СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные методики обучения гимнастическим упражнениям

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные методики обучения гимнастическим упражнениям

Просмотр содержимого документа
«Основные методики обучения гимнастическим упражнениям»

Основные методики обучения гимнастическим упражнениям Подготовила: Рейбанд Анастасия  Группа: ГД20-1  Преподаватель: Н.Г Логунова

Основные методики обучения гимнастическим упражнениям

Подготовила: Рейбанд Анастасия Группа: ГД20-1 Преподаватель: Н.Г Логунова

Содержание Введение…………………………………………………………………………3   1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ……………………………………………………………………..4  2. ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ……………………………………...7  3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ОБУЧЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ……………..8  4. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ………………………………………………………………….10  5. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ…………………………………………………13  6. Методика исправления ошибок………………………………………………………………………..14   Источники информации………………………………………………………15

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ……………………………………………………………………..4 2. ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ……………………………………...7 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ОБУЧЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ……………..8 4. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ………………………………………………………………….10 5. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ…………………………………………………13 6. Методика исправления ошибок………………………………………………………………………..14 Источники информации………………………………………………………15

Введение

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В ГИМНАСТИКЕ Предметом обучения в гимнастике являются гимнастические упражнения. На изучение гимнастических упражнений затрачи­вается наибольшая часть учебно-тренировочного времени. Обучение гимнастическим упражнениям — это педагогический процесс, требующий планомерной и методически правильной орга­низации действий преподавателя и ученика. Этот процесс направ­лен на решение основных задач обучения: формирование двига­тельных навыков и умений, развитие комплекса физических качеств, воспитание нравственно-волевых качеств учеников. Помимо основных задач обучения гимнастическим упражне­ниям в каждой конкретной ситуации решаются различные частные задачи. Так, например, в одном случае может разучиваться комп­лекс утренней гимнастики, а в другом — осваиваться жизненно необходимые навыки правильной ходьбы, бега или прикладные; умения в лазанье и перелезании. Таких ситуаций множество. Одни оказываются простыми и включают лишь несколько повторе­ний задания, для освоения других движений необходимо проявление определенных способностей в течение продолжительного вре­мени. Но в любом случае главным требованием является освоение рациональных способов двигательных действий путем использо­вания методики, основанной на дидактических принципах обуче­ния, физиологических закономерностях становления двигательного навыка, фундаментальных положениях теории физического воспи­тания. Перед преподавателем всегда стоит определенная задача — провести ученика по наиболее короткому пути обучения, при этом сформированный навык должен быть прочным и совершенным.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Гимнастические упражнения очень разнообразны и многочис­ленны. Выбор соответствующей методики обучения конкретным упражнениям во многом зависит от их особенностей. Охарактери­зуем их в связи с процессом обучения. 1. Гимнастические упражнения представляют собой искусствен­ные формы движений, в большинстве ациклического характера (за исключением ходьбы, бега, отдельных приемов лазанья). Они являются для учащихся новыми движениями, с которыми они не встречаются в повседневной жизни и знакомятся впервые лишь на занятиях. Овладение такими движениями связано с появлением у учеников новых двигательных ощущений и представлений, образо­ванием новых координационных связей. Известно, что любое новое движение строится на основе старых двигательных навыков. Поэтому чем богаче двигательный опыт ученика, тем легче и быстрее будет освоено новое движение. В свя­зи с этим преподаватель должен учитывать двигательный опыт уче­ника, его сильные и слабые стороны (уровень развития физических качеств, координационные способности, наличие волевых качеств). 2. Чтобы легче представить себе арсенал гимнастических уп­ражнений, следует выделить отдельные типичные группы движений. Так, одна из них — это относительно простые для изучения упраж­нения. К ним относятся простейшие позы и действия, основу ко­торых составляют ОРУ, а также простейшие висы и упоры на сна­рядах. Например, упор присев, наклон вперед прогнувшись, вис лежа, упор углом. Для практического выполнения подобных дви­жений обычно достаточно показать или объяснить ученику данное упражнение

В то же время освоение большой группы гимнастических упраж­нений (различные подъемы, вращения, повороты, выполняемые на снарядах) требует проявления координационных способностей. Освоение таких упражнений зависит главным образом от двигатель­ной подготовленности учащихся. Прочно изученные движения та­кого типа могут успешно выполняться даже после длительных пе­рерывов в их повторении. Существует группа и таких движений, в которых первостепен­ным является проявление отдельных физических качеств. Напри­мер, для выполнения шпагата важна значительная подвижность (гибкость) в тазобедренных суставах, а для удержания угла в упоре на брусьях, а тем более на кольцах нужна достаточная сила групп мышц передней поверхности туловища, плечевого пояса и рук. Поэтому для разучивания подобных движений необходим достаточный уровень развития ведущего физического качества. Выполнение большинства гимнастических упражнений связано с проявлением и развитием целого комплекса качеств: физических, двигательных и психических. Процесс обучения таким движениям, как правило, оказывается довольно продолжительным. Для успеш­ного освоения этих упражнений требуется особая организация обучения, подбор соответствующих методов и специальных средств, постоянная помощь и контроль за ходом выполнения двигатель­ных заданий. 3. Для выполнения гимнастических упражнений характерен «гимнастический стиль». Его определяют особая осанка (припод­нятая голова, развернутые плечи, прямое туловище), сохранение прямого положения ног и оттянутых носков для большинства движений. Формирование такого стиля — процесс длительный. Его лучше формировать на фоне изучения простых гимнастических упражнений, а также в процессе занятий основной гимнастикой и хореографией.

4. Выполнение целого ряда гимнастических упражнений свя­зано с определенным риском. В связи с этим ученик может проя­вить боязнь, нерешительность или вообще отказаться от выполне­ния движения. Такая защитная реакция может быть связана с не­достаточной готовностью ученика к освоению движения (техниче­ской, психологической). Кроме того, это может быть результатом прошлых сильных переживаний или травматических повреждений при ударах и падениях. Такие трудности обычны при разучивании сложнокоординационных движений.   Проявление у учеников защитных рефлексов в подобных ситуа­циях может затормозить формирование двигательного навыка, при­вести к ошибкам и неточностям в исполнении движения, закрепить неправильные технические действия. В связи с этим необходимы меры безопасности обучения и специальная психологическая подготовка ученика.

4. Выполнение целого ряда гимнастических упражнений свя­зано с определенным риском. В связи с этим ученик может проя­вить боязнь, нерешительность или вообще отказаться от выполне­ния движения. Такая защитная реакция может быть связана с не­достаточной готовностью ученика к освоению движения (техниче­ской, психологической). Кроме того, это может быть результатом прошлых сильных переживаний или травматических повреждений при ударах и падениях. Такие трудности обычны при разучивании сложнокоординационных движений. Проявление у учеников защитных рефлексов в подобных ситуа­циях может затормозить формирование двигательного навыка, при­вести к ошибкам и неточностям в исполнении движения, закрепить неправильные технические действия. В связи с этим необходимы меры безопасности обучения и специальная психологическая подготовка ученика.

ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Создание предпосылок к успешному обучению гимнастическим упражнениям предусматривает обеспечение определенных условий. Под этим понимается и подготовительная работа преподавателя, и использование различных методических и технических средств непосредственно в процессе обучения. Преподаватель должен достаточно глубоко знать технику того упражнения, которому он будет учить (основные и вспомогательные технические действия, возможные варианты исполнения). Прежде чем приступить к обучению двигательным действиям, преподаватель должен иметь план предстоящей деятельности. Он включает порядок двигательных заданий, круг методов и приемов обучения, формы организации учеников. Создание такой програм­мы обучения может потребовать предварительного анализа струк­туры нового движения, условий его выполнения и состояния от­дельных качеств ученика. В большинстве случаев при изучении известных упражнений преподаватель использует готовые, уже проверенные пути обучения (профессиональный опыт). При этом ему достаточно уточнить типичную модель хода обучения в связи с особенностями подготовленности ученика. Во время непосредственного разучивания упражнения особое значение приобретает эффективность действий преподавателя. Вни­мательно следя за действиями учеников, он должен постоянно оценивать исполнение заданий, своевременно помогать ученику, облегчать выполнение заданий, если возникают затруднения, ис­правлять ошибки, давать точные указания для последующих дей­ствий. Такое управление обучением со стороны преподавателя яв­ляется творческим процессом и во многом определяется уровнем педагогического мастерства. Существенное значение для освоения гимнастических упражне­ний имеет использование методических пособий и вспомогатель­ных средств обучения: наглядных схем, моделей, кинограмм, тре­нажеров, страховочных приспособлений, средств срочной информа­ции.

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ОБУЧЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Обучение движениям, как и любое другое, строится на основе дидактических принципов — исходных теоретических положений, определяющих действия преподавателя и ученика. Специфика обу­чения в гимнастике отражается в конкретной реализации данных принципов. Принцип сознательности и активности. Данный принцип предусматривает сознательное отношение к занятиям, а также воспитание у учеников осмысленного отношения к овладению движением, заинтересованности и творческого подхода к решению двигательных задач. В процессе формирования двига­тельного навыка преподаватель должен: — точно формулировать задачу обучения, полно и доступно объяснять технику нового движения, учитывая возрастные особен­ности учеников; — воспитывать у учеников способность к самооценке своих действий, используя различные приемы (устное объяснение, гра­фическое изображение техники, модельное или устное воспроизве­дение); — стимулировать проявление инициативы учеников путем ана­лиза результатов собственных действий, планирования предстоя­щих заданий, волевого преодоления трудностей и др.; — привлекать учеников к активной практической помощи в организации обучения, помощи товарищу по занятию, наблю­дению за действиями партнера и анализу их результата.

Принцип наглядности. Наглядность в обучении помогает создавать полное представление о технике разучиваемого движения, добиться доступного и лаконичного объяснения заданий. При выборе средств и приемов наглядного обучения следует учиты­вать индивидуальные особенности учащихся (возраст, подготов­ленность, отношение к обучению). — показ упражнения; — демонстрация движений с помощью рисунков, схем, кино­грамм, модельных эталонов техники; — сравнительное и образное описание деталей техники движе­ния при объяснении и исправлении ошибок; — использование дополнительных сигналов и ориентиров (зри­тельных, звуковых, тактильных); — создание акцентированных двигательных ощущений путем фиксации отдельных положений, имитации действий, целостного воспроизведения движения на тренажере и др. Принцип доступности. Любое движение, которое необходимо изучить, должно быть достаточно простым, чтобы быть выполнимым, и в то же время достаточно сложным, чтобы быть ин­тересным и мобилизующим способности ученика. Поэтому от преподавателя требуется точное представление о способностях уче­ника в связи е изучением конкретного упражнения. Принцип доступности раскрывается в общих методических правилах педагогики: от легкого — к трудному, от известного — к неизвестному, от простого —к сложному.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ Процесс обучения гимнастическому упражнению представляет собой определенную систему действий ученика ! и преподавателя. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распре­делены во времени. Поочередное решение конкретных задач обуче­ния обусловливает возможность выделения отдельных этапов. В данном случае рассматривается период непосредственного разучи­вания упражнения, в котором выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальное обучение, углубленное разучивание, за­крепление и совершенствование движения

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Процесс обучения гимнастическому упражнению представляет собой определенную систему действий ученика ! и преподавателя. Эти действия имеют осмысленную связь и последовательно распре­делены во времени. Поочередное решение конкретных задач обуче­ния обусловливает возможность выделения отдельных этапов. В данном случае рассматривается период непосредственного разучи­вания упражнения, в котором выделяются три взаимосвязанных этапа обучения: начальное обучение, углубленное разучивание, за­крепление и совершенствование движения

Первый этап обучения — начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание об­щего представления о новом движении. Предварительное представ­ление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ученик получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях, отдель­ных положениях. Эта информация может носить описательный ха­рактер и дополняться количественными значениями технических действий.   Основные действия преподавателя и ученика на первом этапе включают:   1) формулировку общей задачи предстоящего обучения;   2) обсуждение требований, которые будут предъявляться к ученику, с выделением связей нового движения с аналогичными, ранее сформированными навыками;   3) разработку плана предстоящих действий;   4) объяснение и показ нового движения, конструирование его на моделях;   5) контроль за созданием представления путем описания учени­ком или воспроизведения того или иного фрагмента движения.

Первый этап обучения — начальное обучение новому движению. Обучение на данном этапе направлено на создание об­щего представления о новом движении. Предварительное представ­ление о движении служит основой для предстоящих двигательных действий. Это требует точного и последовательного создания образа нового движения. Ученик получает первичные сведения об упражнении: форме, направлении, решающих действиях, отдель­ных положениях. Эта информация может носить описательный ха­рактер и дополняться количественными значениями технических действий. Основные действия преподавателя и ученика на первом этапе включают: 1) формулировку общей задачи предстоящего обучения; 2) обсуждение требований, которые будут предъявляться к ученику, с выделением связей нового движения с аналогичными, ранее сформированными навыками; 3) разработку плана предстоящих действий; 4) объяснение и показ нового движения, конструирование его на моделях; 5) контроль за созданием представления путем описания учени­ком или воспроизведения того или иного фрагмента движения.

Второй этап обучения — углубленное разучивание дви­жения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность преподавателя здесь складывается из следующего:   1) постоянного наблюдения за ходом выполнения движения;   2) сопровождения выполнения упражнения словесными и ины­ми сигналами, подсказа ученику момента решающих действий;   3) оказания непосредственной помощи для облегчения выполне­ния;   4) обеспечения безопасности обучения;   5) исправления ошибок путем коррекции действий ученика в процессе выполнения движения;   6) планирования последующих заданий.

Второй этап обучения — углубленное разучивание дви­жения. Это решающий этап обучения. Он направлен на овладение основами техники нового движения. Деятельность преподавателя здесь складывается из следующего: 1) постоянного наблюдения за ходом выполнения движения; 2) сопровождения выполнения упражнения словесными и ины­ми сигналами, подсказа ученику момента решающих действий; 3) оказания непосредственной помощи для облегчения выполне­ния; 4) обеспечения безопасности обучения; 5) исправления ошибок путем коррекции действий ученика в процессе выполнения движения; 6) планирования последующих заданий.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Последовательное решение задач на каждом этапе обучения гим­настическим упражнениям связано с использованием конкретных методов и приемов. Под методами обучения движениям сле­дует понимать выбор принципиального способа (пути) решения той или иной задачи в целом, а методическим приемом являет­ся способ действия преподавателя и ученика для решения част­ных задач. На протяжении всего хода обучения отдельные методы и приемы могут быть использованы как для решения только одной задачи обучения, так и для нескольких разных. Метод программирования. Перед непосредственным разучивани­ем нового упражнения у преподавателя должна быть полная про­грамма предстоящих действий. Одной из форм планирования обу­чения является алгоритмизация. Методика составления предписаний алгоритмического типа предусматривает разделение учебного материала на части (учебные задания), которые осваива­ются в строгой последовательности. Алгоритмические предписания должны отвечать следующим требованиям: 1) точно указывать характер каждого действия; 2) относиться к одному конкретному движению или к серии структурно сходных упражнений; 3) все учебные задания должны быть взаимосвязаны и располо­жены последовательно с нарастанием сложности. Каждая серия заданий направлена на решение определенной задачи: развитие физических качеств, освоение исходных или ко­нечных положений, разучивание основных двигательных действий, выполнение подводящих упражнений и др. После выполнения всех серий учебных заданий движение изучается в целом в облегченных условиях.

Методика исправления ошибок Любое исполнение гимнастических упражнений не застрахова­но от ошибок, даже если движение доступно, а методика обучения совершенна. Поэтому преподаватель и ученик должны быть готовы (методически и психологически) к возможности появления ошибок и должны уметь их исправлять.   Трудности, которые испытывает ученик в процессе обучения, могут быть разного характера. Они относительны и определяются путем сопоставления двигательного задания и потенциальных воз­можностей ученика.   Естественные затруднения возможны при полном соответствии сложности упражнения и готовности ученика (его возможностей) к обучению. Они связаны с наиболее типичными ошибками, которые часто встречаются у большинства учеников и, как правило, ожи­даемы. При исправлении таких ошибок появляется представление о «границах» изменчивости движения при условии его выполнения и невыполнения, приобретается оперативный двигательный опыт для дальнейшего формирования двигательного навыка, уточняется понятие о верном и неверном исполнении разучиваемого движения.

Методика исправления ошибок

Любое исполнение гимнастических упражнений не застрахова­но от ошибок, даже если движение доступно, а методика обучения совершенна. Поэтому преподаватель и ученик должны быть готовы (методически и психологически) к возможности появления ошибок и должны уметь их исправлять. Трудности, которые испытывает ученик в процессе обучения, могут быть разного характера. Они относительны и определяются путем сопоставления двигательного задания и потенциальных воз­можностей ученика. Естественные затруднения возможны при полном соответствии сложности упражнения и готовности ученика (его возможностей) к обучению. Они связаны с наиболее типичными ошибками, которые часто встречаются у большинства учеников и, как правило, ожи­даемы. При исправлении таких ошибок появляется представление о «границах» изменчивости движения при условии его выполнения и невыполнения, приобретается оперативный двигательный опыт для дальнейшего формирования двигательного навыка, уточняется понятие о верном и неверном исполнении разучиваемого движения.

Источники информации   Архитектура обучения гимнастики

Источники информации Архитектура обучения гимнастики

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!