СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные этапы деятельности при введении стратового обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторы:

Л. Ю. Колотаева, зам. директора по УВР

С. В. Плотникова, учитель математики

Термин «страта» был введен русским социологом и философом Питиримом Сорокиным и обозначает группу людей, объединенных по способу усвоения и переработки информации.

Суть «стратового» обучения состоит в следующем:

  • при сохранении основных структурных единиц (классов) происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько  «страт» по определенному предмету
  • при этом  предмет стратификации преподается во всех стратах по учебнику одного автора, но с различной глубиной  освоения материала.
  • переход из страты в страту возможен в конце каждого полугодия по результатам итоговой работы за полугодие.

 

Причины использования стратового обучения в школе

  • повышение качества образования по математике
  • решение задачи вариативности и индивидуализации обучения
  • обучение в соответствие с индивидуально - психологическими особенностями учащихся
  • удовлетворение запроса родительской общественности о качественом образовании
  • работа по ФГОС   Цель введения стратового обучения
  • обеспечение качества образования через систему дифференцированного обучения;
  • обеспечение возможности индивидуализации образовательных маршрутов учащихся.   Алгоритм введения стратовой дифференциации  
  • Шаг 1: Проведение родительского собрания (ознакомление родителей с особенностями организации дифференциации)
  • Шаг 2: Проведение контрольной работы; психологического тестирования (определение уровня знаний учащихся)
  • Шаг 3: Старт (распределение учащихся по стратам; расстановка кадров; корректировка учебных программ)
  • Шаг 4: Рефлексия (оперативные совещания педагогов; анализ результатов работы по полугодиям; анализ диагностических годовых работ)

Соотношение учащихся различных страт

  • по  30% учащихся – в первой и во второй страте;
  • 25% - в третьей;
  • 15% - в четвертой.   Перемещение учащихся из страты в страту

Такое соотношение подчиняется следующему принципу: чем меньше проблем у детей в обучении и чем выше их учебная мотивация тем более эффективны различные методы преподавания и тем больше м.б. количество учеников страты без ущерба для усвоения ими материала.

  • успешности освоения программы по предмету и желание ребенка изучать этот предмет на более (или менее) глубоком уровне;
  • необходимости устранить пробелы в знаниях, обусловленные длительными пропусками по болезни;
  • явных признаков переутомления ребенка при изучении в рамках данной страты независимо от успеваемости;
  • объективно неблагоприятные взаимоотношения ученика с учителем или одногруппниками.   Особенности построения урока при стратовой системе (на примере темы «Формулы сокращенного умножения», четыре страты в параллели)  
  • учащиеся 4-ой страты, где учатся дети имеющие проблемы в обучении, основное время уделят непосредственному выучиванию основных формул и их применениях в простейших ситуациях;
  • учащиеся 3-ей страты потратят на выучивание основных формул меньше времени, а оставшееся время уделят решению более сложных примеров на их применение;
  • учащиеся 2-ой страты, помимо этого, изучат формулы разности и суммы кубов и их применение;
  • учащиеся 1-ой страты смогут уделить время применению всех этих формул в незнакомых ситуациях. На первом этапе работы необходимо создать теплую атмосферу в коллективе. Учитель не должен скупиться на похвалу даже за самый незначительный успех. Недопустимо, чтобы в результате действий или слов учителя, у ученика понижалась вера в себя, в собственные силы. На уроке необходимо стараться сохранять спокойствие в любой ситуации, создавать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. В своей работе придерживаться правила: «Хвалим ученика при всех, ругаем только наедине». Оценивать же успехи ребенка необходимо не в разрезе всего коллектива, а только в сравнении с ним самим: успехи его (ученика) вчерашнего с ним сегодняшним. Словами «у тебя все получится», «здесь нет ничего сложного» и т.п. необходимо показывать веру в возможности ученика. Когда ученик видит, что у него что-то стало получаться, что его хвалят, поддерживают, то с его стороны появляется интерес. А интерес - это показатель успешности в любом деле. Чем больше у учеников проблем в обучении, чем ниже уровень их учебной мотивации, тем менее эффективны фронтальные методы работы с классом. Поэтому больше времени необходимо уделять индивидуальной работе, искать оптимальное соотношение объема информации и количества упражнений для освоения и отработки знаний. Стараться объяснять новый материал простым языком с большим количеством образом, примеров из жизни. При изложении нового материала делать упор на наглядность, практичность, ход рассуждения строить от частного к общему. Уровень обученности учащихся в низших стратах очень низкий, поэтому на каждом уроке включаются вопросы повторения, использутся системы упражнений, направленных на подготовку восприятия нового материала. На каждом этапе урока – рефлексия. Методы работы с низкой мотивацией: - диалоги (вовлечение учащихся в беседу, обсуждения, постановка проблемных ситуаций), - наглядная демонстрация материала (презентации), - создание ситуации успеха на уроке, - игровые технологии. Урок-игра вызывает заинтересованность и в следствие активность учащихся.  Такие уроки очень продуктивны, так как у детей развивается познавательный интерес, повышается интерес к предмету. Слабые учащиеся чувствуют на уроке-игре себя более увереннее, тем самым повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности. Т. е. потенциал игры, в данном случае, направлен на более успешное освоение учащимися образовательной программы. К каждой новой теме желательно разрабатывать памятки, образцы оформления задач, опорные конспекты или презентации. Оценивание результатов учащихся происходит с учетом критериев, оговоренных заранее. Важно прокомментировать оценку каждого ребенка с верой в его возможности. Также необходимо делать акцент не на количестве ошибок, допущенных ребенком, а наоборот, на количестве «правильностей». На контрольных работах должны быть задания разного уровня. Также на контрольных работах возможно для низшего страта пользование памятками или опорными материалами.   Плюсы стратового обучения
  • улучшилось общение между детьми из разных классов и разных страт
  • учет особенностей учащихся в страте при  планировании учебного процесса в школе и дома
  • комфортность обучения для разных учащихся
  • возможность выбор своего страта (по уровню восприятия материала)
  • появление возможности попробовать свои силы! (в более высоком страте)   Трудности и проблемы
  • перевод из страты в страту иногда приносит отрицательные эмоции детям
  • необходимость привыкнуть к требованиям другого учителя
  • разъединённость друзей
  • трудности в умении подстраивать учебный процесс под детей, их возможности
  • трудности с оцениванием образовательных результатов  

 

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы деятельности при введении стратового обучения»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ СТРАТОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы:

Л. Ю. Колотаева, зам. директора по УВР

С. В. Плотникова, учитель математики

Термин «страта» был введен русским социологом и философом Питиримом Сорокиным и обозначает группу людей, объединенных по способу усвоения и переработки информации.

Суть «стратового» обучения состоит в следующем:

  • при сохранении основных структурных единиц (классов) происходит распределение учащихся в рамках одной параллели на несколько «страт» по определенному предмету

  • при этом предмет стратификации преподается во всех стратах по учебнику одного автора, но с различной глубиной освоения материала.

  • переход из страты в страту возможен в конце каждого полугодия по результатам итоговой работы за полугодие.



Причины использования стратового обучения в школе

  • повышение качества образования по математике

  • решение задачи вариативности и индивидуализации обучения

  • обучение в соответствие с индивидуально - психологическими особенностями учащихся

  • удовлетворение запроса родительской общественности о качественом образовании

  • работа по ФГОС


Цель введения стратового обучения

  • обеспечение качества образования через систему дифференцированного обучения;

  • обеспечение возможности индивидуализации образовательных маршрутов учащихся.


Алгоритм введения стратовой дифференциации


  • Шаг 1: Проведение родительского собрания (ознакомление родителей с особенностями организации дифференциации)

  • Шаг 2: Проведение контрольной работы; психологического тестирования (определение уровня знаний учащихся)

  • Шаг 3: Старт (распределение учащихся по стратам; расстановка кадров; корректировка учебных программ)

  • Шаг 4: Рефлексия (оперативные совещания педагогов; анализ результатов работы по полугодиям; анализ диагностических годовых работ)

Соотношение учащихся различных страт

  • по 30% учащихся – в первой и во второй страте;

  • 25% - в третьей;

  • 15% - в четвертой.


Перемещение учащихся из страты в страту

Такое соотношение подчиняется следующему принципу: чем меньше проблем у детей в обучении и чем выше их учебная мотивация тем более эффективны различные методы преподавания и тем больше м.б. количество учеников страты без ущерба для усвоения ими материала.

  • успешности освоения программы по предмету и желание ребенка изучать этот предмет на более (или менее) глубоком уровне;

  • необходимости устранить пробелы в знаниях, обусловленные длительными пропусками по болезни;

  • явных признаков переутомления ребенка при изучении в рамках данной страты независимо от успеваемости;

  • объективно неблагоприятные взаимоотношения ученика с учителем или одногруппниками.

Особенности построения урока при стратовой системе

(на примере темы «Формулы сокращенного умножения»,

четыре страты в параллели)


  • учащиеся 4-ой страты, где учатся дети имеющие проблемы в обучении, основное время уделят непосредственному выучиванию основных формул и их применениях в простейших ситуациях;

  • учащиеся 3-ей страты потратят на выучивание основных формул меньше времени, а оставшееся время уделят решению более сложных примеров на их применение;

  • учащиеся 2-ой страты, помимо этого, изучат формулы разности и суммы кубов и их применение;

  • учащиеся 1-ой страты смогут уделить время применению всех этих формул в незнакомых ситуациях.

На первом этапе работы необходимо создать теплую атмосферу в коллективе. Учитель не должен скупиться на похвалу даже за самый незначительный успех. Недопустимо, чтобы в результате действий или слов учителя, у ученика понижалась вера в себя, в собственные силы.

На уроке необходимо стараться сохранять спокойствие в любой ситуации, создавать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. В своей работе придерживаться правила: «Хвалим ученика при всех, ругаем только наедине».

Оценивать же успехи ребенка необходимо не в разрезе всего коллектива, а только в сравнении с ним самим: успехи его (ученика) вчерашнего с ним сегодняшним. Словами «у тебя все получится», «здесь нет ничего сложного» и т.п. необходимо показывать веру в возможности ученика.

Когда ученик видит, что у него что-то стало получаться, что его хвалят, поддерживают, то с его стороны появляется интерес. А интерес - это показатель успешности в любом деле.

Чем больше у учеников проблем в обучении, чем ниже уровень их учебной мотивации, тем менее эффективны фронтальные методы работы с классом. Поэтому больше времени необходимо уделять индивидуальной работе, искать оптимальное соотношение объема информации и количества упражнений для освоения и отработки знаний. Стараться объяснять новый материал простым языком с большим количеством образом, примеров из жизни.

При изложении нового материала делать упор на наглядность, практичность, ход рассуждения строить от частного к общему.

Уровень обученности учащихся в низших стратах очень низкий, поэтому на каждом уроке включаются вопросы повторения, использутся системы упражнений, направленных на подготовку восприятия нового материала.

На каждом этапе урока – рефлексия.

Методы работы с низкой мотивацией:

- диалоги (вовлечение учащихся в беседу, обсуждения, постановка проблемных ситуаций),

- наглядная демонстрация материала (презентации),

- создание ситуации успеха на уроке,

- игровые технологии.

Урок-игра вызывает заинтересованность и в следствие активность учащихся. Такие уроки очень продуктивны, так как у детей развивается познавательный интерес, повышается интерес к предмету. Слабые учащиеся чувствуют на уроке-игре себя более увереннее, тем самым повышается мотивация к учебно-познавательной деятельности.

Т. е. потенциал игры, в данном случае, направлен на более успешное освоение учащимися образовательной программы.

К каждой новой теме желательно разрабатывать памятки, образцы оформления задач, опорные конспекты или презентации.

Оценивание результатов учащихся происходит с учетом критериев, оговоренных заранее. Важно прокомментировать оценку каждого ребенка с верой в его возможности.

Также необходимо делать акцент не на количестве ошибок, допущенных ребенком, а наоборот, на количестве «правильностей».

На контрольных работах должны быть задания разного уровня. Также на контрольных работах возможно для низшего страта пользование памятками или опорными материалами.





Плюсы стратового обучения

  • улучшилось общение между детьми из разных классов и разных страт

  • учет особенностей учащихся в страте при планировании учебного процесса в школе и дома

  • комфортность обучения для разных учащихся

  • возможность выбор своего страта (по уровню восприятия материала)

  • появление возможности попробовать свои силы! (в более высоком страте)


Трудности и проблемы

  • перевод из страты в страту иногда приносит отрицательные эмоции детям

  • необходимость привыкнуть к требованиям другого учителя

  • разъединённость друзей

  • трудности в умении подстраивать учебный процесс под детей, их возможности

  • трудности с оцениванием образовательных результатов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!