СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные биомы Земли

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные биомы Земли»



Тема урока: Основные биомы Земли.

Цель урока: сформировать знания об основных типах экосистем – биомах (наземных и водных). Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, научной биологической речи, обще учебных и специальных умений и навыков, формирование информационных, обще учебных, коммуникативных компетентностей. Воспитывать бережное отношение к природе, ценностное отношение к изучаемым знаниям

Оборудование и материалы: учебник.

Понятия и термины: Биомы. Наземные биомы. Водные биомы.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I Организационный этап

II Проверка домашнего задания

  • Устный опрос

1.Охарактеризуйте функции живого вещества в биосфере.

(Примерный ответ учащегося:

В.И. Вернадский выделяет пять функций живого вещества в биосфере:

1) Газовая функция. Основные газы в атмосфере Земли, азот и кислород, биогенного происхождения, как и все подземные газы – продукт разложения отмершей органики.

2) Концентрационная функция. Организмы накапливают в своих телах многие химические элементы, среди которых на первом месте стоит углерод, среди металлов первый кальций, концентраторами кремния являются диатомовые водоросли, йода – водоросли (ламинария), фосфора – скелеты позвоночных животных;

3) Окислительно-восстановительная функция. Организмы, обитающие в водоёмах, регулируют кислородный режим и создают условия для растворения или же осаждения ряда металлов (V, Mn, Fe) и неметаллов (S) с переменной валентностью.

4) Биохимическая функция. Размножение, рост и перемещение в пространстве («расползание») живого вещества.

5) Биогеохимическая деятельность человека. Охватывает всё разрастающееся количество вещества земной коры, в том числе таких концентраторов углерода, как уголь, нефть, газ и др., для хозяйственных и бытовых нужд человека.)

2.Что такое природные зоны? (Природные зоны – это пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла, света, осадков, имеют одинаковые погодные условия, на них живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные).

3.Какие природные зоны вам известны? (Арктика,         тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степи, пустыни и полупустыни, высокогорные области.)

4.Что такое природный комплекс? (Природный территориальный комплекс – это природная геосистема, географический комплекс, природный ландшафт, который включает в себя участок земной коры с присущим ему рельефом, относящиеся к нему поверхностные и подземные воды, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов.)

5.Какие природные комплексы вы знаете? (Леса, луга, степи…)

III Мотивация учебной деятельности

  • Слово преподавателя

В каждой точке земной поверхности складываются уникальные условия, нигде больше точно не повторяющиеся. Именно поэтому разнообразие сообществ почти неисчерпаемо. Однако в биосфере можно выделить основные типы экосистем – биомы, существование которых во многом определяется общими физико-географическими условиями.

Сегодня на уроке речь будет идти о биомах.

ІV Изучение нового материала

Биом — это природная зона или область с определенными климатическими условиями и соответствующим набором доминирующих видов растений и животных, составляющих географическое единство.

Большинство биомов имеют свои названия – тайга, степь, пустыня и т.д. Биомы различаются по видовому составу организмов, по биомассе, продукции. Все биомы можно разделить на две группы – наземные и водные.

Б иомы

Наземные водные



  • Самостоятельная работа учащихся (индивидуально)

Заполнение таблицы «Наземные и водные биомы» (учебник, с. 177-178)

Название биомов

Примеры

Условия существования

Организмы, характерные для биомов

Наземные биомы

Лесные биомы

Лес

Хорошее увлажнение и достаточное количество тепла

Господство деревьев и связанных с ними животных

Травянистые биомы

Степи, прерии, саванны

Недостаточное увлажнение, хорошая обеспеченность теплом

Господствуют травы, деревьев и кустарников относительно немного (или они отсутствуют вовсе). Из животных – копытные, грызуны, саранчовые.

Аридные (от лат. Aridus – сухой) биомы

Пустыни и полупустыни

Острый дефицит влаги

Фитофаги, редуценты. Местные растения разрежены, остальная часть фитомассы – под землей.

Биомы приполярных районов

Тундра

Недостаток тепла, постоянная многолетняя мерзлота

Мхи, лишайники. Из животных – северные олени, лемминги.

Водные биомы





  • Вопрос студентам

- Связаны ли биомы между собой? (Все биомы неразрывно связаны друг с другом. Нередко обмен веществ и энергии между отдельными экосистемами обеспечивается миграциями животных.)

V Обобщение и закрепление изученного материала

  • Определите, о каких биомах идет речь:

    1. Недостаточное увлажнение, хорошая обеспеченность теплом. Господствуют травы, деревьев и кустарников относительно немного (или они отсутствуют вовсе). Из животных – копытные, грызуны, саранчовые. (Травянистые биомы.)

    2. Недостаток тепла, постоянная многолетняя мерзлота. Мхи, лишайники. Из животных – северные олени, лемминги. (Биомы приполярных районов.)

    3. Хорошее увлажнение и достаточное количество тепла. Господство деревьев и связанных с ними животных. (Лесные биомы.)

    4. Избыточное количество воды, меньшее разнообразие по сравнению с наземными биомами. (Водные биомы.)

    5. Острый дефицит влаги. Фитофаги, редуценты. Местные растения разрежены, остальная часть фитомассы – под землей. (Аридные биомы.)

VІ Итог урока

VІІ Домашнее задание

С. 176-179; повторить функции живого вещества в биосфере.





3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!