СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные единицы синтаксиса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) повторить с учащимися основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); познакомить с основными признаками синтаксических единиц и их функциями: номинативной в словосочетании, коммуникативной в предложении и тексте; 2) учить находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения, разграничивать синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной.

Просмотр содержимого документа
«Основные единицы синтаксиса»

Урок русского языка 8 классе

Урок 10. Основные единицы синтаксиса

Цели урока: 1) повторить с учащимися основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); познакомить с основными признаками синтаксических единиц и их функциями: номинативной в словосочетании, коммуникативной в предложении и тексте; 2) учить находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения, разграничивать синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной.


I. Учащиеся работают над ошибками, допущенными в диктанте.

Работу над орфографическими ошибками лучше вести по типам орфограмм. Пунктуационные ошибки объясняются с помощью схем, выделения грамматических основ.


II. Вводная беседа с учащимися.

— Что изучает морфология? синтаксис?

Морфология: слово как часть речи. Синтаксис: словосочетание и предложение.

На доске написано слово синтаксис (от греч. sintaxis – составление). Читается определение слова синтаксис на с. 21 § 6.


III. Материал для наблюдений на с. 21.

Учащиеся рассматривают таблицу, записывают в тетрадях названия синтаксических единиц: словосочетание, предложение, текст. Отвечают на вопрос:

— Чем отличаются единицы языка по своему назначению?

Вывод: текст и предложение являются коммуникативными единицами, словосочетание выполняет номинативную функцию.

Читается вслух теоретический материал на с. 22.


IV. Закрепление материала и проверка понимания темы.

1. Учащиеся выполняют упр. 38 (составляют два предложения, сравнивают полученные предложения с известными пушкинскими строками: «Я помню чудное мгновенье...»

2. Упр. 39 выполняют устно: читают выразительно стихотворение Н. М. Рубцова «Ночь на Родине», отвечают на вопросы:

— Какие чувства и мысли вызвало у вас это стихотворение?

— Какие языковые средства использует поэт, чтобы передать ощущение тишины и покоя?

— Как вы будете читать стихотворение: громко или тихо? Почему?

3. Анализ текста, записанного на доске.


Окрасилась ярким румянцем осина.

Пылают рябины багряного дня.

— В чем сила твоя?

Отвечай мне, Россия!

— В том сила моя,

Что ты любишь меня.

(В. Боков)


• Выпишите грамматические основы предложений, а также словосочетания, из которых они состоят.

• Приведите примеры номинативных и коммуникативных языковых единиц.

Учащиеся читают выразительно стихотворение В. Бокова, выполняют задание, отвечают на вопросы:

— Приведите примеры многозначных слов, какое из значений реализуется в тексте?

— Какие языковые средства использует поэт?


V. Подведение итогов урока. Выясняем, как ученики поняли материал, просим сделать вывод об основных единицах синтаксиса.


VI. Домашнее задание: а) выучить теоретический материал на с. 22; б) выполнить упр. 40 на с. 23.