ИНФОРМАТИКА
Урок № 23 8-В (26.02.2020)
Тип урока: Комбинированный
Тема: «Основные алгоритмические конструкции. Повторение. Цикл с заданным числом повторений и условием окончания работы»
Цель урока:
-
Формирование у учащихся понятия цикла;
-
Рассмотрение видов циклов.
Задачи урока:
Обучающая:
-
Сформировать у учащихся понятие о программировании циклических алгоритмов.
Развивающая:
-
Помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;
-
Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты;
-
Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.
Воспитывающая:
-
Осуществлять эстетическое воспитание;
-
Способствовать обогащению внутреннего мира школьников.
Оборудование: 1. ПК учителя
2. ПК учащихся
Структура урока:
-
Организационный момент: постановка цели урока и мотивация учебной деятельности (2 минута);
-
Актуализация деятельности
-
Введение нового материала (15 минут);
-
Физическая минутка (1минута);
-
Обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы (5 минуты);
-
Подведение итогов урока (2 минуты);
-
Домашнее задание;
Ход урока
-
Организационный этап.
Здравствуйте. Прежде чем мы приступим к уроку, хотелось бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.
-
Актуализация знаний.
-Что такое алгоритм?
-Какие бывают виды алгоритмов?
-Как записываются алгоритмы?
-Какие фигуры используются в записи блок-схемы алгоритмов?
-
Введение нового материала (15 минут);
Повторение — алгоритмическая конструкция, представляющая собой последовательность действий, выполняемых многократно.
Алгоритмы, содержащие конструкцию повторения, называют циклическими или циклами.
Последовательность действий, многократно повторяющаяся в процессе выполнения цикла, называется телом цикла.
В зависимости от способа организации повторений различают три типа циклов:
-
цикл с заданным условием продолжения работы;
-
цикл с заданным условием окончания работы;
-
цикл с заданным числом повторений.
Цикл с заданным числом повторений
Логика работы этой конструкции описывается схемой, показанной на рисунке.
Обрати внимание!
В цикле-ДЛЯ всегда есть параметр цикла — величина целого типа, изменяющаяся в ходе выполнения цикла от своего начального значения до конечного значения.
Выполняется цикл-ДЛЯ следующим образом:
-
параметру цикла присваивается начальное значение;
-
параметр цикла сравнивается с конечным значением; если параметр цикла не превышает конечное значение, то выполняется тело цикла, увеличивается значение параметра цикла на шаг и снова осуществляется проверка параметра цикла; если же параметр цикла превышает конечное значение, то выполнение цикла заканчивается.
Пример:
Так, если правее Робота не встретится препятствий, то, выполнив приведённый ниже алгоритм, он переместится на пять клеток вправо и закрасит эти клетки:
Цикл с заданным условием окончания работы
Логика работы этой конструкции описывается схемой, показанной на рисунке.
На алгоритмическом языке эта конструкция записывается так:
Выполняется цикл-ДО следующим образом:
-
выполняется тело цикла;
-
проверяется условие (вычисляется значение логического выражения); если условие не удовлетворяется («Нет»), то снова выполняется тело цикла и осуществляется переход к проверке условия;
-
если же условие удовлетворяется, то выполнение цикла заканчивается.
В любом случае тело цикла будет выполнено хотя бы один раз.
Пример:
Алгоритм по выучиванию наизусть четверостишия.
Пример:
Вычислим значение переменной b согласно следующему алгоритму:
Пример:
Спортсмен приступает к тренировкам по следующему графику: в первый день он должен пробежать 10 км; каждый следующий день следует увеличивать дистанцию на 10 от нормы предыдущего дня. Как только дневная норма достигнет или превысит 25 км, необходимо прекратить её увеличение и далее пробегать ежедневно ровно 25 км. Начиная с какого дня спортсмен будет пробегать 25 км?
Пусть x — количество километров, которое спортсмен пробежит в некоторый i-й день. Тогда в следующий (i+1)-й день он пробежит x+0,1x километров (0,1x — это 10 от x).
6. Подведение итогов и выставление оценок
7. Домашнее задание: читать параграф 2.4.