СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с Федеральными законами от 24.06.1999 N 120-ФЗ и от 23.06.2016 N 182-ФЗ

Основные аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Ребенок с рождения нуждается в постоянном педагогическом сопровождении взрослых на пути нравственного, умственного, физического и профессионального развития (педагог в переводе с др. греч. – ведущий ребенка). Отсутствие сопровождения или ненадлежащее сопровождение со стороны взрослых в форме воспитательного воздействия неизбежно трансформируется в детскую беспризорность и безнадзорность, являющихся основой для формирования правонарушающего поведения несовершеннолетних.

Воспитание гражданина в государстве не может происходить эффективно без привлечения всех общественных и государственных институтов, включая семью, воспитательно-образовательные учреждения, правоохранительную систему, органы юстиции и иные учреждения, формирующие правосознание и поведение личности.

Ценность личности в обществе обусловлена её полезностью, позитивными социальными качествами, воспитанными как благополучной социальной средой, так и организованным в условиях такой среды воспитательно- образовательным процессом, ориентированным на человека, общество и государство.

Тема «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» соприкасается с такими юридическими отраслями и дисциплинами как криминология, ювенальное, семейное, административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, образовательное право и другими, а также педагогикой, психологией, социологией, социальной работой, экономикой и иными научными отраслями, связанными с проблемами организации социальной среды и формированием поведения человека.

Современную ситуацию с ненадлежащим обеспечением общественной безопасности можно изменить в лучшую сторону, определив ценность личности (особенно личности ребенка) в государстве в качестве цели, а достижению этой цели реально подчинив всю государственную социальную политику, в том числе и ювенальную политику.

Высокий уровень преступности в России, разумеется, не является следствием повышенной склонности к совершению преступлений у граждан нашей страны. Причины подобного явления кроются в социально- экономических, образовательно-воспитательных факторах, препятствующих нормальному становлению и развитию личности, её самореализации в общественно полезной деятельности.

Вынужденная борьба с подростковой преступностью должна являться тревожным сигналом для общества и государства о необходимости срочных мер по предупреждению криминализации детей и не только юридическими средствами, но, прежде всего улучшением качества жизни, нравственного, правового и трудового воспитания, образования подрастающего поколения, организации их досуга и др.

Объяснение причин преступности именно с таких методологических позиций, в основе которых содержится диалектический подход, является наиболее объективным и соответствующим реальной действительности.

Принципиальным подходом к проблеме профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является социально-педагогическая насыщенность данной деятельности, в которой организация благоприятной социальной среды, правовые нормы и нормы морали играют решающую роль в воспитании детей, формировании у них социально ценных качеств, востребованных в обществе и государстве. Применение юридической ответственности по отношению к детям при этом должно носить исключительный характер и расцениваться в качестве отрицательного результата ненадлежащего воспитания. Юридические санкции более целесообразно устанавливать и применять к взрослым, ответственным за содержание, воспитание детей и надзор за ними.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13.01.2001 г., 7.07.2003 г., 29.06., 22.08., 1, 29.12.2004 г., 22.04.2005 г., 5.01.2006 г., 30.06, 21, 24.07.2007 г., 1.12.2007 г.). Количество внесенных изменений в данный закон свидетельствует о недостаточной изначальной определенности его содержания.

Следует также учитывать, что только одним законом невозможно урегулировать весь комплекс проблем, касающихся профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Требуется глубокое систематическое изучение причин правонарушающего поведения несовершеннолетних и правовое регулирование общественных отношений в сфере семьи, организации воспитания, образования и досуга, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения общественной безопасности и иных общественных отношений.

Научными исследованиями проблем предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимались многие отечественные юристы, педагоги и психологи: в области истории ювенального права и ювенальной юстиции – Беляева Л.И., Борисова Н.Е., Мельникова Э.Б. и др.; в сфере организации ювенальной политики по предупреждению правонарушений несовершеннолетних – Волохова Е.Д., Воробьев В.Ф., Гаврилов С.Т., Гернет М.Н., Глазков А.А., Заряев А.В. и др.; вопросами юридической ответственности за воспитание детей в семье – Анисимов А.А., Безрук В.Д., Ветров Н.И., Грачев В.А., Кабышев О.А., Шестаков В.Д. и др.; предупреждением административных правонарушений – Жигарев Е.С., Корчагина Е.Ю., Морозова З.П., Стриженко Н.Т. и др.; ювенальной криминологией – Виноградова Л.Н., Долгова А.И., Забрянский Г.И., Кириллов С.И., Люблинский П.И., Миньковский Г.М., Панкратов В.В., Примаченок А.А., Пудовочкин Е.Е., Савинкова Е.Н. и др.; причинами и условиями девиантного поведения несовершеннолетних – Антонян Ю.М., Гилинский Я.И., Игнатенко В.И., Крюкова Н.И., Мелешко Н.П., Потанин Г.М., Сибиряков С.Л. и др.; организацией исправительного процесса несовершеннолетних правонарушителей – Абрамкин В.А., Алферов Ю.А., Башкатов И.П., Верещагин В.А., Гербеев Ю.В., Макаренко А.С., Стурова М.П. и др.

Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних – это одна из самых тревожных характеристик современной России. Неумолимая статистика отмечает постоянный рост детской безнадзорности и беспризорности на фоне продолжающегося сокращения общей численности населения России и уменьшения рождаемости

Беспризорные дети лишены возможности осуществлять свои конституционные права на полноценную жизнь, охрану здоровья, получение образования.

У беспризорных и безнадзорных детей, лишенных заботы родителей, общества и государства, вырабатывается стереотип противоправного поведения, отчуждение от общепризнанных нравственных ценностей и социально обусловленных ориентиров. В силу разных причин такие дети уходят из дома, бродяжничают, ночуют на вокзалах и в подвалах, становятся объектами криминальных структур, занимаются попрошайничеством, воровством, наркоманией и проституцией. По различным оценкам, число беспризорных детей в нашей стране составляет от одного до трех млн. человек, что, не может оставлять равнодушными к данной проблеме общество и государство.

Несомненно, что решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеет комплексный характер и зависит от множества причин. В связи с этим требуется не только четкий правовой механизм, регулирующий и объединяющий усилия всех субъектов профилактики, но и реальная, повседневная методическая деятельность педагогов, психологов, юристов, социальных работников и иных лиц, обусловленная их востребованным и непрерывным трудом по мере рождения и развития новых поколений детей. Учителям права в этой деятельности принадлежит особая роль, которая будет возрастать в связи с необходимостью построения основ правового государства и гражданского общества в Российской Федерации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!