Семинар для педагогов логопедических групп
Презентация
Тема: «Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в группах для детей с нарушениями речи»
Коррекционно-образовательный процесс в группах для детей с нарушениями речи отличается преимущественно «учебной» направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к коррекции речевых нарушений, отсутствием четко выверенных оснований для использования вариативных дошкольных образовательных программ, недостаточным использованием коррекционно-педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей и т.д.
Поэтому всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, сегодня совершенно необходимы. Коррекционно-логопедическая работа и дошкольный образовательный процесс органически взаимосвязаны; диагностика, коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии становятся не самоцелью, а средством, способствуюгцим воспитанию дошкольника. Следовательно, конечной целью педагогов в компенсирующих группах остается всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.
Бесспорно, ключевые позиции в коррекционной работе принадлежат логопеду, который выполняет диагностическую, профилактическую, коррекционно-педагогическую, организационно-методическую, консультативную, координирующую, контрольно-оценочную и другие функции. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефициту других и снижению качества коррекционной работы в целом.
Логопедическая практика располагает убедительными примерами оптимизации коррекционно-педагогического процесса в группах для детей с нарушениями речи, анализ которых позволяет выделить ее основные направления — совершенствование форм, содержания, методов, приемов и средств логопедической работы.
Совершенствование форм организации коррекционно-логопедического процесса возможно на основе рационального проектирования взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с нарушениями речи (рис. 1).

Помимо установления доминирования потребностей, интересов и возможностей ребенка и определения роли логопеда как организатора и координатора коррекционно-педагогических влияний, модель позволяет выделить шесть линий взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.
Линии 1, 2 и 3 предусматривают оказание логопедической помощи ребенку. Линии 4, 5 и 6 показывают консультативно-методическое взаимодействие участников коррекционно-педагогического процесса.
Эти линии помогают более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи направлены на развитие личности ребенка с речевыми нарушениями и оказание своевременной и наиболее адекватной его потребностям и возможностям диагностической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи; частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников.
На разных этапах коррекционно-педагогической работы следует осознанно подходить к выбору форм организации:
подгрупповых и индивидуальных логопедических и коррекционно-педагогических занятий с детьми, имеющими нарушения речевого развития;
подгрупповых и индивидуальных форм взаимодействия логопеда, педагогического коллектива и родителей.
Динамическое изучение логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, анализ причин отклонений и особенностей в его речевом развитии позволяет выбрать адекватные формы коррекционного воздействия. Дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы на активное использование подгрупповых форм работы, при которых логопед и воспитатели имеют возможность помогать детям, применяя адресные индивидуальные задания.
Формы взаимодействия логопеда с педагогическим коллективом и родителями на первом (организационном) этапе:
- педсоветы;
- консультации для специалистов ДОУ;
- мини-педсоветы с участием педагогов группы, посвященные анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику;
- индивидуальные беседы и консультации с педагогами;
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации для родителей и др.
Большое значение в выборе той или иной формы работы будут иметь степень коррекционно-педагогической компетентности воспитателей и родителей и их заинтересованность в результатах.
Необходимость оптимизации содержания, методов и приемов коррекционно-логопедической работы диктуется, с одной стороны, модернизацией системы дошкольного образования, а с другой — обогащением психолого-педагогических знаний о закономерностях развития, воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями и накоплением положительного опыта своевременной диагностики, профилактики и коррекции этих нарушений.
В число обязательных условий успешной реализации той или иной коррекционно-образовательной программы должны войти ее индивидуально-дифференцированный характер, разносторонность, комплексность и систематичность. Обобщение данных общего и речевого развития детей, полученных с помощью разных диагностических методов и из разных источников, позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на учебный год. В то же время подробный анализ результатов стартовой психолого-педагогической и логопедической диагностики, проведенный совместно с воспитателями, позволяет логопеду составить групповые педагогический и речевой «профили» и на их основе разработать долгосрочные программы подгрупповой коррекционно-педагогической работы.
Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза.
Углубленный анализ особенностей психофизического развития и потенциальных возможностей дошкольников и их учет в ходе педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только логопеда, но и всех участников коррекционного процесса. Тем самым обеспечивается его комплексность и возможность проведения соответствующей речевой работы с использованием резервов различных видов детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.), режимных моментов, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье и т.п. На основе рекомендаций логопеда и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают условия для логопедизации жизни дошкольников — т.е. создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в детском саду и в семье. Это позволяет проводить коррекционно-речевую работу как параллельно образовательному процессу (в форме специальных логопедических занятий), так и активно вовлекая в нее близких ребенка.
Все перечисленные условия могут сойти на нет при несоблюдении систематичности. Только спланированная, ежедневная работа дает положительные результаты. Рациональное использование регламентированной и нерегламентированной детской деятельности позволяет добиться максимального коррекционного эффекта в более короткие сроки.
Перечисленные условия обязательно должны быть приняты во внимание при работе с каждым ребенком (группой детей) независимо от причин, характера и степени выраженности речевых нарушений.
Важным средством оптимизации корректирующих воздействий можно назвать комплексные занятия, на которых ведется работа по совершенствованию тех или иных компонентов речевой системы дошкольников и дефицитарно развитых психических и психофизиологических функций.
Оптимизация средств коррекционно-образовательной работы с детьми предполагает совершенствование традиционных и поиск новых предметно-материальных ресурсов, которые способствуют ее четкой и эффективной организации. Без сомнения, большинство специалистов активно отслеживают новые методические, наглядно-дидактические пособия и игры, постоянно пополняя свой педагогический арсенал. В то же время многочисленность подобной продукции требует тщательного выбора, основными критериями которого должны стать их соответствие психофизическим возможностям и особенностям детей, нацеленность на решение коррекционно-развивающих задач.