СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные этапы антропосоциогенеза

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Антропогенез рассматривает вопросы биологического развития и формирования современного человека, социогенез - становления социального общества

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы антропосоциогенеза»













ТЕМА : "ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА"



























Оглавление.

Введение.............................................................................................................3 1. Антропосоциогенез......................................................................................4 1.1.Антропосоциогенез и философия............................................................4 1. 2.Факторы и предпосылки антропосоциогенеза....................................5

1. 3.Проблема антропосоциогенеза................................................................6

1.4.Стадии антропогенеза................................................................................8

1.5. Этапы антропосоциогенеза....................................................................10

2.Социогенез......................................................................................................12

2.1. Ранний человеческий коллектив...........................................................12

2.2.Родовой строй..............................................................................................13

2.3. Семья...........................................................................................................14

2.4.Появление классов.....................................................................................15

2.5.Личность......................................................................................................16

Заключение........................................................................................................17

Список используемой литературы................................................................18



















Введение В эпоху средневековья господствовало учение о божественном творении человека. Начиная с эпохи Возрождения предпочтение, начинает отдаваться естественным причинам происхождения человека, среди которых наибольшую известность получила эволюционная концепция Дарвина. По мере индустриализации на первый план вышла трудовая теория происхождения человека. К этим теориям примыкает идея недостающего звена, помогающая объяснить морфологический скачок между человекообразной обезьяной и человеком (Гексли), близкой к идее «недостающего звена» является концепция Поршнева, объединившего питекантропов, неандертальцев и австралопитеков в семейство прямоходящих высших приматов (троглодитов). Но до сих пор не удалось обнаружить это «звено». На отсутствие кардинальных сдвигов в морфологическом строении между обезьяной и человеком указывал Тейяр де Шарден. Имеют место версии инопланетного происхождения человека (Бехтерева). Наличие множества концепций свидетельствует о сложности и нерешенности проблемы происхождения человека. Что касается становления современного человека, то большинство исследователей считают его биологическую эволюцию законченной, тогда как социальную характеризуют как бесконечный процесс. Поэтому разговор о культуре первобытного общества целе­сообразно начать с рассмотрения вопроса об основных этапах проис­хождения человека и социума, т.е. с антропосоциогенеза.









1. Антропосоциогенез

1.1.Антропосоциогенез и философия

Антропогенез рассматривает вопросы биологического развития и формирования современного человека, социогенез - становления социального общества. Так как эти вопросы не могут существовать отдельно друг от друга или быть последовательными в процессе развития человека, появилось понятие антропосоциогенеза. И над решением вопросов и проблем этого понятия трудятся в основном философы и прочие ученые-теоретики. Почему проблема антропосоциогенеза - это философская проблема, объяснить довольно несложно. Дело в том, что сама теория происхождения человека не доказана, и существует ряд необъяснимых фактов, которые не позволяют сделать ее логичной и стройной. Где, когда и почему появился человек и человеческое сообщество – до сих пор единого мнения ученых нет. А вопрос весьма интересный, тем более, что памятников того времени – ни письменных, ни архитектурных – не существует. Остается лишь исследовать костные останки древнейших людей, раскапывать захоронения и жилища людей – и на основе такого скудного материала делать обобщающие выводы, строить далеко идущие предположения, говорить об истоках современного человека и современных цивилизаций. Также каждый день открываются все новые и новые факты о жизни и обычаях первобытных людей, которые периодически ставят под вопрос большинство теорий о возникновении человека. И так как вопрос о происхождении Homo sapiens как видно остается открытым, то его социальное становление тем более не может быть до конца раскрыто. Поэтому именно философы, отталкиваясь от возникающих фактов, пытаются воссоздать картину становления общества и человека в нем.

  Современные представления о факторах антропогенеза, в общем, сводятся к пониманию того, что человек является продуктом действия тех же факторов эволюции, которые создали живой мир, однако с учетом специфики человека должны были действовать также и специфические факторы антропогенеза.  

Антропосоциогенез -- развитая К. Марксом и Ф. Энгельсом теория антропогенеза, предложенная Ч. Дарвиным. Однако, в отличие от своего предшественника, К. Маркс и Ф. Энгельс, в качестве основных движущих сил антропогенеза полагали общественно-трудовую деятельность людей, которая создала специфические общественные связи, культуру, сформировала телесную организацию человека.

1. 2.Факторы и предпосылки антропосоциогенеза.

Выделяются факторы антропосоциогенеза :

- это изменчивость;

-естественный и половой отбор;

- труд;

-альтруизм;

-социальный фактор (групповое взаимодействие);

-возникновение сельского хозяйства;

- активность; -употребление мясной пищи;

-разделение труда;

-семейно-брачные отношения;

- развитие речи;

-использование огня;

- агрессия.

Абиотические предпосылки антропосоциогенеза представляют большое поле исследования для современного естествознания. Каким образом происходило естественное возникновение человека, общества и сознания? Каковы основные закономерности и этапы антропосоциогенеза, этого связующего звена между историей природы и историей общества? Разумеется, мы не знаем всех деталей перехода от биологического к социальному. Но современной наукой уже создана достаточно целостная и стройная общая картина.

Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы. Пьедесталом антропосоциогенеза явилось развитие органического (биологического) мира в его единстве с геологическими, географическими, климатическими, физико-химическими, космическими и другими неорганическими (абиотическими) системами. В соответствии с современной теорией эволюции, историческое развитие биологических организмов определяется рядом эволюционных факторов (мутационными процессами, популяционными волнами, изоляцией, естественным отбором и др.), включенными во взаимодействие с абиотическими системами природы. Эволюция действует не на отдельного индивида, а на популяцию. Через последовательную смену поколений сохраняются и утверждаются те признаки, которые оказываются удобными в данных условиях среды. Такое взаимодействие абиотических систем с эволюционными факторами определяло предпосылки и протекание антропосоциогенеза.

1.3.Проблема антропосоциогенеза

До сих пор доподлинно неизвестна вся предыстория человечества, каждый день ученые сталкиваются с новыми загадками и тайнами прошлого. О вопросах происхождения человека неустанно спорят антропологи и философы. Причем их мнения и позиции нередко противоречат друг другу. Антропологи заняты поиском "недостающего" звена в эволюции, которое помогло обезьяноподобному предку развиться до современного человека. Философы же заинтересованы в более глубоком вопросе - процессе становления человека и появления общества.

В ходе исследований стало совершенно ясно, что животные стали людьми не в процессе какого-то одного существенного события. Это был довольно длительный, постепенный переход от одного физического и социального состояния к другому, современному. Ученые, рассматривая проблему антропосоциогенеза, сошлись во мнении, что этот процесс происходил на протяжении 3 или 4 миллионов лет. То есть значительно дольше, чем вся известная нам на сегодня история эволюции человечества.

Антропосоциогенез носит комплексный характер, так как не могло существовать четкой очередности при возникновении труда, общества, языка, сознания и мышления. Именно совокупность этих процессов и помогла становлению человека. Больше всего последователей у теории труда, которая указывает на то, что определяющим фактором в развитии человека был труд, а благодаря ему уже начали развиваться и другие базовые социальные и физиологические навыки. Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека. Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям, - только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства. Философские проблемы антропосоциогенеза заключаются в том, что и труд не мог возникнуть без определенного социального взаимодействия между древними людьми. И они должны были уже иметь какие-то полезные навыки, отсутствующие у животных, чтобы намеренно создать орудия труда и воспользоваться ими. Есть свидетельства того, что производство простейших орудий началось на 1-1,5 млн лет раньше, чем появились речь и мышление. Долгое время оно развивалось в "животной форме", то есть внутри стада гоминидов, еще нимало не похожего на человеческое сообщество. Однако остается спорным, правомерно ли приписывать подобному производству непосредственную социотворческую функцию. Скорее всего, оно создавало лишь объективно-настоятельный запрос (или объективную потребность) на социум, который не мог быть удовлетворен без помощи языка, простейших культурно-нравственных норм и развивающегося категориального мышления.

Проблема антропосоциогенеза, факторы и принципы развития антропосоциогенеза указывают на то, что одним из важнейших факторов нужно считать появление членораздельной речи и, как следствие, языка, пригодного для общения. Установлено, что в процессе разговора люди достигают максимального единения и взаимопонимания. Вся предметная среда вокруг человека обозначается посредством языкового описания, обретает так называемый знаковый смысл. Только при помощи языка возможно синхронизировать и конкретизировать окружающий мир. Из этого можно сделать вывод, что деятельность с изготовлением и использованием каких-либо орудий труда могла возникнуть никак не раньше появления разговорной речи.

Исходя из этого, можно кратко проблему антропосоциогенеза разделить на три посыла: -трудовая деятельность (возникновение орудий труда),

- язык (возникновение и развитие речи),

-социальная жизнь (объединение людейи установление основных межличностных отношения и запретов).

Эти главные посылы антропосоциогенеза выделил Деметрий Фалерский, древнегреческий философ.

1.4.Стадии антропогенеза.

Вопрос о происхождении человека является мировоззренческой, а потому одной из самых спорных проблем, с древности волнующей умы и воображение людей. Научное решение этой проблемы предлагает антропология, в частности, такой ее раздел как антропогенез. Антропогенез (ip. antropos - человек, genesis - возникновение) -процесс происхождения и развития человеческого рода. .

Антропология – это наука о происхождении и развитии человека.

Как и большинство современных наук, она возникла и сформировалась в период XVII-XIX веков. Эволюция человека качественно отличается от эволюции других видов. Сложность эволюции человека связана с двуликостью этого существа. В человеке выделяют две стороны: биологическую и социальную. Можно говорить и о духовной составляющей человека, которая включает интеллект, систему ценностных ориентаций и установок. Биологическая сторона представлена определенной физиологической структурой человека и генотипом. Социальная сторона отражается в науке, религии, искусстве, технике и т.д., т.е. культурой в широком понимании этого термина. Наследственная конституция человека сложилась в результате постепенного и продолжительного процесса эволюции. У непосредственных предшественников человека в процессе эволюции на базе генетической программы непрерывно возникали противоречия между их морфофизиологической организацией и формирующимися элементарными способами трудовой деятельности на инстинктивной основе. Решение этого противоречия связано с естественным отбором, который привел к развитию конечностей, головного мозга и определил формирование сознания (интеллекта).

Это один шаг в направлении специализации генов. В результате чего одни гены отвечают за формирование структуры организма, а другие осуществляют регуляцию развития. Очевидно, что развитие человеческого вида не было равномерным, оно сопровождалось скачкообразными качественными изменениями. Развитие сознания вызвало новые формы приспособления и некоторым образом ограничило естественный отбор.

В основе выделения стадий антропогенеза лежит целый комплекс критериев (признаков).

К важнейшим из них относятся:

1. признаки телесной конституции человека, включая развитость свойств тела и его отдельных органов (прямохождение, функции рук, головы, глаз, гортани и т.д.)

2. уровень организации функционирования мозга;

3. орудийная оснащенность человека (виды орудий труда, технологии их изготовления и использования),

4. степень развития языковой (речевой) способности и способы общения;

5. социокультурные факторы (виды хозяйственной деятельности, общинно-коллективные формы отношений, семья, практические знания, опыт, искусство, религия и т.п.);

6. развитие психических и интеллектуальных способностей.

Отсюда вытекают этапы антропогенеза. В настоящее время они представлены следующим образом. Около 30 миллионов лет назад надсемейство гоминоидов разделилось на семейство понгид и гоминид. Примерно 25 млн лет назад сформировался дриопитек; 14 млн лет назад – рамапитек.

Различия понгид и гоминид на генетическом уровне проявилось около 7 млн. лет назад и выражается в том, что у человека 23 пары хромосом, а у обезьян 24 пары. Это связано с явлением хромосомной транслокации. Стадии филогенеза человека по современным научным данным составляют следующий ряд:

1) предшественник человека (австралопитеки);

2) архантропы (древние люди);

3) палеантропы (непосредственные предки homo sapiens);

4) неоантропы (ниандертальцы и кроманьонцы, ныне живущие люди).

1.5. Этапы антропосоциогенеза

Рассмотрим обобщенные све­дения об основных этапах антропогенеза:



Время (лет назад)

Биологический или антрополо­гический тип

Основные черты эволюции

22-6 млн.

Биологические предки людей -человекообраз­ные обезьяны

• по облику, среде обитания, образу жизни близ­ки к современным шимпанзе; • совершили переход от древесно-наземного к исключительно наземному образу жизни; • перейдя на землю, не могли уже существовать без использования различных природных объ­ектов в качестве орудий (для охоты и защиты от хищников).

Более 5 млн.

Предлюди -австралопитеки

• прямохождение; • высвобождение передних лап от функций пе­редвижения и превращение их в руки; • увеличение объема головного мозга; • систематическое использование камней, палок и костей для охоты и защиты от хищников.

2,5-2 млн.

Антропологи­ческие предки -«человек уме­лый» (homo habilis)

• морфологически мало отличались от австра­лопитека; • всеядны; • обладали способностью к труду: изготовляли примитивные каменные орудия с помощью техники, не требующей мышления (разбивание); • отсутствие мышление, языка, воли.

Около 1 млн.

Древнейшие люди - «человек выпрямлен­ный» (homo erectus)

• сознательно изготовляли ручные рубила, об­ рабатывая камни с одной стороны; • пользовались самовозгорающимся огнем • и поддерживали его в течение длительного • времени; • формировались мышление, язык, воля.


150-35тыс

Древние люди

• похожи на современного человека, но имел более тонкую кору головного мозга;

 

неандертальцы

• изготовляли разнообразные орудия труда; • сам добывали огонь; • появились начатки верований.

35-30

«Человек разумный» (homo sapiens)

• завершилось биологическое формирование современного человека; • возникли расы и сложились первичные этни­ческие различия.

2.Социогенез

2.1. Ранний человеческий коллектив.

Второй составляющей антропосоциогенеза является социогенез.

Социогенез— процесс исторического и эволюционного возникновения и формирования человеческого общества.

Ранний человеческий коллектив представлял собой группу людей, основанную на совместном добывании пищи и взаимной защите от внешних опасностей. Человек того времени был мало обеспечен сред­ствами существования, их добыча носила случайный характер. Поэто­му не могло быть сколько-нибудь прочной и постоянной человеческой группы. В разных местностях, в зависимости от возможностей пропи­тания, сезона и прочих обстоятельств возникали более или менее круп­ные группы, которые могли распадаться и вновь скапливаться, изменя­ясь в своем составе.

Первобытное стадо возглавлялось вожаком, скорее женщиной, чем мужчиной. Начальное состояние брака - промискуитет(лат. ргоmiscuus - всем доступный) - беспорядочные половые отношения. Со временем стихийно возникло первое ограничение - исключение из по­лового общения потомков и их прямых наследников (родителей - детей и внуков).

Первобытная эпоха явилась исторически первым, ранним типом производственных отношений. Основу первобытнообщинного строя составила общественная собственность на средства производства. Низкий уровень развития производительных сил обусловил необходи­мость общего, коллективного труда, который привел к общей, коллек­тивной собственности, как на средства, так и на продукты производства. Частной собственности не существовало, как не существовало ни об­щественного неравенства, ни классов.

Развитие производительных сил потребовало существования прочного и постоянного, тесно связанного производственного коллек­тива, который одновременно обеспечивал бы непрерывность хозяйства, преемственность опыта и навыков.

2.2.Родовой строй.

Форму новой организации общества дало естественное родство. Возник род, или родовая община.

Род - это группа кровных родственников, ведущих свое проис­хождение по одной линии, осознающих себя потомками одного предка (реального или мифического) и носящих общее родовое имя.

Родовой строй прошел в своем развитии два этапа: матриархат (лат. mater - мать, греч. arche - начало) и патриархат (лат. pater - отец, греч. arche - начало). Матриархат и патриархат представляли со­бой две последовательные универсально-исторические формы орга­низации родового общества, два периода первобытной истории. Род возник как материнский род. Брак вступил в новый этап своего развития. Появилось новое ограничение: муж и жена всегда должны были принадлежать к разным половинам рода. Таким образом, из брачных отношений исключались братья и сестры (дуальная экзога­мия). Однако брак продолжал быть групповым. Отец ребенка оста­вался неизвестным. Отцовство в общественном смысле не осознавалось и никакой роли не играло. Родство велось по женской, а не по мужской линии.

Различают ранний матриархат, когда женщина играла равнознач­ную с мужчиной роль в общественном производстве, что обусловлива­ло ее общественное равноправие, и развитый матриархат, когда жен­щина занимала доминирующее общественное положение. Развитый матриархат знаменовался переходом к новой форме брака: от группо­вого к парному.

В основе перехода от матриархата к патриархату лежал рост про­изводительных сил, определивший развитие хозяйства: переход от мо­тыжного земледелия к плужному и от разведения домашних животных к скотоводству. Произошла перестановка места мужчины и женщины в общественном производстве и в хозяйстве семьи. Женщина, игравшая прежде главную роль в мотыжном земледелии, оказалась преимущест­венно занятой в домашнем хозяйстве. Мужчина, занятый прежде охо­той, сделал областями своей деятельности земледелие и скотоводство. Переход к плужному земледелию и скотоводству важнейшее основа­ние перехода от матриархата к патриархату.

2.3. Семья.

На смену непрочному парному браку приходит моногамный брак, прочно соединяющий мужчину и женщину вместе с их потомством.

Общий подъем производительных сил, наступление века металлов, развитие всех отраслей производительной деятельности и развитие на этой почве торгового обмена и ремесла, - все это с необходимостью влекло за собой глубокие изменения в недрах самого общества, приве­ло к распаду первобытнообщинных форм и отношений. Еще со времени парного брака и затем с возникновением монога­мии в составе большой семейной общины созревает и постепенно диф­ференцируется новая общественная ячейка - индивидуальная, или малая, семья, состоящая только из родителей и их детей. Эти малые семьи начинают создавать свое отдельное хозяйство и имущество, ста­новятся отдельной, если не производящей, то потребляющей хозяйст­венной единицей.

Решающее выражение приобретает этот процесс распада семейной общины в образовании новой великой экономической силы - частной собственности. Первой формой частной собственности стала собст­венность на землю, появление которой сразу же породило и частную собственность на все основные орудия производства, сырье, материалы и прочее.

Борьба между большой и малой семьей за землю (между главами больших и малых семей), длящаяся поколениями, разрушает семейный коллективизм и демократизм. Глубокие противоречия, создавшиеся в общине, разрешаются в конце концов ее распадом, выделом отдельных малых семей или полным разделом большой семьи, вместе с разделом всего имущества. Малая семья взрывает большую, становится на ее ме­сто основной хозяйственной и общественной ячейкой.

2.4.Появление классов.

Появляется рабство. Его начальным источником стал захват плен­ных в ходе междуплеменных столкновений. С развитием хозяйствен­ных отношений внутри общины возникает имущественный и денежный заем. Неоплата займа ведет к личной зависимости и кабале. Так появ­ляется новый источник рабства, к которому присоединяется и купля-продажа. Труд рабов использовался не только для удовлетворения не­посредственных потребностей собственников, но и для производства товаров.

Возникает имущественная дифференциация семей внутри рода. На смену первобытному равенству родовой общины приходит имущест­венное неравенство. Вслед за разделением общества на классы сво­бодных и рабов зарождается новое социальное разделение на богатых и бедных.

Аналогичная дифференциация имеет место и внутри племени, ме­жду родами. Возникающие противоречия ведут к международным столкновениям (поводы: споры из-за земли, убийства, похищения женщин, вообще любые посягательства на права и неприкосновенность рода). Наиболее зажиточные, «старшие» семьи образуют племенную ари­стократию. Она стоит во главе племени, вершит все его дела, определя­ет состав племенного совета. Соответствующим образом выдвигается и поддерживается глава племени, позднее становящийся наследствен­ным.

Связь, на которой было построено и искони основывалось единство, как рода, так и племени, связь по родству падает, теряет свою силу. Чувства и отношения родства отступают перед противоположностью экономических и общественных интересов. В результате родовая об­щина распадается.

2.5.Личность.

Общность интересов нередко приводила к образованию союзов племен, которые стояли на пороге образования государства. Эти пле­менные отношения таили в себе весьма важные последствия - процесс смешения, ассимиляции и стирания племен как таковых и образования новой общественной формы - народности. При этом происходило формирования личности.

Личность (от лат. рersona – маска, роль) –это человек, не похожий на других, по-особому действующий, мыслящий, любящий, это целостная, автономная, устойчивая система уникальных и неповторимых индивидуальных качеств.

Основными характеристиками личности являются:

• наличие разума, сознания и самосознания,

• самостоятельность,

• чувство и сознание собственного достоинства,

• внутренняя свобода,

• уникальность, неповторимость, своеобразие.





















Заключение

 

Антропосоциогенез - это длительный, взаимообусловленный процесс одновременного становления человека как биологического и социального существа и становление общества как социальности, все это образуется сознательно, действующими людьми. Проблема происхождения человека и сегодня находится в стадии научного изучения . И над решением вопросов и проблем этого понятия трудятся в основном философы. Это свидетельствует о сложности и нерешенности данной проблемы. Что касается становления современного человека, то большинство исследователей считают его биологическую эволюцию законченной, тогда как социальную характеризуют как бесконечный процесс. Понять возникновение и эволюцию человечества невозможно, учитывая только внутреннюю, социокультурную преемственность, без учета тесной связи человека и природы.  Развитие человеческого вида не было равномерным, оно сопровождалось качественными скачкообразными изменениями. Развитие сознания вызвало новые формы приспособления и некоторым образом ограничило естественный отбор.

На социальное становление человека повлияло, прежде всего, появление: речи, орудийно-производственной деятельность, коллективной формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, мышления, семьи, общественной и политической деятельности. Известно, что Hommo sapiens как человек и личность не может существовать вне других людей и человеческих сообществ. 

Антропосоциогенез есть становления живой, постоянно пульсирующей системы, конденсирующей в себе способы деятельности с ними, способы отношения людей к миру, друг к другу и самим себе.

















Список используемой литературы


1.Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с

2.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.; Сост. П. С. Гуревич. — М.: Политиздат, 1991.

3.Философские проблемы теории антропосоциогенеза. М., 1981

4.Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1989.

5.Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. 
6.Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=6903


19