СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основная образовательная программа Дополнительного образования детей и взрослых

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная образовательная программа  Дополнительного образования детей и взрослых

Просмотр содержимого документа
«Основная образовательная программа Дополнительного образования детей и взрослых»



МКОУ «Золотухинская основная общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области



Принята на заседании Утверждаю:

педагогического Совета Директор __________ Тишина Н.П.

Протокол № 13 от 22.06.2020г Приказ № __58___ от 22.06. 2020г







ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного образования детей и взрослых

Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Золотухинская основная общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области

на 2020 – 2021 учебный год















п. Золотухино

2020– 2021 учебный год





Содержание


    1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ

2. ЦЕЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

3.КЛАССИФИКАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕННОСТЯМ

4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА 2020 -2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.

4. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


5. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

7. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.


8. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

10.КОНТРОЛЬ ЗА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ.

11.АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

















1. Нормативные основания
Дополнительная образовательная программа МКОУ «Золотухинская основная общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области для обучающихся разработана в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:

- с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от29 августа

2013 г.№1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05. 03 г. № 4594);

-требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (утв. научно-методическим советом по дополнительному образованию детей МО РФ 03.06.2003 г.). Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06 - 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Устав образовательного учреждения,

* Лицензия с приложениями,

Положение об объединении дополнительного образования в ОУ.


2.Цели дополнительного образования

Цели дополнительного образования детей на 2020 -2021 учебный год заключаются в развитии и совершенствовании системы дополнительного образования детей в школе, призванной обеспечить:

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию учащихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры учащихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Дополнительное образование организуется в целях создания единого образовательного пространства в школе, оно связано с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает самостоятельно в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Дополнительное образование детей осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • свободный выбор детьми объединений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей;

  • непрерывность дополнительного образования,

  • психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

  • творческое сотрудничество педагогических работников и детей,

- сохранение физического и психического здоровья детей.

Содержание дополнительного образования определяется в пространстве жизнедеятельности обучающегося, не ограниченном государственными образовательными стандартами, и реализуется по с пециальным образовательным программам. Как правило, такие программы разрабатываются самими педагогами.
Направленность образовательных программ дополнительного образования детей определяется его целями.

3. Классификация дополнительных образовательных программ

по направленностям



Направленность


Цели Кружки




Научно-техническая


Формирование знаний в определенной «Видеостудия»

научной области, развитие логического

мышления, активизация навыков

использования полученных знаний и

умений в практической деятельности,

потребности в творческой деятельности.




Естественно-научная


Развитие интереса ребенка к изучению «Экология»

и охране природы, биологии, географии,

экологии



В области искусств по общеразвивающим программам:

литературное творчество







В области искусств по общеразвивающим программам: музыкальное искусство


Хужожественно-

эстетическая

Приобщение учащихся

к театральному "В мире поэзии"

искусству, обогащение духовных

потребностей ребенка, развитие

его творческой активности, раскрытие "Соловушка"

и активизация своеобразия, самобытности,






самостоятельности каждого

ребенка, воспитание эмоциональной "Вокал"

отзывчивости на прекрасное

"Мы танцуем и поем"

в искусстве, жизни, природе;

воспитание потребности

к творческому самовыражению через игру





Дополнительная образовательная программа соответствует целям общественного развития, обеспечивает всестороннее удовлетворение образовательных потребностей личности, соответствует образовательным интересам детского и взрослого населения, учитывает уровень развития детей.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы ориентировано на создание условий для социального, культурного, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы отечественной и мировой культур; на укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия"и положительную социализацию.

Содержание дополнительной общеобразовательной программы базируется на достижениях общемировой культуры и российских

культурных традициях, отвечает задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям Ленинградской области, учитывает приоритеты социально-экономического развития региона.

Уровни дополнительной образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа в рамках школы включает следующие уровни:

  1. начальное общее образование;

  2. основное общее образование.


Дополнительная образовательная программа начального общего
образования
направлена на развитие учебно-познавательной мотивации;
формирование умений учебного сотрудничества; приобретение общих
умений и способов интеллектуальной и практической деятельности, в т.ч. и в
специфических изучаемых образовательных областей; освоение общественно признанных социальных норм.

Дополнительная образовательная программа основного общего образования направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования; овладение опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля; овладение способами учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности.

Дополнительная образовательная программа направлена на становление следующих ключевых компетентностей:

познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования;

комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);

информационная компетентность (способность работать с разными источниками- информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми; компьютерная грамотность, умение использовать планы и конспекты, знаковые системы (таблицы, схемы и т.д.);

коммуникативная компетентность (владение различными средствами письменного и устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности);

социальная и гражданская компетентность (соблюдение социальных и культурных норм поведения, правил здорового образа жизни; умение ориентироваться в политических и социальных ситуациях и занимать адекватные позиции; способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем; способность жить и общаться с людьми других языков, религий и культур; способность участвовать в деятельности демократических институтов; готовность к участию в позитивных социальных преобразованиях на уровне класса, школы, населенного пункта, региона, страны);

организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).

Дополнительная общеобразовательная программа обеспечивает становление специальных компетентностей, выделяемых в различных областях образовательной деятельности


















6. Организация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей


Дополнительное образование детей осуществляется круглогодично.

В период школьных каникул занятия могут:

•проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся;

•продолжаться в форме поездок, туристических походов, экспедиций;

•создаваться различные объединения с постоянным и переменным составами детей на базе образовательного учреждения, а также по месту жительства детей.

Занятия детей могут проводиться в любой день недели, включая воскресные и каникулярные дни. Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.

Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом

объединения , как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам, в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 18 лет. В работе объединений могут принимать участие родители, но без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом.

Численный состав детских объединений определяется уставом школы и, соответственно, программой педагога, при этом не рекомендуется, чтобы наполняемость групп превышала 15 человек (за исключением хоровых, спортивных и т.п.).

В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений.

В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания.

Продолжительность занятий и их количество в неделю определяется уставом учреждения и программой педагога, она не должна превышать: в учебные дни - 1,5 часа; в выходные и каникулярные дни - 3 часа. После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.

Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся.

В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение продолжительности одного занятия, что должно обосновываться в программе педагога.
Организация занятий с использованием компьютерной техники должна соответствовать документу: «Гигиенические требования к терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы с ними» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.06.2003 № 118).

Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми - от 30 до 60 минут 1-2 раза в неделю. Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается уставом учреждения и программой педагога.

Занятия в системе дополнительного образования детей заканчиваются не позднее 17.00 часов.

7.Формы организации деятельности детей. Формы подведения итогов.

В образовательном процессе используются различные формы организации деятельности детей, как традиционно принятые в системе основного общего образования (учебное занятие, лекция, семинар, дискуссия, учебная игра, конференция), так и те, которые в школе считаются внеучебными формами: экскурсия, экспедиция, турпоход, презентация, защита проекта, тематический стол, день добрых сюрпризов (упражнения в умении оказывать знаки внимания, делать добрые дела), выпускной ринг отчет выпускников детских объединений с анализом прошлого, планированием будущего и даже чаепитие. В дополнительном образовании эти формы также несут учебную нагрузку и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательных программ.

В качестве форм подведения итогов обучения в дополнительном образовании детей используются:
собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках.

8.Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей

Дополнительное образование располагает собственными

педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Дополнительное образования детей строится на таких принципах, как:

  • дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;

  • развитие творческих способностей детей, выражающееся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;

  • учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

  • ориентация на потребности общества и личности обучающегося;

  • возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к - современной социокультурной среде.


В своей практике следует придерживаться следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:

  • Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

  • Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это «что-то» нужно искать.

  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.

  • Успех рождает успех. Основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

  • Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.


Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в рамках дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное

развитие личности.


Поэтому большой интерес для нас представляют:

  • личностно -ориентированные технологии обучения и воспитания в центре внимания которых - неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.


Отсутствие в рамках дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).

Цель технологии личностно-ориентированного обучения максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы - индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.


Технология дифференцированного обучения предполагает несколько этапов:


  1. Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.


  2. Подготовительный этап. Дидактическая задача - обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»). Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача - восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.


3) Основной этап - усвоение знаний и умений. Учебная информация
излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны
перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное - каждый
добывает знания сам.

  1. Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.


Технологии индивидуального обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.


Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным способностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.

Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

  • Групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.


Разновидности групповых технологий:

  • групповой опрос;

  • общественный смотр знаний;

  • учебная встреча;

  • дискуссия;

  • диспут;

  • конференция;

  • путешествие.


Уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;

  • работа в парах;

  • групповая работа на принципах дифференциации.


Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

  • Педагогика сотрудничества


В дополнительном образовании широко используется педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Схомлинский, Л.В. Занков и др.), которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.

В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

  • Превращение педагогики знания в педагогику развития личности;

  • В центре образовательной системы – личность ребёнка

  • Гуманистическая ориентация образования;

  • Развитие творческих способностей и индивидуальности ребёнка


Основные принципы педагогики сотрудничества:

  • Учение без принуждения;

  • Право на свою точку зрения

  • Право на ошибку

  • Успешность

  • Мажорность

  • Сочетание индивидуального и коллективного воспитания


Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям:

  • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

  • оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

  • приоритет положительного стимулирования;

  • терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает:

  • уравнивание ученика и учителя в правах;

  • право ребенка на свободный выбор;

  • право на ошибку;

  • право на собственную точку зрения;

  • соблюдение Конвенции о правах ребенка;


стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.



  • Технология коллективной творческой деятельности


Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективного творческого дела (И.П. Иванов)

Принципы КТД:

социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых

сотрудничество детей и взрослых;

романтизм и творчество

Цели технологии:

  • Выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к творческой деятельности;

  • Воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества.


Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, присвоение звания и т.д..

Возрастные этапы технологии творчества

Младшие школьники:

  • игровые формы творческой деятельности;

  • освоение элементов творчества в практической деятельности;

  • обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.


Средние школьники:

  • творчество по широкому кругу прикладных отраслей

  • участие в в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.


Старшие школьники:

  • выполнение творческих проектов;

  • исследовательские работы;

  • сочинения.


Черты технологии творчества:

  • свободные группы, в которых ребёнок чувствует себя раскованно;

  • педагогика сотрудничества, сотворчества;

  • применение методик коллективной работы;

  • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

  • Игровые технологии


    По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  •  коммуникативную: освоение диалектики общения;

  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.


Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио­нальное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
    логическую и временную последовательность ее развития.


Классификационные параметры игровых технологий: 

  • По уровню применения: все уровни.

  • По философской основе: приспосабливающаяся.

  • По основному фактору развития: психогенные.

  • По организационным формам: все формы.

  • По подходу к ребенку: свободное воспитание.

  • По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

  • По направлению модернизации: активизация.

  • По категории обучаемых: массовая, все категории.

  • По видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические)

  • По игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые)

  • По игровой среде (с предметом и без, настольные. Комнатные. Уличные, компьютерные)

    Спектр целевых ориентаций

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; при­менение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных уме­ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб­ных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре­деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму­никативности.

  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений срав­нивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз­витие мотивации учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта­ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.




Игровая технология применяется педагогом в работе с учащимися различного возраста. От самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.


Новые информационные технологии обучения


Современное образование с каждым днём всё настойчивее требует активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управленческой, воспитательно-образовательной, финансовой деятельности школы.

Этот процесс получил название «информатизация образования». Процесс информатизации образования в настоящее время затронул практи­чески все сферы деятельности школы. Информационные технологии применяются на уроках, в в дополнительном образовании, для организации досуга, в открытом образовании, для созда­ния обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования еди­ного информационного образовательного пространства школы.

Поэтому этот процесс можно представить как сочетание двух взаимопроникающих и взаимодополняющих структурных элементов: создание информационного пространства школы и формирование информационной компетентности учащихся.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик. Г.К.Селевко, например, предлагает девять вариантов использования компьютерных средств на уроках и во внеурочной деятельности:

  • Полная замена учителя компьютером или электронным учебным пособием по предмету.

  • Частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным вопросам, темам, разделам предмета).

  • Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-и видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекса.

  • Использование тренинговых программ для закрепления материала и для выработки умений и навыков.

  • Использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронных носителях или разработанных учителем.


Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их результатов на уроках и во внеклассной работе.

  • Использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы.

  • Использование компьютера для вычислений, построения графиков.

  • Использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, повышения мотивации, психологической разрядки


Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать, как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят:


  • знание современных программных оболочек и операционных
    средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и
    владение их функциями;

  • владение хотя бы одним текстовым редактором;

  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

  • первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения


Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

  • переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

  • привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

  • интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.



9. Определение образовательных результатов в дополнительном

образовании детей.


В отличие от основного общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко отработан и осуществляется, как правило, путем выставления отметок по пятибалльной шкале, в дополнительном образовании детей такой способ подведения итогов неприемлем.


Поэтому педагоги разрабатывают программы, содержащие фиксированные образовательные результаты. Обязательная аттестация в дополнительном образовании в принципе отсутствует. А важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль работы детей.


Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям, навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах можно говорить, используя, как минимум, две группы показателей: учебные и личностные.

Соответственно этому, в качестве предмета оценивания могут быть:

а) набор основных знаний, умений, практических навыков по изучаемому виду деятельности, а также общеучебных навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;


б) перечень важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками.


в) совокупности то и другое обозначается в образовательной программе понятием «ожидаемые результаты».

При этом необходимо определить возможные уровни выраженности (от минимального до максимального) каждого измеряемого показателя у разных детей. Сведенные воедино, они и показывают, в какой мере тот или иной ребенок сумел освоить предложенную ему образовательную программу.

Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.

Результаты контроля отражаются в журнале учета работы учебных групп.

Контроль проводится в следующих формах: собеседование, заслушивание лучшего ответа, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, зачет, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, выполнение спортивных нормативов,

контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выступление на концертах, участие в выставках, ярмарках и т.п.

Несколько раз в год проводятся смотры знаний учащихся в форме КВН-нов, викторин, олимпиад, конкурсов, концертов, открытых занятий, что является формой оценки реализуемых образовательных программ. Такие формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда. Технология полного усвоения позволяет достичь хороших результатов всем учащимся, так как:

-задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда, то есть создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала;

-успехи каждого ученика сравниваются с установленным эталоном;

-каждый ученик получает необходимую помощь;

-диагностические тесты позволяют скорректировать работу детей.

 

10. Контроль за учебно-воспитательным процессом.


Текущий контроль за деятельностью объединений дополнительного образования осуществляется с целью проверки наполняемости учебных групп, посещаемости занятий учащимися, оформление журналов, работы детских объединений по расписанию.

Тематический (проблемный) контроль осуществляется для подведения итогов комплектования детских объединений, проверки программно-методического обеспечения, выполнения образовательных программ, контроля за промежуточными и итоговыми результатами образовательной деятельности детских объединений.

Один раз в неделю осуществляется посещение учебного занятия одного из объединений дополнительного образования. По возможности осуществляется посещение массовых мероприятий учебного (концерты, выставки, защиты проектов и докладов) и воспитательного характера (тематические мероприятия).

По возможности администрацией школы посещает хотя бы одно учебное или итоговое занятие каждого объединения дополнительного образования, при условии, что работа детского объединения не вызывает у администрации образовательного учреждения беспокойства.

.


11. Анализ результатов образовательной деятельности детских объединений дополнительного образования


Анализ результатов образовательной деятельности детских объединений дополнительного образования учреждения осуществляется в мае на основе отчетов педагогов дополнительного образования, контроля посещаемости учебных занятий и массовых мероприятий администрацией школы, итогов участия учащихся школы в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и общешкольных мероприятиях.