СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Основная мысль текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Основная мысль текста"»

Тема текста  Основная мысль текста Урок развития речи

Тема текста Основная мысль текста

Урок развития речи

Цель Дать понятие о теме текста Дать понятие об основной мысли текста Показать отличие основной мысли текста от его темы Развивать навыки монологической речи Формировать интерес к познавательной и творческой деятельности

Цель

  • Дать понятие о теме текста
  • Дать понятие об основной мысли текста
  • Показать отличие основной мысли текста от его темы
  • Развивать навыки монологической речи
  • Формировать интерес к познавательной и творческой деятельности
Вопросы к теме урока Кому из вас легко писать сочинение? А что такое ТЕМА СОЧИНЕНИЯ? Как вы это понимаете? А как вы думаете, интересно ли писать об обычном чайнике?

Вопросы к теме урока

  • Кому из вас легко писать сочинение?
  • А что такое ТЕМА СОЧИНЕНИЯ? Как вы это понимаете?
  • А как вы думаете, интересно ли писать об обычном чайнике?
Поэтическая пятиминутка Пузатый чайник знаменит В любое время года, Особенно когда стоит Неважная погода. Пых-пых, горячий вкусный чай Разгонит скуку и печаль. Он – с медом, он – с вареньем, С чудесным настроеньем.  Ю.Мориц

Поэтическая пятиминутка

Пузатый чайник знаменит

В любое время года,

Особенно когда стоит

Неважная погода.

Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль.

Он – с медом, он – с вареньем,

С чудесным настроеньем.

Ю.Мориц

Что называется темой текста?  Тема текста – то, о чем говорится в тексте. 2. Что такое основная мысль текста?  Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор.
  • Что называется темой текста?

Тема текста – то, о чем говорится в тексте.

2. Что такое основная мысль текста?

Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор.

Побеседуем Какова тема этого стихотворения (о чем здесь говорится)? О чайнике А какова основная мысль текста? радуйтесь простым вещам, умейте разглядеть необычное в обыденном – и жизнь ваша будет интересной.  Почему стихотворение получилось интересным?

Побеседуем

  • Какова тема этого стихотворения (о чем здесь говорится)?
  • О чайнике
  • А какова основная мысль текста?
  • радуйтесь простым вещам, умейте разглядеть необычное в обыденном – и жизнь ваша будет интересной.
  • Почему стихотворение получилось интересным?
Вывод к рассуждению В стихотворении Юнны Мориц чайник словно оживает: приобретает портретные черты ( пузатый ), голос ( пых-пых ), общественное положение ( становится знаменит ), чай, наполняющий чайник, создает настроение ( разгонит скуку и печаль ; с чудесным настроением ). Что же различает понятия «ТЕМА» И «ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА»? Автор использует данную тему просто для того, чтобы выразить основную мысль .

Вывод к рассуждению

  • В стихотворении Юнны Мориц чайник словно оживает: приобретает портретные черты ( пузатый ), голос ( пых-пых ), общественное положение ( становится знаменит ), чай, наполняющий чайник, создает настроение ( разгонит скуку и печаль ; с чудесным настроением ).
  • Что же различает понятия «ТЕМА» И «ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА»?
  • Автор использует данную тему просто для того, чтобы выразить основную мысль .
Подумаем вместе! Два товарища  Шли по лесу два товарища и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Деваться ему было некуда – бросился он на землю и притворился мертвым.  Медведь подошел к нему и стал нюхать, он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.  Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, - говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»  «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».  (Л.Н.Толстой)

Подумаем вместе!

Два товарища

Шли по лесу два товарища и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Деваться ему было некуда – бросился он на землю и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать, он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, - говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

(Л.Н.Толстой)

Подумаем вместе! В каких словах выражена тема текста? А в каких словах выражена главная мысль? Сформулируйте главную мысль текста.

Подумаем вместе!

  • В каких словах выражена тема текста?
  • А в каких словах выражена главная мысль?
  • Сформулируйте главную мысль текста.
Работа с текстом Тропинка  Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.  Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.  Гуляя в лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.  Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.

Работа с текстом

Тропинка

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя в лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.

Работа с текстом (устно) Что называется текстом?  Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить . У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии?  (тема текста)

Работа с текстом (устно)

  • Что называется текстом?

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить .

  • У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии?

(тема текста)

Работа с текстом (устно)  Какова тема нашего текста?  Тема текста – лесная тропинка. Какова основная мысль текста?  Лесная тропинка интересна, любима.

Работа с текстом (устно)

Какова тема нашего текста?

Тема текста – лесная тропинка.

Какова основная мысль текста?

Лесная тропинка интересна, любима.

Работа с текстом (устно) Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их .  1. Начало (1-е предложение).  2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что  мы видим и слышим, гуляя по тропинке).  3. Заключение (Последнее предложение. Оно же - конец предложения).  Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

Работа с текстом (устно)

Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их .

1. Начало (1-е предложение).

2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что

мы видим и слышим, гуляя по тропинке).

3. Заключение (Последнее предложение. Оно же - конец предложения).

Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)

Основные признаки текста:   заглавие тема Основная мысль Делимость  на части (вступление, основная часть, заключение) текст Композиционная завершенность связность

Основные признаки текста:

заглавие

тема

Основная

мысль

Делимость

на части

(вступление,

основная часть,

заключение)

текст

Композиционная

завершенность

связность

Работа с текстом (письменно)  Цель: озаглавить, списать текст;  определить тему и основную мысль текста.  На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.

Работа с текстом (письменно)

Цель: озаглавить, списать текст;

определить тему и основную мысль текста.

На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.

Работа с текстом (устно) Можно ли этот отрывок назвать текстом? Назовите основные признаки текста. Заглавие (Цветущая верба) Тема ( цветущая верба) Основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске) Связность (верба – она- деревце) Композиционная завершенность.

Работа с текстом (устно)

  • Можно ли этот отрывок назвать текстом?
  • Назовите основные признаки текста.
  • Заглавие (Цветущая верба)
  • Тема ( цветущая верба)
  • Основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)
  • Связность (верба – она- деревце)
  • Композиционная завершенность.
УПРАЖНЕНИЕ 116

УПРАЖНЕНИЕ 116

Домашнее задание Контрольные вопросы на с. 55 Выучить спряжения глаголов Привести примеры на орфограммы 1-10.

Домашнее задание

  • Контрольные вопросы на с. 55
  • Выучить спряжения глаголов
  • Привести примеры на орфограммы 1-10.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!