СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основная мысль текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение определять основную мысль (идею) текста и отражать ее в заголовке.

Просмотр содержимого документа
«Урок 12.ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 12


ТЕМА: ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА Урок 12


Смолина Лариса Николаевнаучитель русского языка и литературы


Цели:

1. Дать понятие основной мысли текста (идеи).

2. Сформировать умение определять основную мысль (идею) текста и отражать ее в заголовке.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа по теме урока.

1. Выполнение заданий в рубрике «Понаблюдайте!» на с. 18–19.

2. Сопоставление темы (о чем текст?) и основной мысли, идеи (что хочет автор утвердить, выразить?) текста (с. 19, упражнения 43, 44).

3. Отражение основной мысли в заголовке (упражнения 46, 47, 48, 49).

IV. Закрепление знаний.

Выполнение заданий.

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.

V. Итог урока.

Учитель. Какие компоненты составляют понятие «текст»? Сформулируйте полное представление о тексте с учетом материала, изученного по этой теме.

Домашнее задание: параграф 10, упражнение 50.



1


Просмотр содержимого документа
«Урок 12.карточка ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА»

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.

1. Выпишите заглавия текстов, в которых:

1) выражена тема, 2) выражена основная мысль.

«Помоги братьям меньшим», «Лето в тундре», «Рябчик», «Посади-ка дерево!», «История Каштанки», «Любовь к животным воспитывает самого человека», «Слоненок», «Любое время года прекрасно».

2. Назовите тему текста, найдите предложение, в котором выражена основная мысль (идея).

1) Красную площадь называют сердцем страны. Красная площадь связана с Кремлем. А Кремль – первое место поселения на Москве-реке. В старину здесь был торговый центр. В грозные дни собиралось на Красной площади народное ополчение. Сейчас Кремль – центр Москвы.

2) У Московского метрополитена славная история. Его строила вся страна. Сталь для рельсов шла из Сибири. С Урала шел мрамор для отделки станций.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!