Основные направления процесса совершенствования техники игры
в мини-футбол
Совершенствование техники мини-футбольной игры тесно связано с процессом обучения в свое время логическое продолжение процесса изучения, только в других более усложнённых условиях. Несмотря на это, практика показала, что данный процесс имеет определенные специфические свойства, а также и свои методы, и процедуры.
Всегда надо иметь в виду, что ни один из тех методов и процедур нельзя использовать как "рецепт", соответственно "методический" закон, который не подлежит изменениям и дополнениям. Всегда надо отталкиваться от предположения, что процесс тренировок постоянно изменяется, в зависимости от опыта, научных знаний и требований современной игры. На основании предыдущих опытов, можно увидеть, что некоторые методы и процедуры в процессе тренировки, подтвердили свое значение на практике.
Метод усложнения внешних факторов:
Этот метод реализуется с помощью целого ряда специфических методических процедур:
противодействие полуактивного противника игроку с мячом;
использование тяжелых положений в начале выполнения упражнений;
выполнение элементов техники с максимальной скоростью и точностью;
выполнение технического элемента в ограниченном пространстве;
выполнение комбинации нескольких технических элементов, на время и др.
Метод выполнения упражнений в разных состояниях организма:
Данный метод включает следующие методические приёмы:
выполнение упражнений в состоянии усталости;
выполнение упражнений в состоянии сильного эмоционального напряжения;
выполнение упражнения в постоянном и случайном исключении зрительного контроля;
выполнение упражнений в ряде предварительных условий;
выполнение упражнений в ряде ситуационных обстоятельств.
Техника усваивается постепенно и систематически. Программа работы должна соответствовать возрасту и возможностям юных мини-футболистов: с новичками начинается обучение элементов техники мини-футбольной игры;
начинающие в младшем возрасте усваивают элементарную технику методом обучения;
в кадетском возрасте заканчивается обучение и начинается процесс тренировок (совершенствования) динамической техники;
в юниорском периоде должна совершенствоваться элементарная техника;
в старшем возрасте, наряду с сохранением и улучшением, необходимо ставить акцент на мастерстве и максимальной автоматизации техники.
Главную роль в обучении и совершенствовании техники должны играть
основные (базовые) элементы техники:
удары по мячу (ведение, передача, удары в ворота);
обработка мяча и основные виды отбора мяча у противника. Остальные технические элементы составляют отношение (70%:30%).
Таким методом работы достигается максимальная рациональность технической подготовки. Тенденция заключается в том, чтобы, как можно больше включать в техническую подготовку ситуационных упражнений, соответствующих условиям игры в самом матче.
В мини-футболе важна утилитарная (применимая) техника, никак не "цирковая", которая сама по себе привлекательна, а это значит, техника должна быть полезна в игре.
Методические указания в обучении технических элементов:
объяснение роли данного технического элемента в игре;
демонстрация технического элемента;
свободное выполнение;
выполнение с коррекцией.
С детьми с 6-7 до 12 лет работа проводится фронтально (всё и постоянно), без разделения на периоды. В работе используются известные методы:
После 14 лет, работа проводится исключительно методом тренировок, где выделяется 3 периода:
подготовительный;
состязательный;
переходный.
Обязательна всесторонняя физическая подготовка с особым акцентом на развитие:
скоростных качеств;
координации;
взрывной силы.