МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет дефектологический
Кафедра логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования
ДОКЛАД
НА ТЕМУ: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РЕСУРСНОО ЦЕНТРА »
обучающейся 2 курса
очной формы обучения
направления подготовки / специальности
44.03.03 Специальное (дефектологическое)
образование
направленности (профиля)
Олигофренопедагогика
Бобровская Ольга Ивановна
Руководитель:
Савельева Галина Владимировна
Курск 2021
«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов,
чтобы дети могли обучаться среди сверстников и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».
В. В. Путин
1. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Состояние инклюзивного образования на настоящий момент - это не только инновационный процесс, позволяющий осуществлять обучение и воспитание детей с различными нозологиями на различных ступенях образовательной вертикали, но это и направление, которое оказывает мощное влияние на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками.
Стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Таким образом, определяется актуальнейшая необходимость научно-методического сопровождения и разработка программно-дидактических материалов, методических пособий для реализации этой важной задачи.
Важное обстоятельство формирования нового направления – готовность школы меняться. Для развития инклюзивной практики в ОУ нужны системные изменения, которые не происходят быстро. Но самые сложные из них – это изменения в профессиональном мышлении и сознании людей, начиная с психологии педагога, заканчивая экономическими и финансовыми основаниями функционирования всей системы.
Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации, так называемой «безбарьерной среды», но прежде всего с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, готовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы образования, но также недостаток систематических, комплексных психолого- педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного образования.
Важная характеристика данного этапа развития инклюзивного образования – недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход.
Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области специальной коррекционной педагогики, педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Но самое важное, чему должны научиться педагогики массовой школы – это работать с разными детьми, и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому. Основной вопрос практиков
«Как этого добиться?», пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. Перед учителем, в классе которого появляется ребенок с ОВЗ, независимо от типа и степени выраженности нарушения, поднимается целый ряд вопросов: «Как учитывать возможности и трудности ребенка с ОВЗ при организации и проведении урока?», «Какие задания и в какой форме будут не только доступны ему, но и позволят дать оценку уровню его достижений», «Как организовать взаимодействие ребенка с ОВЗ с одноклассниками?» и многие другие. Иногда нужен педагогический поиск, эксперимент, новаторская смелость, а главное – приобретение опыта работы, на основе обучения специалистами, педагогами- дефектологами, логопедами.
Только профессиональное общение педагогов из разных образовательных систем может повлиять на взаимообогащение и расширение возможностей совместного обучения и воспитания детей-норма и детей с ОВЗ в условиях инклюзии.
Одной из важных происходящих изменений является позиция родителей. Самостоятельность мышления родителей определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, партнёрскую позицию родителей по отношению к школе и их ответственность за образовательный результат. Мы хотим, чтобы родитель был партнёром, но очень часто лишаем его права ответственного выбора. Тогда рекомендации специалистов становятся «приговором», а консультация не открывает возможностей и вариантов поведения. В процессе развития инклюзивного подхода в образовании позиция родителей будет приобретать всё большую самостоятельность и активность. Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка – важная задача школьного сообщества.
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Ресурсный центр принимает на сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, которые как уже обучаются в общеобразовательном учреждении, так и тех, кто только готовятся к инклюзии (включению в массовую школу).
Объект деятельности Ресурсного центра – коррекционно-образовательная, организационная работа с учащимися с ограниченными возможностями обучения, консультационная работа с педагогами и родителями детей с особыми образовательными потребностями.
Предмет деятельности Ресурсного центра – оптимизация условий и средств коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями обучения.
Цель деятельности Ресурсного центра – разработка и внедрение системной работы по инклюзивному образованию, объединяющей усилия структур, работающих с учащимися с особыми образовательными потребностями.
Ресурсный Центр инклюзивного образования оказывает следующие виды
услуг:
1. Формирование и развитие слухоречевого поведения. Слуховое восприятие (неречевой и речевой слух).
Языковая способность (произношение, лексика, грамматика).
Речевая деятельность (коммуникативные навыки).
2. Формирование и развитие двигательных навыков. 3. Развитие зрения. 4. Общее психическое развитие (интеллект). Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, представления, внимание, память, воображение, мышление).
Психические состояния (эмоционально-волевая сфера).
Для обеспечения максимального уровня развития детей используется:
Современные методики специальной педагогики и психологии: фонетическая ритмика; пальчиковая и артикуляционная гимнастика, аудиовизуальный курс;
Занятия в сенсорной комнате;
Лингводидактический комплекс – развивающие занятия с дидактическими пособиями.
5. Работа с семьей ребенка: Осуществление эффективной формы взаимодействия семьи и Центра.
Оказание психолого-педагогической поддержки родителям.
Обучение родителей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ
На сегодняшний день основными направлениями ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования ОУ, осуществляющих инклюзивную практику являются:
Оказание помощи в овладении методики преподавания на основе адаптированных учебных планов, специального оборудования, дидактического материала, видов, форм и методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совершенствование профессионального уровня кадрового состава (педагогов, педагогов-дефектологов, педагога-психолога, тьютеров, ассистентов).
Оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья через систему консультаций, постоянно действующих семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.д.
Повышение квалификации педагогических кадров через систему мастер-классов, семинаров, публикаций.
Методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса.
Повышение инклюзивной компетенции специалистов общеобразовательных школ, задействованных в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Формирование информационной среды для педагогов общеобразовательных школы через развитие школьного сайта.
Совершенствование образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в формате инклюзии.
Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду.
Повышение инклюзивной компетенции родителей и лиц их замещающих, задействованных в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Развитие совместного воспитания и образования детей нормы и детей с различными нозологиями в ОУ формируется системой вовлечения ребенка с ОВЗ в общеобразовательный процесс.
Необходимо увеличить практику информационно-консультативного сопровождения родителей детей с ОВЗ: помощь от специалистов Ресурсного центра инклюзивного образования, помощь при обращении родителей в различные службы ранней помощи семьям с особыми детьми.
Решать эти и другие проблемы нужно одновременно. Очевидно, что преодоление подобной ситуации возможно лишь при организации систематизированной поддержки (методической, психологической) специалистов, задействованных в организации и реализации инклюзивного образования.
5.КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовка субъектов инклюзивного образования (детей, педагогов, родителей) предполагает несколько этапов работы и осуществляется в тесном взаимодействии с партнерами Ресурсного центра.
Сотрудничество со школами-партнерами является важной составляющей деятельности Ресурсного центра.
В процессе сотрудничества одной из первых решается задача определения степени готовности школы к внедрению инклюзивного образования.
Оценка готовности включает в себя изучение образовательной среды школы и совместный анализ по ряду пунктов:
Условия для сопровождения и поддержки ребенка с ОВЗ в условиях школьного обучения:
возможности обеспечения индивидуального режима обучения,
наполняемость классов,
индивидуальный подход на уроках,
опыт составления и реализации индивидуальных программ обучения,
-возможности обеспечения индивидуальных занятий узких специалистов,
осуществление индивидуального подхода при выборе форм и способов контроля и критериев оценки результатов обучения;
Развитие учительского коллектива в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
специальная подготовка педагогов,
наличие методических материалов (поурочные разработки, планирование, конспекты занятий, технологические карты),
доступ к специализированной литературе,
опыт участия в специальных практических семинарах по вопросам обучения детей
с ОВЗ,
Условия для обучения в школе детей с ОВЗ:
учебники, специальные учебные пособия, оборудование (слуховые аппараты,
звукоусиливающая аппаратура, инструментарий для тактильного восприятия, и другие средства).