СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в группах для детей с нарушениями речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-логопедическая ра­бота и дошкольный образовательный процесс органи­чески взаимосвязаны; диагностика, коррекция и про­филактика отклонений в речевом развитии становятся не самоцелью, а средством, способствуюгцим воспита­нию дошкольника.

Просмотр содержимого документа
««Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в группах для детей с нарушениями речи»»

Семинар для педагогов логопедических групп

Презентация

Тема: «Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в группах для детей с нарушениями речи»

Коррекционно-образовательный процесс в группах для детей с нарушениями речи отлича­ется преимущественно «учебной» направленностью кор­рекционно-педагогической работы, неправомерно по­вышенным вниманием к коррекции речевых наруше­ний, отсутствием четко выверенных оснований для использования вариативных дошкольных образователь­ных программ, недостаточным использованием коррек­ционно-педагогического потенциала специалистов ДОУ и родителей и т.д.

Поэтому всесторонняя и тщательная проработка орга­низационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, сегодня совершенно необходимы. Коррекционно-логопедическая ра­бота и дошкольный образовательный процесс органи­чески взаимосвязаны; диагностика, коррекция и про­филактика отклонений в речевом развитии становятся не самоцелью, а средством, способствуюгцим воспита­нию дошкольника. Следовательно, конечной целью пе­дагогов в компенсирующих группах остается все­стороннее полноценное развитие личности ребенка, со­хранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.

Бесспорно, ключевые позиции в коррекционной ра­боте принадлежат логопеду, который выполняет диаг­ностическую, профилактическую, коррекционно-педа­гогическую, организационно-методическую, консуль­тативную, координирующую, контрольно-оценочную и другие функции. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефициту других и снижению качества коррекционной работы в целом.

Логопедическая практика располагает убедительны­ми примерами оптимизации коррекционно-педагогического процесса в группах для детей с наруше­ниями речи, анализ которых позволяет выделить ее основ­ные направления — совершен­ствование форм, содержания, методов, приемов и средств ло­гопедической работы.

Совершенствование форм орга­низации коррекционно-логопеди­ческого процесса возможно на ос­нове рационального проектирова­ния взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для де­тей с нарушениями речи (рис. 1).

Помимо установления доми­нирования потребностей, инте­ресов и возможностей ребенка и определения роли логопеда как организатора и координато­ра коррекционно-педагогичес­ких влияний, модель позволяет выделить шесть линий взаимо­действия субъектов коррекци­онно-образовательного процесса.

Линии 1, 2 и 3 предусмат­ривают оказание логопедичес­кой помощи ребенку. Линии 4, 5 и 6 показывают консульта­тивно-методическое взаимодей­ствие участников коррекцион­но-педагогического процесса.

Эти линии помогают более четко определить общие и част­ные задачи участников коррек­ционно-образовательного про­цесса. Общие задачи направле­ны на развитие личности ребен­ка с речевыми нарушениями и оказание своевременной и наи­более адекватной его потребно­стям и возможностям диагнос­тической, профилактической и коррекционно-педагогической помощи; частные задачи доста­точно специфичны для каждо­го из участников.

­ На разных этапах коррекционно-педагоги­ческой работы следует осознан­но подходить к выбору форм организации:

  • подгрупповых и индивидуальных логопедиче­ских и коррекционно-педагоги­ческих занятий с детьми, име­ющими нарушения речевого развития;

  • подгрупповых и индивидуальных форм взаи­модействия логопеда, педагоги­ческого коллектива и родителей.

Динамическое изучение лого­педом структуры нарушений речи каждого ребенка, анализ причин отклонений и особенно­стей в его речевом развитии по­зволяет выбрать адекватные фор­мы коррекционного воздействия. Дошкольные программы воспи­тания и обучения детей с нару­шениями речи ориентированы на активное использование подгрупповых форм рабо­ты, при которых логопед и вос­питатели имеют возможность по­могать детям, применяя адресные индивидуальные задания.

Формы взаимодействия лого­педа с педагогическим коллек­тивом и родителями на первом (организационном) этапе:

- педсоветы;

- консультации для специалис­тов ДОУ;

- мини-педсоветы с участием пе­дагогов группы, посвященные анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику;

- индивидуальные беседы и консультации с педагогами;

- родительские собрания;

- индивиду­альные консультации для ро­дителей и др.

Большое значение в выборе той или иной формы работы будут иметь степень коррекционно-пе­дагогической компетентности вос­питателей и родителей и их заин­тересованность в результатах.

Необходимость оптимизации содержания, методов и приемов коррекционно-логопедической работы диктуется, с одной сто­роны, модернизацией системы дошкольного образования, а с другой — обогащением психолого-педагогических знаний о за­кономерностях развития, воспи­тания и обучения дошкольни­ков с речевыми нарушениями и накоплением положительно­го опыта своевременной диагно­стики, профилактики и коррек­ции этих нарушений.

В число обязательных усло­вий успеш­ной реализации той или иной коррекционно-образовательной программы должны войти ее индивидуально-дифференциро­ванный характер, разносторон­ность, комплексность и система­тичность. Обобщение дан­ных общего и речевого развития детей, полученных с помощью разных диагностических методов и из разных источников, позво­ляет сформулировать объектив­ное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педа­гогической работы на учебный год. В то же время подробный анализ результатов стартовой психолого-педагогической и ло­гопедической диагностики, проведенный совместно с воспита­телями, позволяет логопеду со­ставить групповые педагогичес­кий и речевой «профили» и на их основе разработать долгосроч­ные программы под­групповой коррекционно-педа­гогической работы.

Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предпо­лагает обязательный учет не только речевых, но и индивиду­ально-типологических особенно­стей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нор­мальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание за­кономерности как общего пси­хического, так и речевого онто­генеза.

Углубленный анализ особенностей психофизи­ческого развития и потенциаль­ных возможностей дошкольников и их учет в ходе педагогического воздействия должны стать при­оритетными задачами не только логопеда, но и всех участников коррекционного процесса. Тем самым обеспечивается его комп­лексность и возможность прове­дения соответствующей речевой работы с исполь­зованием резервов различных видов детской деятельности (иг­ровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.), режимных моментов, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрос­лыми в семье и т.п. На основе рекомендаций логопеда и в тес­ном сотрудничестве с ним педа­гоги и родители создают условия для логопедизации жизни до­школьников — т.е. создания обо­гащенной предметно-развиваю­щей и поддерживающей речевой среды в детском саду и в семье. Это позволяет проводить коррек­ционно-речевую работу как па­раллельно образовательному про­цессу (в форме специальных ло­гопедических занятий), так и активно вовлекая в нее близких ребенка.

Все перечисленные ус­ловия могут сойти на нет при не­соблюдении систематичности. Только спланированная, ежеднев­ная работа дает положительные результаты. Рациональное ис­пользование регламентированной и нерегламентированной детской деятельности позволяет добиться максимального коррекционного эффекта в более короткие сроки.

Перечисленные условия обя­зательно должны быть приня­ты во внимание при работе с каждым ребенком (группой де­тей) независимо от причин, ха­рактера и степени выраженно­сти речевых нарушений.

Важным средством оптимизации корректирующих воздействий можно назвать комплексные за­нятия, на которых ведется рабо­та по совершенствованию тех или иных компонентов речевой сис­темы дошкольников и дефицитарно развитых психических и психофизиологических функ­ций.

Оптимизация средств коррек­ционно-образовательной работы с детьми предполагает совер­шенствование традиционных и поиск новых предметно-матери­альных ресурсов, которые спо­собствуют ее четкой и эффек­тивной организации. Без сомне­ния, большинство специалистов активно отслеживают новые ме­тодические, наглядно-дидакти­ческие пособия и игры, посто­янно пополняя свой педагогиче­ский арсенал. В то же время многочисленность подобной про­дукции требует тщательного вы­бора, основными критериями которого должны стать их со­ответствие психофизическим возможностям и особенностям детей, нацеленность на решение коррекционно-развивающих за­дач.