Русская литература начала XX века
Реализм | Модернизм |
| Символизм | Акмеизм | Футуризм |
Отношение к миру | | | |
Роль поэта | | | |
Отношение к слову | | | |
Особенности формы | | | |
| | «Старшие»: «Младшие»: | | Кубофутуристы: Эгофутуристы: Группа «Мезонин поэзии»: Объединение «Центрифуга»: |
М.И. Цветаева, М.А. Волошин, В.Ф. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов |
Русская литература начала XX века
Реализм | Модернизм |
| Символизм | Акмеизм | Футуризм |
Отношение к миру | Интуитивное постижение мира | Мир познаваем | Мир надо переделать |
Роль поэта | Поэт – пророк, который разгадывает тайны бытия, слова | Поэт возвращает слову ясность, простоту | Поэт разрушает старое |
Отношение к слову | Слово и многозначно, и символично | Четкая определенность слова | Свобода в обращении со словом |
Особенности формы | Намеки, иносказания | Конкретная образность | Обилие неологизмов, искажение слов |
Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, Б. Зайцев, М. Горький, Л.Н. Андреев, А. Ремизов; сатирики: А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный, В.Г. Короленко, В. Вересаев, А. Серафимович | | «Старшие» (московский символизм): Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб «Младшие» (петербургский символизм): А.А. Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов | Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут | Кубофутуристы: Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых Эгофутуристы: И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов Группа «Мезонин поэзии»: В. Шершеневич, Р. Ивнев Объединение «Центрифуга»: Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров |
М.И. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич, М.А. Булгаков, А. Платонов |
СИМВОЛИЗМ
Д. С. Мережковский
«Так жизнь ничтожеством страшна...»
Так жизнь ничтожеством страшна,
И даже не борьбой, не мукой,
А только бесконечной скукой
И тихим ужасом полна,
Что кажется - я не живу,
И сердце перестало биться,
И это только наяву
Мне всё одно и то же снится.
И если там, где буду я,
Господь меня, как здесь, накажет, -
То будет смерть, как жизнь моя,
И смерть мне нового не скажет.
3 июля 1900 г.
А. А. Блок
«Вхожу я в темные храмы…»
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.
25 октября 1902 г.
АКМЕИЗМ
А. А. Ахматова
«Перед весной бывают дни такие…»
Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
Весна, 1915 г.
ФУТУРИЗМ
В. Хлебников
Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
1908 – 1909 гг.