СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления деятельности территориального ресурсного центра. Документ в формате ворд.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов,чтобы дети могли обучаться среди сверстников и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».В.В.Путин

Просмотр содержимого документа
«Основные направления деятельности территориального ресурсного центра. Документ в формате ворд.»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет дефектологический

Кафедра логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования



ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РЕСУРСНОО ЦЕНТРА »



обучающейся 2 курса

очной формы обучения

направления подготовки / специальности

44.03.03 Специальное (дефектологическое)

образование

направленности (профиля)

Олигофренопедагогика

Бобровская Ольга Ивановна

Руководитель:

Савельева Галина Владимировна



Курск 2021




«Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов,

чтобы дети могли обучаться среди сверстников и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

В. В. Путин


1. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ, ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ



Состояние инклюзивного образования на настоящий момент - это не только инновационный процесс, позволяющий осуществлять обучение и воспитание детей с различными нозологиями на различных ступенях образовательной вертикали, но это и направление, которое оказывает мощное влияние на развитие самого образовательного процесса, в значительной степени изменяя отношения между его участниками.

Стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Таким образом, определяется актуальнейшая необходимость научно-методического сопровождения и разработка программно-дидактических материалов, методических пособий для реализации этой важной задачи.

Важное обстоятельство формирования нового направления – готовность школы меняться. Для развития инклюзивной практики в ОУ нужны системные изменения, которые не происходят быстро. Но самые сложные из них – это изменения в профессиональном мышлении и сознании людей, начиная с психологии педагога, заканчивая экономическими и финансовыми основаниями функционирования всей системы.

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации, так называемой «безбарьерной среды», но прежде всего с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, готовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы образования, но также недостаток систематических, комплексных психолого- педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного образования.

Важная характеристика данного этапа развития инклюзивного образования – недостаточная профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход.

Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области специальной коррекционной педагогики, педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Но самое важное, чему должны научиться педагогики массовой школы – это работать с разными детьми, и учитывать это многообразие в своём педагогическом подходе к каждому. Основной вопрос практиков

«Как этого добиться?», пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. Перед учителем, в классе которого появляется ребенок с ОВЗ, независимо от типа и степени выраженности нарушения, поднимается целый ряд вопросов: «Как учитывать возможности и трудности ребенка с ОВЗ при организации и проведении урока?», «Какие задания и в какой форме будут не только доступны ему, но и позволят дать оценку уровню его достижений», «Как организовать взаимодействие ребенка с ОВЗ с одноклассниками?» и многие другие. Иногда нужен педагогический поиск, эксперимент, новаторская смелость, а главное – приобретение опыта работы, на основе обучения специалистами, педагогами- дефектологами, логопедами.

Только профессиональное общение педагогов из разных образовательных систем может повлиять на взаимообогащение и расширение возможностей совместного обучения и воспитания детей-норма и детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

Одной из важных происходящих изменений является позиция родителей. Самостоятельность мышления родителей определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, партнёрскую позицию родителей по отношению к школе и их ответственность за образовательный результат. Мы хотим, чтобы родитель был партнёром, но очень часто лишаем его права ответственного выбора. Тогда рекомендации специалистов становятся «приговором», а консультация не открывает возможностей и вариантов поведения. В процессе развития инклюзивного подхода в образовании позиция родителей будет приобретать всё большую самостоятельность и активность. Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка – важная задача школьного сообщества.














2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА


Ресурсный центр принимает на сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, которые как уже обучаются в общеобразовательном учреждении, так и тех, кто только готовятся к инклюзии (включению в массовую школу).

Объект деятельности Ресурсного центра – коррекционно-образовательная, организационная работа с учащимися с ограниченными возможностями обучения, консультационная работа с педагогами и родителями детей с особыми образовательными потребностями.

Предмет деятельности Ресурсного центра – оптимизация условий и средств коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями обучения.

Цель деятельности Ресурсного центра – разработка и внедрение системной работы по инклюзивному образованию, объединяющей усилия структур, работающих с учащимися с особыми образовательными потребностями.

Ресурсный Центр инклюзивного образования оказывает следующие виды

услуг:

1. Формирование и развитие слухоречевого поведения.
  • Слуховое восприятие (неречевой и речевой слух).

  • Языковая способность (произношение, лексика, грамматика).

  • Речевая деятельность (коммуникативные навыки).

2. Формирование и развитие двигательных навыков.
  • Общие движения.

  • Мелкая моторика.

  • Артикуляционная моторика.

3. Развитие зрения.
  • Зрительное восприятие.

  • Ориентировка в окружающем мире.

4. Общее психическое развитие (интеллект).
  • Психические познавательные процессы (ощущения, восприятие, представления, внимание, память, воображение, мышление).

  • Психические состояния (эмоционально-волевая сфера).

Для обеспечения максимального уровня развития детей используется:

  • Современные методики специальной педагогики и психологии: фонетическая ритмика; пальчиковая и артикуляционная гимнастика, аудиовизуальный курс;

  • Занятия в сенсорной комнате;

  • Лингводидактический комплекс – развивающие занятия с дидактическими пособиями.

5. Работа с семьей ребенка:
  • Осуществление эффективной формы взаимодействия семьи и Центра.

  • Оказание психолого-педагогической поддержки родителям.

  • Обучение родителей.















3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ

На сегодняшний день основными направлениями ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования ОУ, осуществляющих инклюзивную практику являются:

    1. Оказание помощи в овладении методики преподавания на основе адаптированных учебных планов, специального оборудования, дидактического материала, видов, форм и методов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    2. Совершенствование профессионального уровня кадрового состава (педагогов, педагогов-дефектологов, педагога-психолога, тьютеров, ассистентов).

    3. Оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья через систему консультаций, постоянно действующих семинаров, круглых столов, мастер-классов и т.д.

    4. Повышение квалификации педагогических кадров через систему мастер-классов, семинаров, публикаций.

    5. Методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса.

    6. Повышение инклюзивной компетенции специалистов общеобразовательных школ, задействованных в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

    7. Формирование информационной среды для педагогов общеобразовательных школы через развитие школьного сайта.

    8. Совершенствование образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в формате инклюзии.

    9. Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду.

    10. Повышение инклюзивной компетенции родителей и лиц их замещающих, задействованных в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

Развитие совместного воспитания и образования детей нормы и детей с различными нозологиями в ОУ формируется системой вовлечения ребенка с ОВЗ в общеобразовательный процесс.

Необходимо увеличить практику информационно-консультативного сопровождения родителей детей с ОВЗ: помощь от специалистов Ресурсного центра инклюзивного образования, помощь при обращении родителей в различные службы ранней помощи семьям с особыми детьми.

Решать эти и другие проблемы нужно одновременно. Очевидно, что преодоление подобной ситуации возможно лишь при организации систематизированной поддержки (методической, психологической) специалистов, задействованных в организации и реализации инклюзивного образования.
















5.КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Подготовка субъектов инклюзивного образования (детей, педагогов, родителей) предполагает несколько этапов работы и осуществляется в тесном взаимодействии с партнерами Ресурсного центра.

Сотрудничество со школами-партнерами является важной составляющей деятельности Ресурсного центра.

В процессе сотрудничества одной из первых решается задача определения степени готовности школы к внедрению инклюзивного образования.

Оценка готовности включает в себя изучение образовательной среды школы и совместный анализ по ряду пунктов:

    1. Условия для сопровождения и поддержки ребенка с ОВЗ в условиях школьного обучения:

  • возможности обеспечения индивидуального режима обучения,

  • наполняемость классов,

  • индивидуальный подход на уроках,

  • опыт составления и реализации индивидуальных программ обучения,

-возможности обеспечения индивидуальных занятий узких специалистов,

  • осуществление индивидуального подхода при выборе форм и способов контроля и критериев оценки результатов обучения;

    1. Развитие учительского коллектива в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • специальная подготовка педагогов,

  • наличие методических материалов (поурочные разработки, планирование, конспекты занятий, технологические карты),

  • доступ к специализированной литературе,

  • опыт участия в специальных практических семинарах по вопросам обучения детей

с ОВЗ,

  • наличие соответствующих методических объединений;

    1. Условия для обучения в школе детей с ОВЗ:

  • учебники, специальные учебные пособия, оборудование (слуховые аппараты,

звукоусиливающая аппаратура, инструментарий для тактильного восприятия, и другие средства).