Тема урока: Основные биомы Земли.
Цель урока: сформировать знания об основных типах экосистем – биомах (наземных и водных). Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, научной биологической речи, обще учебных и специальных умений и навыков, формирование информационных, обще учебных, коммуникативных компетентностей. Воспитывать бережное отношение к природе, ценностное отношение к изучаемым знаниям
Оборудование и материалы: учебник.
Понятия и термины: Биомы. Наземные биомы. Водные биомы.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I Организационный этап
II Проверка домашнего задания
1.Охарактеризуйте функции живого вещества в биосфере.
(Примерный ответ учащегося:
В.И. Вернадский выделяет пять функций живого вещества в биосфере:
1) Газовая функция. Основные газы в атмосфере Земли, азот и кислород, биогенного происхождения, как и все подземные газы – продукт разложения отмершей органики.
2) Концентрационная функция. Организмы накапливают в своих телах многие химические элементы, среди которых на первом месте стоит углерод, среди металлов первый кальций, концентраторами кремния являются диатомовые водоросли, йода – водоросли (ламинария), фосфора – скелеты позвоночных животных;
3) Окислительно-восстановительная функция. Организмы, обитающие в водоёмах, регулируют кислородный режим и создают условия для растворения или же осаждения ряда металлов (V, Mn, Fe) и неметаллов (S) с переменной валентностью.
4) Биохимическая функция. Размножение, рост и перемещение в пространстве («расползание») живого вещества.
5) Биогеохимическая деятельность человека. Охватывает всё разрастающееся количество вещества земной коры, в том числе таких концентраторов углерода, как уголь, нефть, газ и др., для хозяйственных и бытовых нужд человека.)
2.Что такое природные зоны? (Природные зоны – это пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла, света, осадков, имеют одинаковые погодные условия, на них живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные).
3.Какие природные зоны вам известны? (Арктика, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степи, пустыни и полупустыни, высокогорные области.)
4.Что такое природный комплекс? (Природный территориальный комплекс – это природная геосистема, географический комплекс, природный ландшафт, который включает в себя участок земной коры с присущим ему рельефом, относящиеся к нему поверхностные и подземные воды, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов.)
5.Какие природные комплексы вы знаете? (Леса, луга, степи…)
III Мотивация учебной деятельности
В каждой точке земной поверхности складываются уникальные условия, нигде больше точно не повторяющиеся. Именно поэтому разнообразие сообществ почти неисчерпаемо. Однако в биосфере можно выделить основные типы экосистем – биомы, существование которых во многом определяется общими физико-географическими условиями.
Сегодня на уроке речь будет идти о биомах.
ІV Изучение нового материала
Биом — это природная зона или область с определенными климатическими условиями и соответствующим набором доминирующих видов растений и животных, составляющих географическое единство.
Большинство биомов имеют свои названия – тайга, степь, пустыня и т.д. Биомы различаются по видовому составу организмов, по биомассе, продукции. Все биомы можно разделить на две группы – наземные и водные.
Б
иомы
Наземные водные
Заполнение таблицы «Наземные и водные биомы» (учебник, с. 177-178)
Название биомов | Примеры | Условия существования | Организмы, характерные для биомов |
Наземные биомы |
Лесные биомы | Лес | Хорошее увлажнение и достаточное количество тепла | Господство деревьев и связанных с ними животных |
Травянистые биомы | Степи, прерии, саванны | Недостаточное увлажнение, хорошая обеспеченность теплом | Господствуют травы, деревьев и кустарников относительно немного (или они отсутствуют вовсе). Из животных – копытные, грызуны, саранчовые. |
Аридные (от лат. Aridus – сухой) биомы | Пустыни и полупустыни | Острый дефицит влаги | Фитофаги, редуценты. Местные растения разрежены, остальная часть фитомассы – под землей. |
Биомы приполярных районов | Тундра | Недостаток тепла, постоянная многолетняя мерзлота | Мхи, лишайники. Из животных – северные олени, лемминги. |
Водные биомы |
| | | |
- Связаны ли биомы между собой? (Все биомы неразрывно связаны друг с другом. Нередко обмен веществ и энергии между отдельными экосистемами обеспечивается миграциями животных.)
V Обобщение и закрепление изученного материала
Определите, о каких биомах идет речь:
Недостаточное увлажнение, хорошая обеспеченность теплом. Господствуют травы, деревьев и кустарников относительно немного (или они отсутствуют вовсе). Из животных – копытные, грызуны, саранчовые. (Травянистые биомы.)
Недостаток тепла, постоянная многолетняя мерзлота. Мхи, лишайники. Из животных – северные олени, лемминги. (Биомы приполярных районов.)
Хорошее увлажнение и достаточное количество тепла. Господство деревьев и связанных с ними животных. (Лесные биомы.)
Избыточное количество воды, меньшее разнообразие по сравнению с наземными биомами. (Водные биомы.)
Острый дефицит влаги. Фитофаги, редуценты. Местные растения разрежены, остальная часть фитомассы – под землей. (Аридные биомы.)
VІ Итог урока
VІІ Домашнее задание
С. 176-179; повторить функции живого вещества в биосфере.
3