). В то время их еще не отличали друг от друга и называли именами, имевшими сходное значение: натрон, боракс, варек т. д. Слово кали (qila) впервые встречается в 850 г. у арабских писателей, затем начинает употребляться слово Qali (al-Qali), которое обозначало продукт, получаемый из золы некоторых растений. В России, в первой четверти XIX в., калий назывался потассий, поташ, а также поташий. В 1828 г. в химической литературе наряду с названием поташ уже встречается название кали (едкое кали, кали соляный и др.).
Учитель демонстрирует гидроксид натрия. гидроксид калия. гидроксид кальция; рассказывает об их физических свойствах
Учитель сообщает, что основания по-разному ведут себя по отношению к воде. Они бывают растворимые и нерастворимые. Растворимость оснований можно узнать по таблице растворимости в учебнике химии.
основания
Растворимые Нерастворимые
( щелочи)
Na OH Cu (OH)2
Al (OH)3.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Учитель: Мы с вами дали определение классу веществ - основаниям, научились определять по формулам веществ отношение этого вещества к классу оснований. А как же составлять химические формулы оснований и давать им названия?
Учитель знакомит учащихся с алгоритмом составления формул оснований. Объясняет, как составлять названия оснований.
Алгоритм составления формул и названий оснований:
Название основания = слово «гидроксид» + название металла + ст. окисления металла.(если переменная)
Учитель: реакции. с помощь которых распознают определенные вещества, называют качественными реакциями. Это реакции щелочей с веществами индикаторами: лакмусом, фенолфталеином и метилоранжем. которые изменяют свою окраску ,оказываясь в щелочной среде.
5. Этап первичного закрепления
Учитель: А теперь давайте выполним следующее задание: назовите химические соединения: Cu (OH)2, Al (OH)3. Na OH
Учащиеся выполняют задания.
Учитель контролирует выполнение заданий. Для проверки обучающихся вызывает к доске.
Учитель: составьте химические формулы оснований: гидроксид кальция, гидроксид хрома(2), гидроксид калия.
Учитель контролирует выполнение заданий. Для проверки обучающихся вызывает к доске.
6. Этап самостоятельной работы
Инструктивная карточка
Лабораторная работа
Действие оснований на индикаторы.
Цель работы: исследовать окраску индикаторов в щелочной среде.
Оборудование и реактивы: 1,2,3 пробирки с растворами оснований (1) гидроксид калия, (2) гидроксид натрия, (3) гидроксид кальция, индикаторы, стеклянные химические палочки.
Ход работы:
В пробирках 1.2.3 находятся растворы оснований (1) гидроксид калия (2) гидроксид натрия, (3) гидроксид кальция 1.С помощью химической стеклянной палочки смочите лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу
2. С помощью химической стеклянной палочки смочите фенолфталеиновую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.
3. С помощью химической стеклянной палочки смочите метилоранжевый индикатор. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.
Взаимодействие оснований с индикаторами.
Индикатор
Цвет индикатора в нейтральной среде
Цвет индикатора в щелочной среде
Лакмус
фиолетовый
Фенолфталеин
бесцветный
Метиловый оранжевый
оранжевый
4.Сделайте вывод: Как можно определить раствор оснований среди других веществ?
Упражнение в применении знаний:
Разделить формулы на основания и оксиды из перечня предложенных веществ:
Cu (OH)2, Сu O, Al (OH)3, Na 2O, Na OH, Al2 O3
Теперь вернемся к ключевому вопросу урока: Как кислоты распознать среди других веществ?
Предполагаемый ответ: по формуле, с помощью индикаторов
7. Этап закрепления нового материала
Молодцы, ребята! Отлично справились с поставленной проблемой.
8. Этап информации о домашнем задании
§19 стр.101 упр.1,3
Выполнить кластер по теме основания: химическая формула, физические свойства, получение применение интересные факты, кроссворд.
Учитель поясняет выполнение домашнего задания.
9. Рефлексия
Учитель предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Предлагает оценить свою деятельность на уроке и продолжить фразу:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…