Основные направления инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск благоприятных условий развития детей; выбора эффективных методов и средств обучения и воспитания. Содержание дошкольного образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и общественной практики, на индивидуализацию образовательных программ побуждающих педагогов к инновационной деятельности, творческому поиску, профессиональной самореализации в исследовательской работе. Исследования ученых (И. А. Копыловой, В. С. Лазарева, В. Я. Лаудис, В. П. Панасюк, Ю. В. Смирновой, Е. Н. Степанова, Г. В. Яковлевой и др.) показывают, что современный образовательный процесс в детском саду требует перехода на инновационные модели образовательной деятельности. Это означает, что в педагогические системы дошкольных образовательных учреждений должны быть введены множество согласованных и скоординированных новшеств, благодаря чему образовательные учреждения для детей дошкольного возраста станут способными достигать более высоких, чем прежде, результатов в воспитании и развитии детей (В. В. Козлов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и др.). С точки зрения Н. В. Микляевой, в качестве перспективных направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения можно определить следующие:
‒ активное построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
‒ изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода; ‒ расширение сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами;
‒ укрепление взаимодействия с родителями;
‒ совершенствование материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения.
Одним из направлений инновационного развития дошкольного образовательного учреждения является повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. В этом случае задачи инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения направлены на:
‒ повышение профессиональной готовности педагогических работников к реализации инновационных проектов через создание системы непрерывного профессионального развития;
‒ создание условий для расширения педагогической деятельности, дополнительных образовательных услуг;
‒ организацию работы педагогического коллектива в режиме развития;
‒ повышение педагогической компетентности, раскрытие творческого потенциала педагогических работников и других специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Задачи организации инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении реализуются по следующим направлениям:
Аналитическое, диагностическое. Цель, содержание: выявление профессиональных проблем в деятельности педагогов.
Проектное. Цель, содержание: разработка проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Психолого-педагогическое. Цель, содержание: повышение психолого-педагогической культуры педагогов в процессе реализации инновационной деятельности, знакомство с передовыми педагогическими технологиями, обсуждение и реализация инновационных проектов.
Контролирующее. Цель, содержание: осуществление контроля и оценки эффективности реализации проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Для осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении реализуются следующие условия:
‒ мотивирование педагогов к участию в разработке проектов инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения;
‒ проведение курсов и методических объединений по проблемам разработки проектов инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении;
‒ организация и участие в конкурсах, смотрах, обмене опытом педагогических работника, как дошкольном образовательном учреждении, так и в других дошкольных образовательных учреждениях города, области.