Тема текста Основная мысль текста
Урок развития речи
Цель
- Дать понятие о теме текста
- Дать понятие об основной мысли текста
- Показать отличие основной мысли текста от его темы
- Развивать навыки монологической речи
- Формировать интерес к познавательной и творческой деятельности
Вопросы к теме урока
- Кому из вас легко писать сочинение?
- А что такое ТЕМА СОЧИНЕНИЯ? Как вы это понимаете?
- А как вы думаете, интересно ли писать об обычном чайнике?
Поэтическая пятиминутка
Пузатый чайник знаменит
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.
Пых-пых, горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Он – с медом, он – с вареньем,
С чудесным настроеньем.
Ю.Мориц
- Что называется темой текста?
Тема текста – то, о чем говорится в тексте.
2. Что такое основная мысль текста?
Основная мысль текста – то, в чём убеждает нас автор.
Побеседуем
- Какова тема этого стихотворения (о чем здесь говорится)?
- А какова основная мысль текста?
- радуйтесь простым вещам, умейте разглядеть необычное в обыденном – и жизнь ваша будет интересной.
- Почему стихотворение получилось интересным?
Вывод к рассуждению
- В стихотворении Юнны Мориц чайник словно оживает: приобретает портретные черты ( пузатый ), голос ( пых-пых ), общественное положение ( становится знаменит ), чай, наполняющий чайник, создает настроение ( разгонит скуку и печаль ; с чудесным настроением ).
- Что же различает понятия «ТЕМА» И «ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА»?
- Автор использует данную тему просто для того, чтобы выразить основную мысль .
Подумаем вместе!
Два товарища
Шли по лесу два товарища и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Деваться ему было некуда – бросился он на землю и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать, он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, - говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
(Л.Н.Толстой)
Подумаем вместе!
- В каких словах выражена тема текста?
- А в каких словах выражена главная мысль?
- Сформулируйте главную мысль текста.
Работа с текстом
Тропинка
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя в лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут, разговаривают между собой деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.
Работа с текстом (устно)
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности. Последовательность предложений соответствует последовательности событий. Текст можно озаглавить .
- У текста есть заглавие – «Тропинка». Что отражается в заглавии?
(тема текста)
Работа с текстом (устно)
Какова тема нашего текста?
Тема текста – лесная тропинка.
Какова основная мысль текста?
Лесная тропинка интересна, любима.
Работа с текстом (устно)
Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их .
1. Начало (1-е предложение).
2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что
мы видим и слышим, гуляя по тропинке).
3. Заключение (Последнее предложение. Оно же - конец предложения).
Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)
Основные признаки текста:
заглавие
тема
Основная
мысль
Делимость
на части
(вступление,
основная часть,
заключение)
текст
Композиционная
завершенность
связность
Работа с текстом (письменно)
Цель: озаглавить, списать текст;
определить тему и основную мысль текста.
На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.
Работа с текстом (устно)
- Можно ли этот отрывок назвать текстом?
- Назовите основные признаки текста.
- Заглавие (Цветущая верба)
- Тема ( цветущая верба)
- Основная мысль (молодая верба - самое веселое и нарядное дерево во всем перелеске)
- Связность (верба – она- деревце)
- Композиционная завершенность.
УПРАЖНЕНИЕ 116
Домашнее задание
- Контрольные вопросы на с. 55
- Выучить спряжения глаголов
- Привести примеры на орфограммы 1-10.