СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию волевых качеств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию волевых качеств»»

«Основные формы и методы воспитания, способствующие формированию волевых качеств».

Суворовец, как будущий военнослужащий, обязан быть дисциплинированным, организованным, ответственным. Для выработки этих качеств необходимо развивать соответствующие волевые усилия, иначе суворовец не сможет успешно решать сложные, связанные с преодолением множества различных препятствий задачи и достичь высоких результатов в учебе.

Волевое качество – это сложное структурное образование, проявляющееся на интеллектуальном (мыслительном), психологическом и физиологическом уровнях развития личности и характеризующее ее устойчивую способность управлять собой, сознательно контролировать свое поведение и деятельность, мобилизовывать свои силы и активно направлять их на достижение поставленных целей, преодоление трудностей, решение сложных профессиональных задач и т.д.

Основными волевыми качествами, имеющими особое значение для суворовцев, как будущих военнослужащих, являются:

  1. целеустремленность,

  2. решительность,

  3. дисциплинированность,

  4. смелость,

  5. стойкость,

  6. исполнительность,

  7. энергичность,

  8. настойчивость.

Указанные качества можно развивать в следующих формах жизнедеятельности суворовцев:

  1. учебная деятельность;

  2. режим дня суворовцев;

  3. физическая подготовка (утренняя зарядка, занятия физкультурой, спортивные секции);

  4. Строевая подготовка;

  5. несение нарядов в роте.

В психологии понятие «воля» определяется как потребность в преодолении препятствий, сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков. Понятие «готовность» определяется как наличие способностей, как существенная предпосылка целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности. Нравственно-волевая готовность суворовца характеризуется стремлением к достижению поставленной задачи, опираясь на законы, нормы морали, при этом проявляя сдержанность, выдержку, эмоциональную устойчивость, гуманность в общении с людьми. Эта готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных между собой структурных компонентов (мотивационно-ценностный, когнитивный, поведенческий и личностный) и является важным направлением в системе профессиональной подготовки суворовцев-первокурсников.

Работа по формированию нравственно-волевой готовности суворовцев должна осуществляться по следующим основным направлениям:

  1. знания о нравственно-волевых качествах, необходимых в последующей профессиональной деятельности;

  2. создание условий для эффективного формирования нравственно-волевой готовности в урочное и внеурочное время.

  3. формирование умения и навыков применения нравственно-волевых качеств и соответствующих знаний в профессиональной деятельности;

  4. постоянное приучение к выполнению требований воспитателей, педагогов;

  5. индивидуальная работа с суворовцами;

  6. самовоспитание суворовцев (с помощью воспитателя);

  7. поощрения и взыскания.

Один из основных факторов в воспитании воли - это режим, определенный порядок жизни суворовца. Точное выполнение режима приучает суворовца к порядку, организованности, дисциплине. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов хорошее средство воспитания воли. В училище соблюдение распорядка дня является основополагающим.

Планирование и подведение итогов дня помогают суворовцу осознать свою жизнь во времени. Воля ребенка, в частности суворовца, развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Прежде чем суворовец сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их воспитатель. Давая воспитаннику указание, нужно объяснять ему, в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях.

Воля суворовца развивается в различных видах его деятельности, когда он готовит уроки, работает над проектом, участвует в соревнованиях и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Для того чтобы воспитать в ребенке трудолюбие, настойчивость и аккуратность необходимо, чтобы смысл действий суворовца оказался бы для него совершенно ясным, а результат - желанным и привлекательным. Чтобы обучающийся отчетливо представлял, для чего (или для кого) он что-то делает. Например, сейчас в новых условия проживания в казарме по два человека, они убирают свое спальное помещение каждый день, а не по графику раз в неделю, и знают, что только они ответственны за порядок в комнат и что этот порядок нужен прежде всего им для комфортного проживания.

Волевые качества на раннем этапе можно воспитывать через коллективную ролевую игру. Потом правила игры можно усложнять, но желательно, чтобы все они предусматривали определенное ограничение спонтанной активности, сдерживание непроизвольных, импульсивных реакций.

Выделяют основные направления в развитии воли ребенка, на которые следует обратить особое внимание. Это развитие целенаправленности действий, определение соотношения между целью действий и их мотивом и возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий. Следует похвалить суворовца за проявленное волевое усилие, помощи при затруднении, при неудаче выразить уверенность в конечном успехе, помочь добиться его. Ведь в формировании целенаправленности он очень важен. Развитию воли способствуют разные виды деятельности обучающегося. Подчинение вырабатывает у детей выдержку, терпение, настойчивость, самоограничение и другие волевые качества.

Основными путями повышения эффективности формирования волевых качеств у суворовцев являются:

  • организация и содержания процесса формирования волевых качеств у суворовцев в ходе занятий по физической подготовке, основные условия которой:

  • индивидуальный и дифференцированный подход к постановке учебно-воспитательных целей каждого проводимого занятия;

  • активизация учебной деятельности суворовцев на занятиях;

  • развитие мотивации к самосовершенствованию в области учебно-воспитательной деятельности;

  • постоянное стремление к самосовершенствованию, чувство ответственности за обучение и воспитание суворовцев;

  • критическое отношение к результатам своей деятельности, стремление к постоянному поиску новых способов формирования волевых качеств;

  • формирование у суворовцев устойчивой мотивации к самовоспитанию волевых качеств путем:

  • развитие сознательного и устойчивого интереса к работе над собой;

  • пробуждения сознательной мотивационной установки, определенного психологического настроя у суворовцев на занятия самовоспитанием, выработку волевых качеств;

  • индивидуализация и стимулирование процесса самовоспитания.

Таким образом, основными условиями повышения эффективности формирования волевых качеств у суворовцев являются:

– во-первых, индивидуальный и дифференцированный подход, постановка учебно-воспитательных целей; активизация учебной деятельности суворовцев на занятиях; повышение воспитательного воздействия всех видов учебных занятий; устойчивое взаимодействие педагога и суворовца; опора на эмоционально-чувственную сферу личности и коллектива суворовцев;

– во-вторых, развитие мотивации у суворовцев к самосовершенствованию в области учебно-воспитательной деятельности вообще и формирования волевых качеств у обучаемых в частности; повышение чувства ответственности суворовца за результаты своей деятельности; постоянный поиск новых способов формирования волевых качеств;

– в-третьих, развитие и упрочение сознательного и эмоционально-устойчивого интереса к работе над собой; вовлечение суворовцев в разработку программ, направленных на совершенствование личностных качеств суворовца; формирование сознательной мотивационной установки, определенного психологического настроя у суворовцев на самовоспитание волевых качеств; повышение эффективности руководства самовоспитанием волевых качеств суворовцев; формирование адекватной самооценки у суворовцев.

Если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям воспитателя и родителей, требованиям воспитательной программы, никакое систематическое обучение и воспитание невозможно. Существенное влияние на развитие воли оказывает формирование волевых качеств у воспитанников.