СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в.»

 Каким видится вам период Серебряного века в развитии русской литературы?
  • Каким видится вам период Серебряного века в развитии русской литературы?
«Можно определенно сказать, что начало ХХ века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».  Николай Александрович Бердяев

«Можно определенно сказать, что начало ХХ века ознаменовалось у нас ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим. Никогда еще русская культура не достигала такой утонченности, как в то время. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

Николай Александрович Бердяев

1. Русско-японская война (1904-1905 гг.) ; 2. Первая буржуазно-демократическая революция (1905 г.) ; 3. Первая мировая война (1914-1919 гг.) ; 4. Февральская революция (1917 г.) ; 5. Октябрьская революция (1917 г.) ; 6. Гражданская война (1917/1918-1922/1923 гг.) .

1. Русско-японская война (1904-1905 гг.) ;

2. Первая буржуазно-демократическая революция (1905 г.) ;

3. Первая мировая война (1914-1919 гг.) ;

4. Февральская революция (1917 г.) ;

5. Октябрьская революция (1917 г.) ;

6. Гражданская война (1917/1918-1922/1923 гг.) .

ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «СКИФЫ» (1918 Г.):     «…Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,  И обливаясь черной кровью,  Она глядит, глядит, глядит в тебя  И с ненавистью, и с любовью!…»

ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «СКИФЫ» (1918 Г.): «…Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!…»

М.А. Врубель «Демон сидящий»

М.А. Врубель «Демон сидящий»

ИЗ «ПОЭМЫ БЕЗ ГЕРОЯ» (1962 Г.):    «…И серебряный месяц ярко  Над серебряным веком стыл.»

ИЗ «ПОЭМЫ БЕЗ ГЕРОЯ» (1962 Г.): «…И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл.»

1. Кризисность эпохи, которая отразилась в литературных произведениях ; 2. Многосоставность и сложная целостность литературы ;

1. Кризисность эпохи, которая отразилась в литературных произведениях ;

2. Многосоставность и сложная целостность литературы ;

    Реализм Модернизм Символизм Отношение к миру Акмеизм Роль поэта Футуризм Отношение к слову Особенности формы М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов «Старшие»:  «Младшие»: Кубофутуристы:  Эгофутуристы:  «Мезонин поэзии»:  «Центрифуга»:

Реализм

Модернизм

Символизм

Отношение к миру

Акмеизм

Роль поэта

Футуризм

Отношение к слову

Особенности формы

М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов

«Старшие»:

«Младшие»:

Кубофутуристы:

Эгофутуристы:

«Мезонин поэзии»:

«Центрифуга»:

    Реализм Модернизм Символизм Отношение к миру Акмеизм Роль поэта Футуризм Отношение к слову Л.Н. Толстой, А.П. Чехов Особенности формы М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов «Старшие»:  «Младшие»: Кубофутуристы:  Эгофутуристы:  «Мезонин поэзии»:  «Центрифуга»:

Реализм

Модернизм

Символизм

Отношение к миру

Акмеизм

Роль поэта

Футуризм

Отношение к слову

Л.Н. Толстой,

А.П. Чехов

Особенности формы

М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов

«Старшие»:

«Младшие»:

Кубофутуристы:

Эгофутуристы:

«Мезонин поэзии»:

«Центрифуга»:

    Реализм Модернизм Символизм Отношение к миру Акмеизм Роль поэта Футуризм Отношение к слову Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович Особенности формы М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов «Старшие»:  «Младшие»: Кубофутуристы:  Эгофутуристы:  «Мезонин поэзии»:  «Центрифуга»:

Реализм

Модернизм

Символизм

Отношение к миру

Акмеизм

Роль поэта

Футуризм

Отношение к слову

Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович

Особенности формы

М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов

«Старшие»:

«Младшие»:

Кубофутуристы:

Эгофутуристы:

«Мезонин поэзии»:

«Центрифуга»:

    Реализм Модернизм Символизм Отношение к миру Акмеизм Роль поэта Футуризм Отношение к слову Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович Особенности формы М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов «Старшие»: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб «Младшие»: А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов Кубофутуристы:  Эгофутуристы:  «Мезонин поэзии»:  «Центрифуга»:

Реализм

Модернизм

Символизм

Отношение к миру

Акмеизм

Роль поэта

Футуризм

Отношение к слову

Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович

Особенности формы

М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов

«Старшие»: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб

«Младшие»:

А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов

Кубофутуристы:

Эгофутуристы:

«Мезонин поэзии»:

«Центрифуга»:

    Реализм Модернизм Символизм Отношение к миру Акмеизм Роль поэта Футуризм Отношение к слову Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович Особенности формы М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов «Старшие»: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб «Младшие»: А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов Кубофутуристы:  Эгофутуристы:  «Мезонин поэзии»:  «Центрифуга»:  Интуитивное постижение мира Поэт – пророк, который разгадывает тайны бытия, слова Слово и многозначно, и символично Намеки, иносказания

Реализм

Модернизм

Символизм

Отношение к миру

Акмеизм

Роль поэта

Футуризм

Отношение к слову

Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович

Особенности формы

М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов

«Старшие»: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб

«Младшие»:

А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов

Кубофутуристы:

Эгофутуристы:

«Мезонин поэзии»:

«Центрифуга»:

Интуитивное постижение мира

Поэт – пророк, который разгадывает тайны бытия, слова

Слово и многозначно, и символично

Намеки, иносказания

    Реализм Модернизм Символизм Отношение к миру Акмеизм Роль поэта Футуризм Отношение к слову Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович Особенности формы М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов «Старшие»: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб «Младшие»: А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут Кубофутуристы:  Эгофутуристы:  «Мезонин поэзии»:  «Центрифуга»:  Мир познаваем Интуитивное постижение мира Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт – пророк, который разгадывает тайны бытия, слова Четкая определенность слова Слово и многозначно, и символично Конкретная образность Намеки, иносказания

Реализм

Модернизм

Символизм

Отношение к миру

Акмеизм

Роль поэта

Футуризм

Отношение к слову

Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович

Особенности формы

М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов

«Старшие»: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб

«Младшие»:

А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов

Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут

Кубофутуристы:

Эгофутуристы:

«Мезонин поэзии»:

«Центрифуга»:

Мир познаваем

Интуитивное постижение мира

Поэт возвращает слову ясность, простоту

Поэт – пророк, который разгадывает тайны бытия, слова

Четкая определенность слова

Слово и многозначно, и символично

Конкретная образность

Намеки, иносказания

Реализм

Модернизм

Символизм

Отношение к миру

Акмеизм

Роль поэта

Футуризм

Отношение к слову

Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович

Особенности формы

М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов

«Старшие»: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб

«Младшие»:

А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов

Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут

Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В. Хлебников, В.В. Кам е нский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых

Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гн е дов

Группа «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Р. Ивнев

Объединение «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров

Мир надо переделать

Мир познаваем

Интуитивное постижение мира

Поэт возвращает слову ясность, простоту

Поэт разрушает старое

Поэт – пророк, который разгадывает тайны бытия, слова

Свобода в обращении со словом

Четкая определенность слова

Слово и многозначно, и символично

Обилие неологизмов, искажение слов

Конкретная образность

Намеки, иносказания

3. Патриотичность (тема Родины) ; 4. Человекоцентризм ; 5. Философичность (Ф. Ницше «Идея о ‘сверхчеловеке’», В.С. Соловьев («Мрак есть начало света…»), Н.А. Бердяев,  В.В. Розанов).

3. Патриотичность (тема Родины) ;

4. Человекоцентризм ;

5. Философичность (Ф. Ницше «Идея о ‘сверхчеловеке’», В.С. Соловьев («Мрак есть начало света…»), Н.А. Бердяев, В.В. Розанов).

 Каким видится вам период Серебряного века в развитии русской литературы?
  • Каким видится вам период Серебряного века в развитии русской литературы?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!